Linkuri accesibilitate

Долгая дорога домой. Как пандемия заблокировала границы в Европе


Колонна грузовиков на белорусско-литовской границе, 19 марта
Колонна грузовиков на белорусско-литовской границе, 19 марта

В европейских странах в связи с пандемией коронавируса закрыто для перемещения людей большинство границ. Как выяснилось, закрытие границ поставило многих из тех, кто оказался далеко от дома, в очень непростое положение.

Так, страны Балтии и Польша в связи с угрозой распространения COVID-19 закрыли границы для иностранцев, не согласовав это мероприятие между собой. Литва это сделала 16 марта, Латвия и Эстония – 17-го, а Польша – еще 15-го. Страны Балтии призвали своих граждан поспешить с возвращением. Почти все авиарейсы отменили, и люди устремились со всей Европы домой на автомобилях. Однако сухопутную границу Польши теперь может пересечь только грузовой транспорт. Уже в воскресенье на немецко-польской границе скопилась очередь длиной в несколько десятков километров.

Вечером 15 марта министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич сообщил в твиттере, что договоренность с властями Польши о создании особой колонны транспортных средств для жителей стран Балтии достигнута.

МИДы балтийских стран предложили репатриантам зарегистрироваться по электронной почте, чтобы составить списки для формирования конвоя, и приступили к переговорам о гуманитарном коридоре. Литва согласилась пропускать легковой автотранспорт иностранцев, едущий через ее территорию транзитом, до 18 марта. Однако поляки неожиданно отказались. В полночь с 16 на 17 марта МИД Латвии сообщил, что вопрос об открытии гуманитарного коридора решить не удастся. По данным ведомства, в Латвию не могли вернуться до полуночи 250 автомобилей с 550 жителями страны.

В понедельник вызволять литовцев в Польшу вылетела делегация во главе с министром иностранных дел Линасом Линкявичюсом, но успеха не достигла. Недовольные автомобилисты заблокировали дорогу, транслируя события в соцсетях. Военно-транспортный самолет ВВС Литвы, готовый принять на борт до 40 пассажиров, поднялся с базы в Шауляе и вылетел по направлению к немецко-польской границе.

Наконец Польша согласилась впустить на свою территорию автобусы и микроавтобусы, в которые было рекомендовано пересесть пассажирам автомобилей. Всего со вторника на среду польскую территорию пересекли шесть конвоев, которыми в Литву прибыли более 400 человек. Утром в среду из Франкфурта-на-Одере в Каунас балтийских пассажиров доставил поезд Литовских железных дорог.

Автомобилистам посоветовали воспользоваться паромом в Киле, на севере Германии. Некоторые эстонцы отправились в сторону Дании, которая пообещала транзит в направлении Швеции. В немецком городе Засниц в понедельник вечером 99 автомобилей и 137 пассажиров погрузились на паром в Клайпеду, бесплатно предоставленный литовскими властями. Другой паром, из Риги, отправился в Германию в среду и должен прибыть сегодня в Ригу.

Алексея, одного из латвийцев, застрявших на границе, Радио Свобода застало вчера на пароме за 20 километров от Клайпеды. Там ему наконец удалось выспаться – он не спал 72 часа с начала пути.

Как вы оказались на немецко-польской границе?

– Я работал в одной компании во Французских Альпах. Как только узнал, что Германия и Польша будут закрывать границы, сразу принял решение разорвать контракт и ехать домой. В фирме, в которой я работал, было несколько человек из Латвии. Мы втроем решили уехать в ночь на понедельник, потому что, по нашей информации, в понедельник в 8 утра Германия закрывала границы. В Германию мы заехать успели, дальше – уже нет.

Когда мы 16 марта приехали на польско-германскую границу, там была очередь длиной километров 20 из грузовых машин и километров 5–6 – из легковых. Мы часов за 4–5 подобрались довольно близко к границе. Пускали поляков на родину, и за счет этого очередь двигалась. Нам оставалось метров 500, мы уже были на длинном мосту через Одер, в конце которого находится погранпереход, когда очередь полностью остановилась. Я вышел посмотреть, что там происходит. Оказалось, что граница заблокирована людьми, которые тоже вышли из машин и собрались в толпу человек под 200. Это были прибалты, которые взбунтовались против того, что их не пускали вообще. Они заблокировали границу полностью, чтобы никто не проезжал, в том числе и поляки.

