«Русский след» в Каталонии. Сколько у сепаратистов друзей в Кремле

Акции каталонских сепаратистов время от времени проходят до сих пор. Барселона, март 2021 года

В Испании вновь разгорелась общественная дискуссия в связи с появлением новых свидетельств предполагаемого вмешательства России в попытки сепаратистов отделить Каталонию от Испании. Скандал начался после публикации рядом испанских СМИ, а также американской The New York Times материалов расследования, проведенного испанскими спецслужбами.

О "русском следе" в событиях осени 2017 года, когда сторонники независимости Каталонии провели референдум, противоречащий испанскому законодательству, и объявили эту автономную область Испании суверенным государством, в свое время говорилось и писалось немало. Лидеры сепаратистов, включая представителей тогдашней региональной администрации, сами распространяли слухи о своих якобы активных контактах в Москве с целью добиться от Кремля финансовой и даже военной помощи – вплоть до, как ни фантастически это звучит, посылки российского воинского контингента для защиты от Мадрида.

Скорее всего, тогда каталонские сепаратисты фантазировали, рассуждая о гипотетической российской помощи, чтобы внушить побольше оптимизма своим сторонникам. Независимость Каталонии в конце концов так и не состоялась, российская помощь не пришла, а организаторы "каталонского процесса", обвиненные испанской юстицией в организации мятежа, оказались или в тюрьме, или в бегах. Тем не менее возможный "русский след" в каталонских событиях все же заинтересовал компетентные органы Испании, напоминает занимающаяся этой темой сотрудница близкой к испанскому правительству радиостанции Cadena SER Пилар Веласко:

"Спецслужбы Испании и других стран Европы изучали, было ли возможное вмешательство россиян в события в Каталонии с целью поддержать сепаратистов и таким образом повлиять на ситуацию в Испании. Вмешательство, аналогичное тому, что наблюдалось в Великобритании в ходе Брекзита, во время выборов в США, Франции, Германии, Болгарии и в других государствах. Полиция прослеживала также судьбу крупных денежных переводов из России в Испанию, осуществленных как до событий в Каталонии, так и после них".

Демонстрация протеста в Мадриде после известия о планах правительства Испании помиловать 12 лидеров каталонских сепаратистов, признанных виновными в мятеже. Июнь 2021 года

Кремль утверждения о своем вмешательстве в дела Каталонии откровенно высмеял и назвал выдумкой и провокацией. Однако у Гражданской гвардии Испании (национальной жандармерии) появились данные, полученные в результате длительного расследования, которые свидетельствуют, что у России действительно был и остается особый интерес к региону. Об этом говорят, например, постоянные негласные контакты, существовавшие между представителями Москвы и каталонцами в последние годы.

Выйти на самый свежий "русский след" в лагере сепаратистов испанским гвардейцам, работающим под руководством барселонского судебного следователя Хоакина Агирре, удалось, в частности, в ходе рассмотрения уголовного дела под кодовым названием "Волох". Оно касается в основном коррупции в каталонской администрации – растрат миллионов евро из регионального бюджета на финансирование организаций и мероприятий сепаратистов. Одним из фигурантов этого дела является Жозеп Льюис Алай, бывший каталонский "министр иностранных дел", а ныне руководитель офиса (секретариата) экс-главы Каталонии Карлеса Пучдемона. Последний преследуется судом за свои деяния 2017 года и сейчас скрывается в Бельгии. Однако Пучдемон продолжает оказывать большое влияние на движение сторонников каталонской независимости.

Что касается Алая, то следствие выявило его тесные связи с российским бизнесменом Александром Дмитренко. Недавно этот россиянин, который живет в Каталонии, подал прошение о предоставлении ему испанского гражданства. При проверке данных просителя министерство юстиции выявило, что он работает на "российские разведывательные службы, чьи задания выполняет", а также поддерживает контакты "с некоторыми лидерами криминального мира российского происхождения". В документе Минюста Испании, попавшем в печать, подчеркивается, что все эти сведения "доказаны". В гражданстве Дмитренко было отказано.

В соответствии с данными каталонской газеты El Periodico, которая ссылается на источники в Гражданской гвардии, "россиянин внедрился в окружение Пучдемона" и даже лично встречался за пределами Испании с беглым политиком. Это подтверждают и специализирующиеся на журналистских расследованиях международные источники – Organised Crime and Corruption Reporting Project и Bellingcat.

Так, Дмитренко постоянно оказывал Алаю разные услуги. К примеру, он познакомил его со своим партнером – преуспевающим бизнесменом Артемом Лукояновым, пасынком Владислава Суркова, до недавнего времени помощника президента РФ. Дмитренко помог каталонцу выйти и на других "нужных людей" в России, в том числе на Евгения Примакова, руководителя Россотрудничества. Это и позволило Алаю в одном из прослушанных Гражданской гвардией разговоров с Пучдемоном заявить, что его российский друг "открывает нам (сторонникам каталонской независимости. – РС) многие двери в Москве".

