Экс-президент Республики Молдова Игорь Додон объявил, что он покидает парламент, а в декабре уходит из руководства Партии социалистов. На съезде ПСРМ будет избрано новое руководство политформирования, — у партии будет несколько лидеров.
Каковы задачи парламентской оппозиции, и в чем состоят задачи Партии социалистов в высшем законодательном органе? Политическую ситуацию в Республике Молдова анализирует исполнительный директор Ассоциации за демократию и участие (ADEPT) Игорь Боцан.
Игорь Боцан: Каждому обществу нужна очень сильная оппозиция, а методы работы оппозиции могут быть самыми разными. То, чем сейчас занимается лидер Партии социалистов Игорь Додон, релевантно тому, чем в 2013 году занимался лидер Либерально-демократической партии Влад Филат, который после снятия с поста премьер-министра (за год до парламентских выборов) объездил всю Республику Молдова с сообщениями о качественных дорогах, о расширении сети газопроводов, о строительстве водопроводов и канализации, и т. д. Как мы помним, даже после скандала с Владом Филатом в 2013 году, в 2014-м его партия добилась очень хорошего результата, получив около 20 процентов.
Свободная Европа: Но у Партии социалистов есть представительство в парламенте, есть парламентские механизмы, и ПСРМ в состоянии отстаивать интересы своих избирателей.
Игорь Боцан: Это так, но дело в том, что г-н Додон, обращаясь к гражданам, с самого начала деятельности парламента 11-го созыва заявил, что в парламенте ему некомфортно, что он хотел бы налаживать контакты с гражданами. И вот проблема: объявив о своем выходе из состава парламента, г-н Додон отправился в поездки, но только не по Республике Молдова, — он уехал в Россию, где, по его словам, он хочет вести переговоры с бизнесменами Российской Федерации, ради укрепления экономических связей.
Интересно, с кем он встречается в Москве, — с банкирами, а это говорит о том, что его цели полностью отличаются от заявленных намерений. Среди партнеров г-на Додона есть такие банкиры, как [глава Сбербанка] Герман Греф, у которого противоречивая репутация в Российской Федерации, но он управляет Сбербанком, а недавно Додон встречался с главой Газпромбанка, и так далее...
По словам Игоря Додона, он хочет пригласить представителей российского банковского сектора в Республику Молдова, а это говорит о том, что намерения г-на Додона как бы отличаются от его заявлений.
Свободная Европа: А куда может вкладывать средства российский инвестор, помимо банковского сектора, о котором говорил Игорь Додон, намекая на то, что он станет главой неформальной торговой палаты?
Игорь Боцан: Трудно понять истинные намерения г-на Игоря Додона, тем более, мы очень хорошо знаем, что когда он занимал пост главы государства, он организовывал здесь, в Кишиневе, бизнес-форумы для предпринимателей из Российской Федерации.
Игорь Додон повторяет одни и те же тезисы, продвигает те же цели, которых он не смог достичь, когда у него было гораздо больше рычагов влияния
В качестве главы государства Игорь Додон пытался убедить нас, граждан Республики Молдова, что по итогам подобных форумов ежегодно в Республику Молдова может поступать не менее миллиарда долларов. Но ни одно из этих заявлений тогдашнего главы государства не сбылось.
И потому слышать сейчас те же месседжи от лидера оппозиции кажется немного странно. Игорь Додон повторяет одни и те же тезисы, продвигает те же цели, которых он не смог достичь, когда у него было гораздо больше рычагов влияния. Но, в любом случае, этот разворот очень интересен. Партия социалистов и ее действующий лидер пытаются влиять на активность оппозиции Республики Молдова.
Свободная Европа: Некоторые эксперты говорят, что это политическое трюкачество, а внимание надо фокусировать на скрытых месседжах, и что лидеру оппозиции было бы полезнее ходить от двери к двери нежели возглавить неформальную торговую палату. И даже если, ходя по домам, вряд ли будут более высокие пенсии, более низкие счета, в законодательном органе социалисты могут реально сопротивляться некорректным, с их точки зрения, решениям.
Игорь Боцан: Мы все понимаем, что после изменения программы Партии социалистов в декабре прошлого года дела пошли не так, как того хотели сами социалисты. Более того, эти изменения, вероятно, и привели к имиджевым потерям г-на Додона и ПСРМ. И теперь они как-то пытаются подправить свой облик, если можно так выразиться.
Странно, что г-н Додон отправился в Москву во время газового кризиса, ведь все понимают, что у него — очень ярко выраженная политическая составляющая, — да и сообщения фракции ПСРМ очень странные, депутаты-социалисты пытаются подчеркивать: «Нынешнее правительство, президент Майя Санду участвовала в заседании „Крымской платформы“, что вызвало недовольство и даже гнев со стороны России, а это может негативно сказаться на экономической ситуации в Республике Молдова».
Свободная Европа: А «министр иностранных дел отправился в Киев просить об оказании возможной помощи»...
Игорь Боцан: Именно! Итак, если мы сложим все это вместе, то мы увидим, что Партия социалистов остается верна своей политической линии — убеждать граждан в том, что они были неправы, когда голосовали за партию «Действие и солидарность», и что Республика Молдова может выжить только если будет прислушиваться к позициям Российской Федерации.