Напряжение было достаточно высоким, немного не хватало, чтобы начался серьезный конфликт


– На границе были переговорщики?

– Единственный, кто приехал на границу, был консул Литвы в Германии. Он боролся за то, чтобы все решилось мирным путем, потому что Польша уже подтянула спецназ и напряжение было достаточно высоким: немного не хватало, чтобы начался серьезный конфликт, вплоть до физического. Консул Литвы пытался найти какой-то компромисс. И в какой-то момент прошла даже информация, что поляков, видимо, так все это достало, что они разрешили литовцам проехать, потому что их там было большинство. Но литовцы отказались наотрез, сказав, мол, либо вы пускаете всех балтов, либо никто никуда не поедет вообще.

К этому времени некоторые люди провели на границе уже почти двое суток: они приезжали, их разворачивали, они пытались снова. Я на границе провел часов 8–10, и тогда уже не было возможности даже развернуться, поскольку разворот был организован непосредственно у погранперехода. Ближе к полуночи появилась пара человек в военной форме, не знаю чьих, наверное, с польской стороны, стали раздавать на границе информационные листовки, никем не подписанные, с тремя вариантами пересечения Польши для граждан балтийских стран. Один вариант – в автобусах, потому что для них все-таки будет организован конвой, второй – поезд из Франкфурта-на-Одере в Каунас, который пройдет транзитом через Польшу без остановок. Но это только для пассажиров. А для тех, кто с машинами, предлагался единственный вариант – паромы из немецких портов. Граница зашевелилась, и у тех, кто был в начале очереди, появилась возможность развернуться. Мы все рванули назад в Германию, кто куда. Я поехал в Засниц, но перед этим посадил своих пассажиров на поезд. Они благополучно уехали и вчера мне уже звонили. В Заснице мы дождались парома тоже не без приключений, время его прихода постоянно отодвигалось.

Мы не знаем, кто из нас заразен, если что


– А что с карантинными мерами? Их кто-то соблюдал?

– Нет, конечно, на границе это было невозможно, там была толпа, ограниченная узостью моста. Было несколько человек в масках, но подавляющее большинство без них, в том числе представители власти. То же самое на пароме – здесь физически невозможно держать дистанцию. Персонал в основном в масках, есть дезинфекторы, но здесь нет одноместных кают. Я в каюте нахожусь с незнакомыми людьми. Мы не знаем, кто из нас заразен, если что. Перед тем как пропустить на паром, нам измерили температуру, но мы все понимаем, что эта мера весьма условна.

Скопление автомашин на границе между Румынией и Болгарией
Скопление автомашин на границе между Румынией и Болгарией

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен после прошедшего во вторник видеосаммита стран Евросоюза заявила, что заторы на внутренних границах ЕС нужно устранить как можно скорее. "Я много говорила по телефону с премьер-министром Польши о напряженности на польских границах. Прежде всего об организации зеленых коридоров для быстрого пропуска грузовиков и о помощи тем, кто застрял на границе", – сообщила фон дер Ляйен.

Юрист объединения "Европейский свободный альянс" в Европарламенте Алексей Димитров рассказал Радио Свобода, что напряженность царит на многих европейских границах. Например, через Венгрию не пропускали граждан Евросоюза из Болгарии и Румынии. "Еврокомиссия в понедельник выпустила инструкцию, – сообщил Димитров, – в которой напомнила государствам, что введение пограничного контроля, который действительно находится в ведении отдельных государств ЕС, не означает автоматически запрета на въезд для всех иностранцев, то есть директива о свободном передвижении продолжает действовать. В случае каких-то индивидуальных угроз общественному здоровью можно не пустить человека в государство Евросоюза, в том числе и гражданина другой страны-члена, однако при этом следует учитывать обстоятельства, в частности, то, что многие следуют транзитом в их собственное государство. Главы государств ЕС этот документ в принципе поддержали и на словах заверили Брюссель, что будут его соблюдать. Но как много времени это займет и как это решение будет применяться на практике, неизвестно. В частности, были сигналы, что Польша намерена разрешить транзит поездов через свою территорию из Германии до Литвы, но с условием, что эти поезда не будут останавливаться на территории Польши. Непонятно, что сделают с теми, кто следует на собственных автомобилях".

XS
SM
MD
LG