Linkuri accesibilitate

Владимир Сокор: «Шансы Молдовы несравнимо выше, чем у Украины и даже Грузии»


Владимир Сокор
Владимир Сокор

О войне между Украиной и Россией, международных гарантиях нейтралитета и европейском будущем Молдовы

Аналитик Джеймстаунского фонда (г. Вашингтон) Владимир Сокор считает, что у всего региона есть веские причины продолжать беспокоиться по поводу войны в Украине. По его словам, цель Кремля — федерализация Украины и сохранение ее в сфере российского влияния. И если война затянется, то риски для Республики Молдова будут оставаться достаточно серьезными.

Владимир Сокор: Риск может стать очень высоким, если Россия захватит Одессу и, возможно, если она пересечет Днестр — на правом берегу Днестра расположен Буджак, который является частью Одесской области. В этом случае Молдова и Румыния станут прямыми соседями России, что представляет очень большую опасность для обоих государств.

Свободная Европа: Республика Молдова подала заявку на вступление в Европейский союз, а Тирасполь в ответ потребовал признания независимости так называемой «ПМР».

Владимир Сокор: Это совсем не то, что нужно воспринимать, ведь это просто несерьезно, подобные месседжи посылаются Тирасполем уже 32 года, и их нельзя воспринимать всерьез, да и никто в мире не воспринимает все это всерьез.

Доверия — ноль, и украинцы это прекрасно понимают. Президент Зеленский не подпишет договор о нейтралитете

Свободная Европа: Приднестровский лидер Вадим Красносельский продолжает заверять, что Левобережье не представляет никакой опасности, ни малейшего риска для своих соседей, то есть для Украины и правобережной Молдовы. Насколько это соответствует действительности?

Владимир Сокор: Наверное, да. Так называемые миротворческие войска в Приднестровье и собственная армия под приднестровским флагом не имеют возможности вести наступательные военные операции. В крайнем случае, они могли бы засылать небольшие группы диверсантов либо на территорию Украины, либо на территорию Республики Молдова, но это гипотетический и маловероятный сценарий, я бы даже сказал, что крайне маловероятный. Гораздо большая проблема заключается в том, что у нас нет решения в сфере безопасности для Республики Молдова.

Да у нас и ранее не было такого решения. С момента провозглашения независимости в 1991 году Молдова оставалась беззащитной. Около 60 лет ошибочно считалось, что Россия не представляет собой угрозы для безопасности Европы, что Украина будет неопределенно долгое время укрывать нас от России. Да, расстояние между Республикой Молдова и ближайшей точкой на территории России составляет около восьмисот километров, однако, с 2014 года, когда Россия оккупировала Крым, оно сократилось. И сейчас, я думаю, что от Севастополя до Одессы — примерно триста километров. Тем не менее, мы всегда рассчитывали на то, что в любом случае именно Украина укроет нас от российской опасности. А теперь это «спасение» — под большим вопросом.

Свободная Европа: Однако, у нас есть статус нейтралитета. И власти, и оппозиция постоянно повторяют, что теперь нейтралитет — щит для обеспечения безопасности Республики Молдова. Считаете ли вы, что нейтралитет Республики Молдова сейчас идет на пользу стране?

Владимир Сокор: Я думаю, что заявления а-ля «нейтралитет нас защищает» не просто ошибочны: это вынужденные заявления в силу сложившихся политических обстоятельств. Лидеры Молдовы, как, возможно, и некоторые лидеры мнений, увы, не могут позволить себе говорить иначе. Потому, что у нас нет реального решения проблемы безопасности. Но и нейтралитет не является настоящим решением в сфере обеспечения безопасности. Впрочем, публично ставить под сомнение нейтральный статус — это означает «поощрять», «стимулировать» Россию, чего мы не можем себе позволить. Вот отчего выступления с посылом, мол, «нейтралитет нас защищает», вызваны политической необходимостью. Но — уж никак не отражают реальности.

