"С Зеленским у нас один общий враг — Путин". Интервью Петра Порошенко

Your browser doesn’t support HTML5

Пятый президент Украины Петр Порошенко в эфире Настоящего Времени рассказал о плане действий, который он представил Европарламенту, о новой странице отношений с действующим президентом Владимиром Зеленским и о том, как изменился Владимир Путин за последние 10 лет.

— Скажите, пожалуйста, к кому конкретно вы обращаетесь в своей дипломатической деятельности? И какой помощи в первую очередь ждете?

— Во-первых, очень рад и благодарю вас за приглашение. Мы обращаемся абсолютно ко всем нашим друзьям и партнерам. Если вы хотите их посчитать – то сегодня это больше 140 стран мира. Это именно те партнеры, которые проголосовали за резолюцию Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций. Это демонстрирует, что позицию Украины в мире поддерживает абсолютное большинство. Можем сравнить с партнерами Российской Федерации, которые поддерживают российские агрессивные действия этих фашистов – таких стран оказалось пять. Это сама Российская Федерация, это Беларусь, которая является на сегодняшний день колонией Российской Федерации с нелегитимным президентом, это Сирия, которая удерживается только на российской военщине, это Эритрея и символ демократии – Северная Корея. Больше Россия в мире союзников не нашла. Я бы очень хотел, чтобы те телезрители, которые смотрят [эту программу] в Российской Федерации, только представили себе, как эти военные преступления против человечества воспринимает мир. И за эти преступления точно придется отвечать. Придется отвечать всем, кто поддерживает убийства, пытки украинцев и войну, против которой, как оказывается, на сегодняшний день весь мир.

— Какая помощь от всех государств, которые оказывают так или иначе поддержку Украине, нужна для того, чтобы эта война закончилась?

— Вы знаете, есть на сегодняшний день четкое понимание всего мира, что для того, чтобы быстрее проложить дорогу к миру, Украина должна быть сильнее. Чтобы Украина была сильнее, она должна быть вооружена. Так что поставки оружия Украине – это и есть кратчайший путь к миру.

Но есть и план, который я две недели назад презентовал, и с благодарностью это было принято президентом Зеленским. Я направил его лидерам мира, презентовал его вчера на заседании в Европарламенте. Он состоит из пяти пунктов. Пункт первый: он очень хорошо знаком россиянам, которые внимательно изучали историю войны с нацизмом, называется он лендлиз. Лендлиз – это все, от питания до боеприпасов, от танков до пушек, от каких-то сплавов до технологий. И мы твердо рассчитываем, что этот лендлиз будет принят на поддержку Украины.

Вторая позиция – это закрытое небо. И закрытое небо необязательно натовскими ракетами. У нас есть блестящие пилоты, которые продемонстрировали [свои способности], не дали возможности первенства в воздухе россиянам и уже сбили больше 250 самолетов и вертолетов, которые прилетели убивать Украину и украинцев. Так что господство в воздухе должно быть за счет поставок самолетов, включая МиГ-29, комплексов противовоздушной обороны, включая С-300 – мы точно тогда защитим небо.

Позиция третья – это второй фронт. Все, кроме солдат: туда входят санкции, адские санкции, которые должны усиливаться каждый день – до того момента, пока не будет работать принуждение Путина к миру. Это эмбарго на торговлю российскими товарами, в первую очередь нефтью, газом, запрет торговать российскими металлами, от черных металлов до золота, медь, никель, все остальное. И это эмбарго точно остановит [Россию]. Недопустимо, когда сегодня [Россия получает за поставки сырья] 1 миллиард долларов в день – а это 300 российских танков или 200 ракет "Искандер", на которые каждый день Россия получает финансы. Мы должны это остановить, и мы точно это остановим. Это второй фронт.

Четвертая позиция – это план Маршалла, план Маршалла, который должен, во-первых, использоваться для послевоенного восстановления экономики. Заморозка российских средств, золотовалютных резервов, средств приспешников Путина и средства самого Путина. И вторая позиция – это трастовый фонд поддержки, который тоже будет создан свободным миром. И этот план Маршалла, или план Байдена, Джонсона, Шарля Мишеля точно будет реализован, и все в Украине будет хорошо.

И пункт пятый – открытые двери Европейского союза для полноценного, полномасштабного членства Украины в Европейском союзе. Украина уже в этом году, и мы очень на это надеемся, должна получить официальный статус кандидата. Пять пунктов короткого пути к нашей победе.


— Петр, вы сказали, что действующий президент с благодарностью принял эти идеи. А какие у вас сейчас в принципе отношения с Владимиром Зеленским в это непростое время?

