Linkuri accesibilitate

Коронавирус меняет планы: о пандемии, поездках и врачах


Люди в лицевых масках видны в окне здания, помещенного в карантин, в общежитии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова
Люди в лицевых масках видны в окне здания, помещенного в карантин, в общежитии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова

Что на этой неделе обсуждают правозащитники, юристы и гражданские активисты

Не взлетим, не поплаваем. Из-за распространения коронавируса правительства разных стран объявляют карантин и закрываются для путешественников. Авиаперевозчики отменяют рейсы. А с чем остаются туристы?

Будем здоровы? Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии коронавируса. Премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что угроза распространения этого вируса в стране минимальна.

Видеоверсия программы

Марьяна Торочешникова: Коронавирус для всех и корона для Путина – это, пожалуй, наиболее обсуждаемые темы на этой неделе в России. Но мы сосредоточимся на вирусе. Точнее - на том, как история с распространением этой инфекции уже повлияла на планы множества людей, в частности, связанные с деловыми и семейными поездками, а также отпусками. В России многие уже научились планировать их загодя. Теперь все несколько туманно.

В студии со мной - исполнительный директор Ассоциации Туроператоров Майя Ломидзе, а на видеосвязи с нами председатель правления Всероссийского объединения туристов Роман Бобылев.

Майя, серьезно ли подорвал планы на отпуск и на текущие деловые поездки коронавирус?

Майя Ломидзе: Я думаю, что это вопрос риторический, который ответа не требует. Можно не иметь отношения к туризму, достаточно просто послушать людей на улице, в кафе или в офисных помещениях – такое ощущение, что все обсуждают только одно: куда не отменили билеты, куда они хотели поехать, а теперь не могут. Либо истории, связанные с их близкими и родственниками, которые оказались в похожем положении. Поэтому, конечно, серьезно затронуло всех.

Марьяна Торочешникова: А насколько это сложно или легко – отменить билет? Мы об этом поговорим чуть позже. А главное, не просто отменить, но и деньги вернуть полностью.

А сейчас расскажите, пожалуйста, в каком состоянии находится, в том числе, туристическая отрасль в России. Я знаю, что Минэкономразвития обращалось к туроператорам и просило предоставить какие-то сведения о расходах. И вам вроде как обещали компенсировать невозвратные билеты.

Майя Ломидзе: Никто таких обещаний пока не давал, к сожалению. Мы обращались и к курирующему вице-премьеру Чернышенко, и к Мишустину – это было еще в конце февраля, когда только Китай серьезно подорвал позиции бизнеса, работающего на этом направлении. И последнее обращение было к Белоусову и к Решетникову, министру экономического развития, с уже разработанным пакетом мер, с помощью которых можно удержать отрасль от коллапса.

То есть туристическая индустрия, несмотря на сыплющиеся с какой-то фантастической частотой удары, пока не находится в кризисном положении. Но все мы, кто работает в этой отрасли, имеет к ней отношение, не хотим, чтобы она оказалась в этом кризисном положении.

Марьяна Торочешникова: Понятно, что благотворительностью, по большому счету, туристические компании не занимаются и не обязаны. С другой стороны, чиновники заявляют о том, что всем должны вернуть деньги за несостоявшиеся поездки, несмотря на то, что, можно предположить, какие-то расходы туроператоры, агентства уже понесли. Эти деньги действительно будут возвращать? Есть откуда возвращать, например, деньги за несостоявшуюся поездку в Израиль? Потому что можно предположить ситуацию, что человек купил путевку в Израиль, в паломничество, проехать по святым местам на 5 дней, но сейчас он понимает: чтобы 5 дней поездить по Израилю, ему надо еще две недели по прибытии в Израиле жить в карантине, прежде чем его выпустят в страну.

Майя Ломидзе: И вопрос – зачем? Не лучше ли отложить поездку примерно на месяц и поехать в паломнический тур просто чуть позже? Не получить деньги сразу и потом еще приобретать тур, а просто отложить поездку. Такая опция тоже существует.

Марьяна Торочешникова: Есть вариант подождать?

Майя Ломидзе: Перенести сроки поездки.

Марьяна Торочешникова: А насколько охотно сейчас идут на это?