Прежде всего, нейтралитета не существует, он нарушается Россией день за днем вот уже тридцать лет, посредством незаконного присутствия войск в Приднестровье. Это наличие войск Республика Молдова хочет устранить. Но нейтралитета не будет, пока там находятся российские войска.

Это самопровозглашенный, не признанный на международном уровне нейтралитет, это незащищенный нейтралитет, и не только из-за отсутствия международных гарантий, но и потому, что сама Республика Молдова не способна защитить себя собственными силами. Республика Молдова не похожа на Швецию или Финляндию, — вот, к примеру, эти страны являются нейтральными, или неприсоединившимися, однако у них есть свои собственные очень сильные армии, работает очень мощная система рекрутинга, есть система подготовки резерва и самой армии. А у Молдовы ничего подобного нет. Потому наш нейтралитет незащищенный, негарантированный и непризнанный.

Свободная Европа: Зато Блок коммунистов и социалистов в парламенте зарегистрировал проект о постоянном нейтралитете Республики Молдова — и просит правительство поддержать их инициативу.

Владимир Сокор: Я убежден, что правительство и парламентское большинство его не поддержат. Социалистический и коммунистический блок — или, по крайней мере, его часть — платит по своим долгам, действует в интересах России. Да, Россия заинтересована в том, чтобы Республика Молдова продолжала придерживаться этого ложного нейтралитета, безоружного, незащищенного, непризнанного на международном уровне нейтралитета, который к тому же ежедневно нарушается самой Россией.

Только Альянс НАТО может дать гарантии безопасности. Или — на двусторонней основе — Соединенные Штаты

Свободная Европа: Еще мы видели условия, которые Россия сейчас пытается навязать украинцам, в их числе — гарантии нейтралитета и Украины. Значит, для обеих стран это важно?

Владимир Сокор: Нейтралитет соседних государств — это своего рода универсальное решение, используемое Россией в отношении многих стран. Россия успешно применила это решение к Финляндии, успешно — к Молдове, а теперь хочет распространить его на Украину. Россия не смогла использовать решение о нейтральности в отношении трех балтийских государств, и именно поэтому Россия чрезвычайно недовольна Западом, который не согласился утвердить нейтральный статус для трех стран Балтии.

Итак, вопрос гарантий безопасности для потенциально возможной нейтральной Украины, и сам нейтралитет в политической повестке России по отношению к Украине, не стоит особняком. Этот «нейтралитет» сопровождается целым рядом дополнительных требований России.

Дополнительные требования состоят в следующем: первое — разоружение Украины; второе — русские хотят запретить военные учения западных государств на украинской территории и поставки оружия в Украину, тут снова появляется нейтралитет, который лишает армию оружия; третье — вопрос гарантий. Кто будет гарантировать безопасность Украины? Ведь гарантии-то уже даны! После того, как Украина провозгласила свой статус внеблоковой страны, Россия подписала с Украиной Межгосударственный договор 1997 года, который гарантирует всё — гарантирует безопасность Украины, гарантирует границы Украины, гарантирует территориальную целостность Украины... Конечно, Россия никогда и ни в каких своих самых смелых фантазиях ничего из договора не выполняла. Да и не выполняет!

А ранее был Будапештский меморандум 1994 года. В отличие от двухстороннего российско-украинского договора, Будапештский меморандум был многосторонним, его подписали не только Россия, но и США, Великобритания, и, в той или иной степени, даже Франция и Китай. Этот документ, якобы, гарантировал территориальную целостность Украины, нерушимость ее границ, и более того, в нем стороны обещали не наносить ущерба экономическим интересам Украины. Выполнила ли Россия требования меморандума? Нет! Конечно, не выполнила!