Со своей стороны The New York Times отмечает, также со ссылкой на источники в спецслужбах, что в 2019 и 2020 годах Жозеп Льюис Алай в сопровождении Дмитренко неоднократно посещал Москву с целью заручиться "технической и финансовой помощью" для создания в Каталонии независимой от Испании банковской, телекоммуникационной и, в первую очередь, энергетической системы. Газета пишет, что в ходе этих поездок каталонец был принят замминистра иностранных дел, бывшим замдиректора ФСБ Олегом Сыромолотовым, а также другими офицерами российских спецслужб, и Евгением Примаковым. Тем временем личный адвокат Пучдемона Гонсало Бойе встречался в Москве с криминальным авторитетом Василием Христофоровым, чтобы "проконсультироваться по вопросу создания тайных каналов финансирования" сепаратистов из России. Общался, по данным The New York Times, Жозеп Льюис Алай и с полковником Федеральной службы охраны РФ Сергеем Суминым. Правда, не в Москве, а в Барселоне. На этой встрече его, как обычно, сопровождал Дмитренко.

Акция каталонских сепаратистов в Барселоне. Март 2018 года

Похоже, что каталонец дорожил уровнем отношений сепаратистов с Россией. Он даже просил Пучдемона избегать публичных высказываний, которые могли бы вызвать недовольство Москвы, в частности, в связи с судьбой Алексея Навального и событиями в Беларуси. А когда лидер каталонского сепаратистского движения все же позволил себе критику в адрес режима Лукашенко, адвокат Бойе тут же попросил Алая объяснить россиянам, что это было сделано "для отвода глаз" европейской общественности, солидарной с участниками массовых протестов против белорусского режима.

Также в перехваченных разговорах внимание следствия привлек огромный интерес Алая к некой международной торговой сделке со сжиженным газом, в которой посредничали его российский "чичероне" Дмитренко и Лукоянов. Гражданская гвардия Испании подозревает, что речь шла также о канале нелегального финансирования сепаратистов. А следователю Агирре, отмечает El Periodico, она напоминает операцию, некогда проведенную Россией в Италии для финансовой поддержки правопопулистской партии "Лига" и ее главы Маттео Сальвини.

Отмечает испанская пресса и то, что Дмитренко открыто симпатизирует сепаратистам и поддерживает их стремление провести новый референдум для разрыва с Испанией. Россиянин основал в Лондоне компанию под названием Catrus Capital – для поощрения "политических и экономических" связей России с Каталонией. Он является президентом российско-каталонской предпринимательской ассоциации Russcat, а также "послом" Торговой палаты Барселоны в России. Последнюю должность, как утверждает пресса, он получил при посредничестве Алая.

Свою работу на российские спецслужбы и связи с криминалом Дмитренко категорически отрицает. Что касается Пучдемона, то он также не признаёт какие-либо контакты с этими службами и кругами, а поездки людей из своего окружения в Москву объясняет необходимостью поддерживать "отношения с иностранными официальными лицами". В свою очередь, Алай твердит, что "не считает преступлением обсуждать с россиянами вопросы создания в будущем независимого каталонского государства". Он также признает, что готовил поездку Пучдемона в Россию (которая в конце концов не состоялась).

По мнению The New York Times, интерес России к событиям в Каталонии может объясняться "стратегией президента Путина – посеять разлад на Западе, поддерживая деструктивные политические движения". Газета даже намекает на причастность Москвы к созданию и деятельности радикальной барселонской сепаратистской группировки "Демократическое цунами". В 2019 году она устроила агрессивные уличные беспорядки и акты саботажа в ряде каталонских городов, в частности, парализовала работу аэропорта и железнодорожное сообщение на границе с Францией.

Карлес Пучдемон

Многие испанские аналитики, однако, подвергают сведения о тесных связях высокопоставленных россиян с каталонскими радикалами некоторому сомнению. Обозреватель портала Libertad Digital Луис дель Пино считает, что роль Кремля в каталонском вопросе не следует преувеличивать, а местные экстремисты не нуждаются в зарубежной помощи, когда речь идет об актах вандализма:

"Я бы не придавал слишком большого значения российскому вмешательству. Те, кто раздувал все эти годы сепаратистские настроения в Каталонии, не сидят в Кремле. Они здесь, в Испании. Ясно, что России хотелось бы подорвать Евросоюз и что для этого она готова сотрудничать с кем угодно, будь то ультраправые во Франции и Италии или любые сепаратистские движения. Безусловно, Кремль пытается использовать в своих целях любую заваруху в Евросоюзе. Ведь Москва не заинтересована иметь в его лице мощного соседа. Но не будем списывать все наши беды на внешних врагов!"

Но все же контакты россиян с каталонскими сепаратистами вызывают сильное беспокойство большинства испанцев, поскольку речь идет о вмешательстве в крайне болезненную для них проблему. Масштабы разразившегося ныне скандала заставили центристскую партию "Граждане" инициировать создание специальной парламентской комиссии для расследования всплывших новых фактов. Партия полагает, что собранные следствием данные "не позволяют сидеть сложа руки". Со своей стороны представитель каталонского отделения правящей в стране Испанской социалистической рабочей партии отметил, что попытки России дестабилизировать европейские страны есть "явление очень негативное, на которое необходимо срочно реагировать".