— Вы знаете, что мир поделился на до 24 февраля, когда Россия подло напала на Украину путем войны и широкомасштабной агрессии, – и после 24 февраля. Сразу же 24 февраля произошла моя встреча с господином Зеленским, мы пожали руки, мы сказали, что мы начинаем с чистого листа, он может твердо рассчитывать на мою поддержку, потому что сейчас у нас есть один враг. И имя этого врага – Путин. Уже пошел второй месяц, и, во-первых, я должен сообщить, что этих договоренностей мы точно придерживаемся, потому что мы объединены вокруг Украины. Сейчас каждый – солдат, и нас на сегодняшний день война всех уравняла.

И посмотрите, какие сюрпризы Украина принесла господину Путину. Путин очень рассчитывал, что ему удастся подорвать изнутри украинскую стабильность. Мы ему точно не дадим ни единого шанса. Украинцы сейчас объединены и демонстрируют, как нужно давать отпор агрессору, удивляя мир. И Путин, который собирался через 36 часов поднять флаг Российской Федерации в Киеве, уже заплатил очень большую цену. 16 450 российских военнослужащих, оккупантов, которые пришли сюда убивать украинцев, навеки остались здесь. Что они здесь искали? Больше двух тысяч танков и бронированных машин были сожжены украинскими защитниками, Вооруженными силами Украины. Я горжусь тем, что, я уже говорил, 240 самолетов, бомбардировщиков, штурмовиков, истребителей были сбиты.

И главный, кто удивил мир, – это украинский народ, он показал чудеса самоорганизации. Было принято решение, это мы тоже обсуждали с президентом Зеленским, о том, что мы немедленно раздаем оружие. На сегодняшний день огромное количество оружия находится на руках, в том числе и в Киеве. И посмотрите: мы не видим ни одного нарушения правопорядка. Высочайшая дисциплина! Но захватчикам сегодня дается отпор. Несмотря на то, что враг сейчас находится уже в 10 километрах от того места, где я сейчас. И несмотря на то, что просто по-фашистски сжигаются предместья Киева: Буча, Ирпень, Гостомель, Ворзель, – мы точно настаиваем на том, что будет ответственность за это в Международном криминальном суде. Как и за то, что они делают в Мариуполе, где просто невероятно – люди гибнут от холода, не только от выстрелов, а от отсутствия воды! И не может Красный Крест или мировое сообщество пробить гуманитарный коридор. Это бесчеловечно.

Пока мы сейчас общаемся, вы слышали артиллерийские залпы, которыми обстреливают Киев. Что они ищут? Львиная доля их атак идет по гражданским объектам. Они точно нас не напугают, они точно не знают, куда они пришли. И для нас есть мотивация огромная, потому что мы бьемся за свою землю, за свой народ и за свои семьи, за своих родителей, за свое будущее. А что тут ищут русские солдаты? Они себе даже ответить на это не могут. Поэтому у них нет мотивации, и поэтому они проиграли.

— Вы несколько раз сказали: что они здесь ищут, что они здесь искали? Вы человек, который лично знаком с Владимиром Путиным. Как вы считаете, чем он руководствуется в своей голове? И когда вы в последний раз его видели – насколько сильно он отличался от того, кем он является сейчас, судя по его словам и действиям?

— Никто в мире вам не объяснит этого безумного шага – касательно атаки на Украину, касательно этого вторжения. Я могу объяснить только одним: огромное количество заявлений, статей, а Путин действительно очень изменился за последние 10 лет, говорит только о том, что он ненавидит украинцев. Он лишает нас, украинцев, права на жизнь. Он не признает существование нашего государства. Он лишает нас, украинцев, права на собственное государство и на свое собственное будущее. На что это похоже? Это похоже на нацистскую идеологию Гитлера, геббельсовскую структуру. Он должен попробовать это понять.

А еще важнее, чтобы это поняли те россияне, я поверить в это не могу, которые поддерживают убийство украинцев. Не могу даже сформулировать: что плохого украинцы сделали вам, россияне? Я русскоговорящий человек, я начал говорить по-украински, может быть, с начала 90-х, но я настаиваю на том, что город, который вы сейчас уничтожаете, город Мариуполь, был самым большим русскоговорящим городом в Украине. Более 80% жителей этого города общались исключительно на русском языке. Вы их убили. За что? Вы себе не сможете ни сейчас, ни в будущем дать ответ на этот вопрос – и будете в аду гореть за ваши преступления.

— Пятый президент Украины Петр Порошенко был в прямом эфире Настоящего Времени. Спасибо вам огромное за то, что согласились и нашли для нас время.

— Большое спасибо. Да, пообщаемся еще. Вы делаете хорошее дело. Примите от меня комплимент.