Любое соглашение о нейтралитете Украины — под гарантии, включающие в число стран-гарантов Россию, — не вызывают ни малейшего доверия. Доверия — ноль, и украинцы это прекрасно понимают. Я считаю, что президент Зеленский и его советники ни при каких обстоятельствах не подпишут договор о нейтралитете Украины — с Россией в качестве одного из гарантов. А если их все же заставят подписать подобный документ, я убежден, что украинское гражданское общество восстанет против. Зеленский знает об этом, и он это учитывает.

Свободная Европа: Я бы тут отметила заявление главы украинской дипломатии, г-н Кулеба сказал, что если безопасность Украины будет гарантирована Советом Безопасности ООН, Турцией и странами-соседями, то это может вызывать доверие... Но до тех пор их армия и народ Украины сами обеспечивают свою безопасность.

Владимир Сокор: Я был удивлен этим заявлением г-на Кулебы. Потому что г-н Кулеба — уважаемый профессионал, а его заявление повторяет месседжи, высказанные ранее политиками, во главе с президентом Зеленским и некоторыми его советниками. Но эти политические деятели ранее не имели никаких навыков в международных отношениях, у них не было никакого опыта, они никогда не изучали международные отношения, они пришли к власти как политики и специалисты, способные добиться победы на выборах. Поэтому на международном уровне они высказывают довольно много наивных заявлений.

Россия хотела бы разделить Украину на несколько частей, и тогда территория Украины превратится в зону бедствия

Одной из самых больших наивностей этих политиков, превратившихся в государственных лидеров, является идея о том, что они могут получить гарантии либо индивидуально от Соединенных Штатов, либо коллективно от группы держав, в которую войдут США, Россия и другие участники. Их идея изменчива, иногда они говорят: пять членов Совета Безопасности ООН; иногда говорят: Россия, Америка, Великобритания; порою они говорят: стороны, подписавшие Будапештский меморандум 1994 года. Теперь вот добавили Турцию. Они наивны: ни одна из этих держав или групп государств не даст гарантий безопасности ни одной другой стране, включая Украину.

Только Альянс НАТО может дать гарантии безопасности. Или — на двусторонней основе — Соединенные Штаты. Но США на двустороннем уровне не дадут таких гарантий. И Североатлантический альянс НАТО, конечно, тоже откажется. Именно поэтому Альянс НАТО закрыл дверь перед Украиной, вместо того чтобы ее распахнуть. И вот почему заявления Киева наивны и показывают отчаянную ситуацию.

Украина проигрывает войну; Украина мечется и вынуждена из-за сложившейся обстановки делать любые предложения, какими бы авантюрными, какими бы нереальными они ни были. Украина, по сути, вынуждена выступать с любыми предложениями, только чтобы спасти себя из этой ситуации.

Свободная Европа: А насколько открыты двери Европейского союза для трех государств — Украины, Молдовы и Грузии?

Владимир Сокор: В этой войне русские уничтожают Украину экономически. Украина выйдет из этой войны разрушенной, и не только в военном отношении — экономика разрушена, инфраструктура разрушена, затраты на восстановление Украины после войны будут огромными, и они будут намного превышать возможности Украины профинансировать восстановление. Это даже превышает возможности Запада профинансировать восстановление, потому что и у Запада сейчас есть свои собственные катастрофы, на которые надо тратить деньги западных бюджетов. Украина выйдет из этой войны разбитым государством. И я бы задался вопросом — будет ли она унитарным государством?..

Россия хотела бы разделить Украину на несколько частей, и тогда территория Украины превратится в зону бедствия, которую Россия захочет использовать в качестве своеобразного буфера между РФ и остальной Европой. Поэтому Украина потерпит поражение не только в военном, но и в экономическом плане. Ну, а это, отвечая на ваш вопрос, сильно замедлит процесс вступления в Европейский союз.

Европейский союз просто не может себе позволить взять на себя экономическое обеспечение страны, население которой до сих пор составляло 40 с лишним миллионов человек. Вероятно, останется около 35 миллионов, но это очень большая страна, с огромной территорией и с разрушенной Россией инфраструктурой. Поэтому вступление в Евросоюз находится под большим вопросом.

