Во вторник, 23 февраля, в аэропорту Борисполь приземлился самолет с первой партией вакцины от коронавируса для Украины.
Украина остается одной из последних стран в Европе, где еще не начата вакцинация населения. Власти обещали начать прививки еще в конце февраля, однако до сих пор этого не произошло.
Первая партия вакцины AstraZeneca (совместная разработка Оксфордского университета и британско-шведской компании AstraZenecа) — объемом 500 тысяч доз. Вакцина выпускается под названием CoviShield, Украина закупила ее у индийского Serum Institute, который имеет лицензию на ее производство. Также в начале марта ожидается поставка 117 тысяч доз вакцины Pfizer по механизму COVAX.
О том, что известно о поставляемом препарате и будущей вакцинации украинцев, Настоящему Времени рассказали исполнительный директор благотворительно фонда "Пациенты Украины" Инна Иваненко и депутат Верховной Рады Ольга Стефанишина.
Инна Иваненко: "Очень мало информации о вакцине"
Your browser doesn’t support HTML5
"На самом деле коммуникация Министерства здравоохранения в этом вопросе, честно говоря, провальна. Очень мало информации именно от Минздрава по поводу этой вакцины. Поэтому чтобы хоть что-то понять, приходится искать комментарии экспертов в вопросах общественного здравоохранения. И вот что на данный момент известно. Это вакцина, которая производится на индийском заводе по лицензии от компании AstraZeneca. Очень грубо говоря – это копия вакцины AstraZeneca. У нее нет преквалификации Всемирной организации здравоохранения, как написал об этом министр здравоохранения у себя на страничке. Либо он путается в терминах, либо он до конца не понимает разницу, потому что эта вакцина одобрена Всемирной организацией здравоохранения для экстренного использования, потому что ни одна вакцина в мире от коронавируса не имеет еще преквалификации Всемирной организации здравоохранения.
Есть вопросы: "За какие деньги куплена эта вакцина? Кто осуществлял покупку этой вакцины?" Либо это были международные организации, либо это было госпредприятие Украины "Медицинские закупки". Об этом мы не знаем. Только видим то, что министр лично приехал и помогал отгружать первые 500 тысяч доз вакцины. То есть никакой конкретной информации у нас на данный момент нет ни о стоимости этой вакцины, [ни о том] кто ее закупал.
Конечно же, мы ждем эту вакцину, потому что сейчас мы уже наблюдаем конвульсии министра здравоохранения. О вакцине CoviShield вообще не было ни слова все предыдущее время. Мы ждали вакцину от COVAX Всемирной организации здравоохранения".
Ольга Стефанишина: "Мы сильно опоздали с переговорами с производителями"
Your browser doesn’t support HTML5
"Вакцина CoviShield – это аналог вакцины, которая производится компанией AstraZeneca, то есть компания AstraZeneca выдала специальную лицензию индийскому институту Serum Institute для того, чтобы они производили аналогичную вакцину. Почему именно сейчас и именно лично министр начал привозить эту вакцину в Украину – мое понимание такое, что мы очень сильно опоздали с переговорами с фармацевтическими компаниями, с производителями. Такие переговоры все страны, которые уже активно вакцинируют свое население, вели еще летом. Украина этого не делала, к сожалению. Только 10 декабря министр здравоохранения поручил вести переговоры госпредприятию Украины "Медицинские закупки". В результате мы практически на несколько месяцев опаздываем с вакцинацией.
Кроме того, меня очень беспокоит количество тех вакцин, которые должны сегодня приехать в Украину, поскольку это очень мало. Нам нужно провакцинировать приблизительно 21 миллион населения. Это только приоритетные группы. Сейчас везут только полмиллиона вакцин, чего хватит на 250 тысяч человек. У нас если только считать медицинских работников, это 700 тысяч человек. То есть нам в три раза больше нужно вакцин для того, чтобы в первую очередь провакцинировать медиков.
Дай бог, конечно, чтобы сегодня эта вакцина прибыла в целости и безопасности в Украину и уже завтра начала развозиться по регионам, но, я еще раз повторю, этого количества [недостаточно] даже для того, чтобы провакцинировать наших медиков. А мы уже посчитали, что с начала года в Украине умерло 104 медицинских работника, которых можно было бы спасти, если бы господин Степанов [провел] эти переговоры и слетал бы в Индию еще летом.
Хранение этой вакцины, насколько мне известно, не является таким сложным, как, например, Pfizer. Доставкой в регионы будет заниматься, скорее всего, госпредприятие украинское, возможно, они будут привлекать еще какие-то компании. Мы будем тоже следить за этим процессом, потому что знаем, что в Украине каждый шаг наших исполнительных властей нужно отслеживать и мониторить для того, чтобы они их выполняли качественно".