А без того мы столкнемся с проблемами, назовем их так, региональной безопасности, с вопросами, связанными с возможным статусом Приднестровья... Тут необходимо подчеркнуть, что в новой программе ПСРМ, которая, кстати, тоже будет доработана, но в новой программе, принятой в декабре, четко прописано, что урегулирование приднестровской проблемы должно происходить на основе «Меморандума Примакова», подписанного в мае 1997 года, который предусматривает общее государство, то есть, даже не федерализацию Республики Молдова, а конфедерацию.
Социалисты фактически пытаются продвигать идею о том, что без уступок России у нас нет шансов на выживание
Итак, все это заставляет задуматься и должно обеспокоить, потому что мы не видим четких контуров направлений работы Партии социалистов, но, как я уже сказал, нам это надо понять, нам, обществу. Наличие сильной оппозиции — в интересах Республики Молдова, хотя только социалисты начинали свою избирательную кампанию с лозунга: «Не отдадим страну иностранцам». Но из того, что мы наблюдаем, получается, что социалисты фактически пытаются продвигать идею о том, что без уступок России у нас нет шансов на выживание.
Свободная Европа: Иностранцы — это жители Запада, а не Востока? Социалисты, по сути, продолжают политический курс коммунистов, которые пытались представить очевидное политически вассальное положение в выгодном свете.
Игорь Боцан: Это не совсем так. Г-н Владимир Воронин, хотя и получил для своей партии и для себя, как главы государства, мандат, предусматривающий интеграцию Молдовы в союз России и Беларуси, через полтора года подписал указ о европейской интеграции Республики Молдова.
Свободная Европа: Но это Воронин проложил путь в Москву, и это у него рекордное число встреч с Путиным?
Игорь Боцан: Да, Воронин, он говорил, что у него было более 35 личных встреч с Владимиром Путиным. Но после того, как он понял, что Владимир Путин не желает помогать Республике Молдова в решении ее серьезных проблем — это и Приднестровье, и цена на газ — он заявил, что был прав и поступил правильно, когда нашел еще одного стратегического партнера для Республики Молдова — Европейский союз.
И мы должны еще раз напомнить, что Владимир Воронин приехал в Брюссель в мае 2008 года и потребовал, чтобы Республика Молдова была принята в пакет государств Западных Балкан, и только после того, как Европейский союз ответил, что Молдова в любом случае не является частью Западных Балкан, Воронин поехал в Москву. Потом в марте 2009 года был Барвихинский меморандум, который стал прелюдией к восстанию молодежи, возлагавшей надежды на европейскую интеграцию и видевшей, что политические лидеры меняют свои позиции как флюгеры, в зависимости от от того, куда дует ветер.
Свободная Европа: Кто сегодня является представителем левых в молдавском обществе — социалисты, которые утверждают, что они левые — и которые присоединились к коммунистам, а те же по определению должны быть левыми, хотя Владимир Воронин, кстати, говорил, что это неправда, и что Партия коммунистов — не партия бедных... В общем, кто сегодня в Республике Молдова «сражается» с капиталистами?
Партия социалистов больше не является левой, поскольку она выбрала консервативную доктрину
Игорь Боцан: Мы должны признать, что Партия социалистов больше не является левой и не может рассматриваться как левая партия, поскольку она выбрала консервативную доктрину. Трудно себе представить, чтобы партия, называемая социалистической, публично заявляла, что она разделяет консервативную идеологию, консервативную доктрину и особо подчеркивает свои тесные отношения с православной церковью. Ну, а, так сказать, является суперконсервативной структурой в Республике Молдова.
А если мы добавим к этому и личных друзей г-на Додона — банкиров, бизнесменов — мы придем к выводу, что Партия социалистов далеко ушла не только от идеи социалистического или демократического социализма, но стала во всех отношениях правой консервативной партией.
Свободная Европа: Здесь я вынужден спросить вас — а без Додона у руля ПСРМ партия снова станет левой, или Россия, которая постоянно ищет в Республике Молдова новобранцев — в политическом смысле — будет вынуждена искать других партнеров?
Игорь Боцан: Среди политических партий, которые у нас есть, действительно левой партией в Республике Молдова был бы Гражданский конгресс, но только эта партия на своих первых выборах получила очень и очень скромный процент голосов. Но что касается доктрин, то, безо всяких сомнений, наиболее подходящей партией, которая заявляет о защите интересов граждан с левыми взглядами, является, безусловно, Гражданский конгресс.
В Молдове — большая проблема с оппозицией, — ни справа, ни слева у нас нет политических сил, пользующихся масштабной поддержкой граждан
Если же говорить о Партии коммунистов, то эта партия находится в не очень выгодном положении, лидер партии заявил, что он откажется от должности на съезде, который состоится 7 ноября, и мы должны запастись терпением и посмотреть, кто будет избран на пост председателя ПКРМ. Но в любом случае эту партию никак нельзя идентифицировать как марксистско-ленинскую, — как утверждает Владимир Воронин.
К сожалению, в левом сегменте у нас сейчас нет политической силы, которая имела бы месседж, доктрину и массовую поддержку со стороны граждан, чтобы претендовать на позицию левой политической силы и конкурировать с политическими правыми или правоцентристами в лице PAS. Да и вообще, в Республике Молдова существует большая проблема с оппозицией, — ни справа, ни слева у нас нет политических сил, пользующихся масштабной поддержкой со стороны граждан.