На это может потребоваться не одно поколение, и если только России не удастся разделить Украину на несколько частей, как она угрожала. Россия же неоднократно грозилась раздробить Украину на несколько частей.

Свободная Европа: Может ли в таком случае российская агрессия в Украине ускорить вступление Молдовы в ЕС?

Владимир Сокор: Будет ли поражение Украины в войне, или не будет, — у Республики Молдова есть очень серьезные шансы на вступление в Европейский союз. Республика Молдова — маленькая и управляемая страна, у нее и близко нет тех проблем, которые есть у Украины из-за размера территории, числа населения и затрат на послевоенное восстановление.

У Республики Молдова нет сейчас ни одной из вышеуказанных проблем, Республикой Молдова легко управлять. Если каким-либо образом русские получат в свои руки Одесскую область, то это усложнит ситуацию, потому что Европейскому союзу придется принять во внимание тот факт, что Россия, якобы, имеет законные интересы и в Республике Молдова, оказавшись страной-соседом... И тут расчеты и планы Евросоюза немного усложнятся. Однако шансы Молдовы несравнимо выше, чем у Украины и даже Грузии. И потому я с оптимизмом смотрю на будущее отношений между Молдовой и ЕС.

Свободная Европа: Что показывает ваш анализ, как долго может продлиться эта война?

Владимир Сокор: Украина с каждым днем теряет территории и все больше лишается инфраструктуры. Украина отчаянно пытается остановить войну, но она будет вынуждена принять политические условия России, которые Россия собирается ей навязать. Я их уже перечислил: нейтральный статус Украины, запрет на военные отношения и решения вопросов безопасности между Украиной и Западом, демилитаризация Украины. А еще есть и другие заявленные условия, например, так называемая «денацификация»...

Еще одним полуочерченным условием является предоставление русскому языку статуса официального

«Денацификация» Украины означает запрет или маргинализацию украинских патриотических партий и групп, которые, по мнению России, являются фашистскими, нацистскими. Именно так Советский Союз вел себя и в странах Балтии после Второй мировой войны, и в Украине. В Западной Украине после Второй мировой оставались патриоты, те, кто сопротивлялся российско-советской оккупации, — так вот, они были объявлены фашистами и нацистами, и должны были быть уничтожены. И сейчас Россия, как и тогда, хочет так называемой «денацификации» Украины.

Более того, Россия хочет, чтобы в Украине появилось правительство, состав которого гарантирует, что Украина выполнит условия, выдвинутые Россией, которые я только что перечислил. Россия хочет гарантий того, что Украина выполнит эти условия, и для этого она будет навязывать украинскому правительству своих российских ставленников — это негласное условие, я уверен, тоже последует.

Еще одним полуочерченным условием является предоставление русскому языку статуса официального языка в Украине, возможно, наравне с украинским. Кремль намекнул на это, еще не заявив прямо, но я ожидаю, что последует и такое условие. Но дополнительные условия появятся не сразу. Зеленского попросят сперва согласится с нейтральным статусом, провести демилитаризацию, потом «денацификацию», затем русские оставят Зеленского на некоторое время в покое, чтобы он мог пойти на уступки, а в итоге избавятся от него — и озвучат дополнительные требования: повторная русификация, федерализация или введение особого статуса для отдельных частей Украины.

Свободная Европа: А как вся эта ситуация будет влиять на Республику Молдова?

Владимир Сокор: Это, конечно, будет иметь очень опасные последствия, особенно если русские оккупируют Одессу — или установят в Одессе дружественное России местное правительство. В таком случае вся ситуация с безопасностью будет поставлена с ног на голову, и только тогда мы будем вынуждены задуматься о том, о чем мы все до сих пор отказывались размышлять — о решении проблемы безопасности для Республики Молдова. Решения пока не существует, его еще только предстоит сформулировать.

XS
SM
MD
LG