Linkuri accesibilitate

Миссия США в ОБСЕ: Кремль вытесняет Радио Свобода из России


В московском офисе Радио Свобода

В ОБСЕ обсудили ухудшение ситуации со свободой СМИ в России

На заседании постоянного комитета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) был поднят вопрос об ужесточении российскими властями репрессивных мер в отношении медиакорпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода. 22 апреля в Вене обсуждалась тема свободы слова в России. На заседании выступила исполняющая обязанности заместителя главы миссии США при ОБСЕ Элизабет Розенсток-Силлер.

"Соединённые Штаты разделяют опасения Европейского союза и других стран – участниц ОБСЕ, которые высказывались о продолжающемся подавлении российскими властями свободы слова", – подчеркнула Розенсток-Силлер. Она заявила, что готова поддержать дискуссию о преследовании в России отдельных журналистов. В качестве одного из примеров представитель США привела обыски при участии сотрудников ФСБ 9 апреля в московской редакции сайта "Важные истории" и в квартире главного редактора этого издания журналиста Романа Анина, который позднее был допрошен. Как заметила Розенсток-Силлер, обыскам предшествовала публикация на сайте "Важных историй" материалов о предполагаемых коррупционных действиях ряда высокопоставленных российских чиновников.

По словам американского дипломата, за последние недели имело место ещё несколько тревожных случаев в отношении независимых журналистов. В частности, Розенсток-Силлер напомнила о рейде, который сотрудники правоохранительных органов провели в офисе независимого студенческого журнала DOXA 14 апреля. "Это демонстрирует ухудшающуюся атмосферу безнаказанности за преследование и запугивание независимых журналистов", – заявила представитель американской миссии при ОБСЕ.

Розенсток-Силлер упомянула "чрезмерные штрафы", налагаемые в России на медиакорпорацию РСЕ/РС за невыполнение требований Роскомнадзора по маркировке содержания согласно законодательству о СМИ – "иностранных агентах". "Здесь, на встречах Постоянного совета ОБСЕ, российская делегация неоднократно пыталась создать ложное представление о схожести драконовских мер против Радио Свобода в России и правовыми рамками работы в США телеканала RT и агентства "Спутник". Подобного эквивалента нет. Кремль препятствует работе РСЕ/РС в России и активно пытается вытеснить медиакорпорацию из страны. Правительство США, напротив, никоим образом не препятствует возможностям для RT и "Спутника" вещать в Соединённых Штатах", – сказала Розенсток-Силлер.

Она напомнила, что на прошлой неделе медиакорпорация РСЕ/РС подала иск против действий российских властей в Европейский суд по правам человека. В иске указано, что действия России нарушают право на свободу выражения для представителей прессы, защищённого 10-й статьёй Европейской конвенции о правах человека. Если ЕСПЧ не примет меры сейчас, указано в жалобе, РСЕ/РС будет нанесён непоправимый ущерб. "Мы призываем руководство России прекратить репрессии в отношении независимых журналистов и СМИ, включая РСЕ/РС и его проекты", – добавила Розенсток-Силлер.

В январе-апреле 2021 года Роскомнадзор составил и направил в суд 390 протоколов о нарушении проектами РСЕ/РС, внесёнными Министерством юстиции в 2017 году в список СМИ – "иностранных агентов", новых правил маркировки публикаций. РСЕ/РС, соблюдавшая все нормы российского законодательства, отказалась выполнять эти требования, расценивая их как попытку вмешательства в редакционную политику.

Общая сумма штрафов по уже вынесенным судебным решениям может составить 70 миллионов рублей. ООО "РСЕ/РС" оспаривает все назначенные штрафы в предусмотренном российском законодательством порядке, однако суд не удовлетворил ни одну из поданных к настоящему моменту апелляций.

XS
SM
MD
LG