Майя Ломидзе: По-разному. Я не могу вам дать статистику, сколько народа хочет немедленно получить деньги, сколько готовы перенести, потому что это все делится поровну. Есть еще одна опция – перебронироваться на другое направление. Правда, количество направлений, на которые можно перебронироваться, сокращается с каждым днем. Буквально сегодня Визовый центр Чехии в половине пятого вечера объявил, что с завтрашнего дня Визовый центр не работает и не принимает документы на оформление визы. Но люди все равно планировали, несмотря на введенное чрезвычайное положение, туда поехать. И вот так, что называется, без предупреждения... Мы уже написали даже в консульство, попросили, чтобы дали хотя бы неделю. Люди не собираются отказываться. Есть те, которые не готовы отказываться. И ровно такое же количество было, например, по Италии, когда Италию закрывали.

Марьяна Торочешникова: И можно было в интернете найти видео людей, которые ходят по полупустой Венеции, только-только очнувшейся после наводнения, а тут коронавирус, и счастливо рассказывают: "Как хорошо! Здесь, наконец-то, нет туристов". С другой стороны, как они потом возвращаются в страну – непонятно.

Майя Ломидзе: Большая часть, я бы сказала, проскочила.

Марьяна Торочешникова: Роман, есть ли к вам уже какие-то обращения от людей, которые столкнулись с проблемами, связанными с возвратом денег за несостоявшуюся поездку, возвратом денег за так называемые "невозвратные" билеты? Вроде правительство же пообещало, что всем все будут возвращать, если страну, куда они собирались ехать, закрыли.

Роман Бобылев: Разумеется, такие обращения есть. Но нельзя сказать, что они носят массовый, катастрофический характер. Следует признать, что туроператоры пошли навстречу туристам и потребителям в основной своей массе и пытаются как-то выйти из этой достаточно сложной ситуации. Идет перебронирование, идет перенесение сроков. Где-то (что реже) идет возврат денежных средств. Но здесь ситуация однозначная и понятная. Когда у нас задействуется механизм, связанный с угрозой безопасности по конкретному направлению, то туристы вправе получить полную стоимость туристского продукта. Именно вправе. У туроператоров нет обязанности вернуть денежные средства. Вправе – это в добровольном порядке. Соответственно, если туроператоры не идут на добровольное урегулирование этой ситуации, то у туристов есть право обратиться в суд, где штрафные санкции в отношении туроператоров в ходе судебного разбирательства будут несоизмеримы. То есть могут дойти до 150% от стоимости туристического продукта. Поэтому туристы, с одной стороны, понимают, что денежные средства вернуть достаточно сложно, быстро и в сжатые сроки вернуть, скажем так, в наличном виде, поэтому тут обоюдопонятная ситуация. То есть туроператор через турагентство пытается подобрать какой-то тур, отвечающий требованиям туриста, поменять направление, перенести сроки, принять какие-то к этому меры. Есть вопросы, связанные с депозитами, в том числе, которые остаются...

Марьяна Торочешникова: Мы говорим в основном об операторах, но у нас же сейчас очень многие люди научились путешествовать самостоятельно - самостоятельно бронировать билеты, самостоятельно бронировать себе жилье, гостиницы – Airbnb и прочие сервисы. Вот эти люди каким-то образом могут вернуть свои деньги, например, если они купили сейчас билеты в Прагу невозвратные? Известно, что там объявлено "чрезвычайное положение" с вечера сегодняшнего дня. А человек билеты себе купил еще перед Новым годом, может быть, по акции. Сможет ли он вернуть эти деньги, потребовать назад у авиакомпании? Или вариант только один – перебронировать на более поздний срок? Как ему быть в этой ситуации?

Роман Бобылев: Тут все зависит от авиакомпании и от конкретных финансовых возможностей перевозчика. Крупные авиакомпании идут навстречу потребителям, авиапассажирам, принимают это как "вынужденный отказ". И соответственно, предлагают либо перенести действительно, либо вернуть денежные средства. Эта ситуация рабочая, и она зависит все-таки от авиакомпании. Но я вас уверяю, авиакомпании ищут выход из данной ситуации. И Росавиация следит за этим процессом. Поэтому те направления, которые у нас фактически закрываются, у них нет возможности осуществить авиаперевозку, то здесь идет либо замена, перебронирование, либо идет возврат денежных средств.

