«Я почернела от слез»: дневник эмоций художницы из Беларуси

Картина художницы Анастасии Рыдлевской "Бессилие". 2 сентября.

"Дневник стал для меня способом успокоиться, понять, что я чувствую, и прожить эту всепоглощающую тревогу", – рассказывает художница из Беларуси Анастасия Рыдлевская. 9 августа она начала вести дневник эмоций, в котором фиксирует свои переживания от происходящих в стране событий. 1 октября в Минске открылась выставка ее работ. Половина выручки от продажи открыток с изображениями Рыдлевской пойдёт на помощь пострадавшим во время протестов.

Меня переполняли тревога, страх и бессилие

"Дневник я вела и раньше, рисовала тоже всегда, – рассказывает Анастасия Рыдлевская. – Личный проект похожего формата мы организовывали в прошлом году с подругой: каждая рисовала свои образы и ассоциации на заранее заданную тему. Хотели повторить и в этом году. Из-за происходящих в нашей стране событий выставку не провели, но формат я решила использовать".

Художница сначала фиксировала события в дневнике. Потом, опираясь на написанное, рисовала картины. "Я даже не думала, что на эти работы кто-то может сильно откликнуться. Я рисовала их, потому что для меня это был своего рода акт психотерапии", – добавляет Рыдлевская.

Протесты в Беларуси начались в день президентских выборов. Участники демонстраций не сомневаются в том, что итоги голосования были сфальсифицированы в пользу Александра Лукашенко. Протестующих задерживали, избивали и даже насиловали.

Эта ночь когда-нибудь закончится

На акции протеста художница не ходила, потому что находилась в тяжелом эмоциональном состоянии, и наблюдала за событиями со стороны. "Я понимала, что не справляюсь с эмоциями. Меня переполняла тревога, страх, бессилие и ощущение того, что ты ничего не значишь, а твоя жизнь ничего не стоит. Мне очень хотелось, чтобы мне стало легче, а эмоции эти не забылись, поэтому я и начала их отражать в картинах", – объясняет Рыдлевская.

Анастасия Рыдлевская. Фото: Марго Коновалова

Картины рождались стихийно. Художница перечитывала свои дневниковые записи, отмечала то, что ее сильнее всего трогало, и эти эмоции фиксировала. Рыдлевская вспоминает дневниковые записи: "Я почернела от слез" и "Эта ночь когда-нибудь закончится". Таким образом, она сама пыталась убедить себя в том, что надежда есть.

"Сейчас я немного успокоилась. Чувство надежды стало более оформленным, появилось какое-то внутреннее ощущение, что все будет хорошо. Оно существовало всегда, но раньше было очень глубоко спрятано".

На выставке "Обними меня, мне страшно" представлены 15 работ. Написаны они и до выборов, в июне и июле, и после них. Первые картины наполнены предчувствием чего-то страшного. Последняя серия посвящена проживанию тревоги.

Мне бы хотелось, чтобы мои работы давали надежду

Два волчонка пытаются обняться, но не могут, потому что у них слишком короткие лапы и слишком длинные морды. "Это очень печальное зрелище. Волчата вызывают сочувствие", – говорит художница, считающая, что эта картина лучше всего передает ее состояние в данный момент.

Политического смысла в названии "Обними меня, мне страшно" заложено не было, несмотря на то, что многие посетители его считывают. "Картина этим и ценна: неважно, какой смысл автор вкладывал в нее при создании, она в любом случае обретает новый смысл и наращивает его самостоятельно в глазах зрителей", – добавляет Рыдлевская.

Картина художницы Анастасии Рыдлевской "Самоуспокоение". 28 июля.

"То, что происходило в стране с августа, было чем-то абсолютно новым. Ты не очень понимаешь, что происходит и что ты чувствуешь. Для многих посетителей выставка стала возможностью увидеть свои эмоции, то есть имела некий психотерапевтический эффект", – рассказывает художница.

Помимо того, что работы помогают посетителям понять, что происходило с ними в течение двух месяцев, они вселяют уверенность в том, что когда-нибудь переживания должны закончиться. "Хотя работы очень тревожные и временами страшные, зрители говорят, что видят в них надежду. И это меня радует, – отмечает Рыдлевская, – потому что мне бы хотелось, чтобы работы не погружали в тотальный мрак, а все-таки давали возможность почувствовать, что все еще будет хорошо".