Итоговые данные по теме за 2019 год и в европейской статистике, и в независимых международных исследованиях появятся позже. А динамика за последние годы, скорее, предполагает, что речь может идти о несколько ином показателе.
“По итогам 2018 года доля российского газа в потреблении газа Европой достигла более чем 35%”, - отмечал в середине мая прошлого года заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский. Исходя из такой оценки, трудно представить, чтобы всего за один год эта доля выросла сразу до 45%.
В 2018-ом (данных за 2019 год пока нет) общее потребление газа в странах Европейского союза (ЕС) сократилось на 2,4%, констатировал Евростат. Одновременно чуть сократился и годовой объем поставок “Газпрома” в Европу – предположительно на 1%, судя по сообщению руководства компании в конце декабря.
Заметим, что к “европейскому” для себя рынку “Газпром” относит не только собственно страны Европы, но и Турцию, а это ни много ни мало - второй по объемам покупатель российского газа в регионе:
Не только Турцию, но также Украину относит к “европейскому” региону и британская нефтегазовая компания ВР, уже более полувека представляющая ежегодные обзоры мировой энергетики (BP Statistical Review of World Energy). И судя по данным в обзоре 2019 года, в целом за минувшие 10 лет общее потребление газа в “европейском” регионе сократилось почти на 13%. За это же время, то есть с 2008-го по 2018 год, экспортные поставки “Газпрома” в этот регион выросли на четверть.
При такой разнонаправленной динамике рост доли российского газа на рынке региона неизбежен. И “в 2018 году доля газа “Газпрома” в Европе - 37%”, отмечал председатель совета директоров этой компании всего три месяца назад. Он не уточнил, но простые расчеты на основе как оценок Еврокомиссии, так и данных самого “Газпрома” по экспорту показывают именно такую долю российской компании в общем объеме прошлогоднего потребления газа только теми странами, которые входят в Европейский союз.
Помимо трубопроводного экспорта, из России в страны Европы поставляется и сжиженный природный газ (СПГ), однако масштабы этих поставок пока несопоставимы. Так, считая по данным от компании ВР, поставки СПГ из России в страны европейского региона в 2018 году составили лишь 3,6% общего объема поставок “Газпрома” по трубопроводам.
Собственные оценки “Газпромом” своей доли в общем потреблении природного газа странами европейского региона за минувшие 12 лет мы сопоставили с оценками объемов этого потребления от компании ВР за те же годы:
Сравнивать напрямую статистику экспорта/импорта газа от России и от Европейского союза непросто - они охватывают разные группы стран и потому оценки закономерно разнятся. Статистика газового импорта ЕС от департамента энергетики Европейской комиссии по понятным причинам не включает не только Турцию, но и некоторые страны южной Европы, не входящие в состав ЕС. При этом последние также являются покупателями газа от “Газпрома”, и поставки в эти страны, естественно, отражаются в статистике российской компании.
Если же иметь в виду весь импорт газа именно странами-членами ЕС, то крупнейшими поставщиками для них являются Россия и Норвегия. На их долю, вместе взятых, приходится примерно три четверти общего газового импорта ЕС. Так, в третьем квартале 2019 года (данных за весь прошлый год пока нет), по оценкам Европейской комиссии, суммарная доля России и Норвегии в общем газовом импорте стран Европейского союза составила 76%.
Более того, в последнем обзоре Европейской комиссии (за 3 квартал 2019 года) впервые представлены оценки долей двух этих стран в импорте газа Европейским союзом как по газопроводам, так и в виде поставок СПГ. Согласно этим данным, доля России составила целых 49% (45% - в трубопроводном импорте, 4% - за счет импорта СПГ), доля Норвегии – 27% (26% - трубопроводный, 1% - СПГ):
Подчеркнем вновь: речь идет о долях России или Норвегии только в совокупном импорте газа из-за пределов Евросоюза, а не о долях в общем его потреблении странами ЕС. При этом, как отмечал заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский, “доля стран Евросоюза в поставках “Газпромом” в прошлом году [2018-ом] достигла уже более 86%”.
По данным, представляемым Европейской комиссией, мы рассчитали примерные усредненные показатели долей разных источников газового рынка ЕС (то есть в общем объеме внутреннего потребления) за три первых квартала 2019 года в целом - его собственного производства странами ЕС, а также их совокупного импорта (как трубопроводного, так и в виде СПГ):
За январь-сентябрь прошлого года в общем трубопроводном импорте газа странами ЕС доля России составила 43%, отмечали эксперты Европейской комиссии. Оценка же доли России в общем импорте СПГ в страны ЕС дается ими только по итогам третьего квартала, но не за девять месяцев прошлого года в среднем. Те же оценки за 2019 год в целом будут представлены лишь весной.