Майя Ломидзе: Действительно, все так и есть. По поводу возврата билетов, по поводу самостоятельных туристов, которые сами бронируют. Понятно, что все зависит от того, на каких условиях они бронировали. Есть размещение, которое бронируется... невозвратная, очень низкая цена, и вернуть деньги невозможно. Соответственно, эти деньги сгорают. Точно так же по невозвратным билетам. Но когда мы говорим про невозвратные билеты, зависит от того, почему турист не может вылететь. Если авиакомпания, как сейчас в случае с Испанией и Францией, согласно телеграмме Росавиации, сняла все рейсы, вынуждена снять, потому что так сказал регулятор, то рейс не состоялся не потому, что направление было закрыто, рейсы сняты. И тогда перевозчик сразу озвучивает условия возврата. Либо это публичное объявление, публичная оферта, либо полный возврат средств за билет, даже по невозвратному тарифу, либо предлагается перебронировка на другие даты после какого-то определенного числа (как правило, какого-то мая). В случае с этими странами нет возможности перебронироваться на другой город, потому что те города, которые остались, там практически рейсы "Аэрофлота", других перевозчиков рейсов туда практически нет. То есть все зависит от того, по какой причине человек не может доехать туда, куда он не может доехать.

Если страна объявлена небезопасной, то уже, получается, нет ответственности перевозчика в том, что он не может туда лететь. Или в том, что турист отказывается туда лететь, потому что страна небезопасная. И вот тут уже возможны варианты. Тут уже, что называется, как договорятся. В большинстве случаев до сих пор было так, что если тариф невозвратный в страну, объявленную небезопасной, например Италия, перевозчик старался эти деньги не возвращать. Потом было произведено определенное давление общественности (мы тоже к этому постарались приложить все усилия), и было сказано, что даже по невозвратным тарифам будут производиться какие-то выплаты либо перенос дат. То есть какие-то подвижки.

Марьяна Торочешникова: Но опять же это все какие-то рычаги воздействия и давления со стороны чиновников...

Майя Ломидзе: Зависит от того, по какой причине невозможно прилететь туда, куда ты хотел. Это прямая зависимость. Если четко понятно, что перевозчик снимает рейс, он выполняет свои обязательства в полной мере и даже по невозвратным тарифам возвращает деньги. Если нет ответственности перевозчика, не может он туда отвезти, потому что страна небезопасная, прекращается авиасообщение и так далее, тогда возможны варианты.

Марьяна Торочешникова: Вы уже несколько раз повторили, что есть опция – можно перебронировать что-то на более поздние сроки. Но останется ли цена прежней?

Майя Ломидзе: Не факт.

Марьяна Торочешникова: И сейчас рубль не очень комфортно себя чувствует...

Майя Ломидзе: Совсем, я бы сказала.

Марьяна Торочешникова: То есть можно предположить, что если вы в начале (или в конце прошлого) года рассчитывали, допустим, в Израиль или в Италию слетать на неделю за одну сумму, то когда вы все перебронируете, вам это обойдется вдвое, а то и втрое дороже такими темпами.

Майя Ломидзе: Согласитесь, нет никакой вины ни туроператоров, ни перевозчиков в том, что у нас вот так с курсом произошло. Ну, произошло вот так вот... Печально всем.

Марьяна Торочешникова: То есть нельзя будет ни при каких обстоятельствах сказать: "Дорогое турагентство, дорогой туроператор! Мы договорились, что ты меня отправишь в Италию за такую-то сумму. Я сейчас не поеду, и вообще не на чем меня везти, но давайте, предположим, в июне вы меня за эти деньги туда отвезете"? Этот вариант невозможен?

Майя Ломидзе: Он возможен при условии, что все поставщики услуг в рамках этого тура не будут выставлять дополнительные требования. До Италии надо долететь. Если удается договориться с авиакомпанией (а это стало получаться в последнюю неделю) о переносе даты вылета и о неизменности цены, то есть туроператор не доплачивает ничего перевозчику за уже выкупленные билеты, то тогда и с туриста ничего не возьмут. Но если с туроператора просят дополнительную оплату, то он, соответственно, просит эту дополнительную оплату и с туристов. То есть такая опция возможна, но, честно говоря, с учетом колебаний курса и снижения спроса в целом - возможна, но маловероятна.

XS
SM
MD
LG