Молдова — одна из главных восточноевропейских стран-доноров трудовых ресурсов для государств ЕС. Число мигрантов, уезжающих на заработки в Европу, с каждым годом растет. И, помимо государств Западной Европы, молдаване нередко выбирают для поисков работы Польшу.
Пять раз в неделю от железнодорожного вокзала Кишинева уезжают в Польшу один-два автобуса с гастарбайтерами. Активнее других польское направление выбирают жители севера республики. Молдаване, получившие биометрический загранпаспорт, могут находиться на территории стран Евросоюза до 90 дней в течение полугода. Однако, безвизовый режим не означает право на работу, и для легализации проживания и трудоустройства в ЕС нужны дополнительные документы.
Ион отправился в Польшу в первый раз, проработал там три месяца. Главной целью поездки было заработать деньги на лекарства отцу.
— Я из Бричан, это север Молдовы. Приехал из Польши — работал там три месяца, вернулся на Новый год. Сейчас у меня месяц отдыха, хочу побыть с родными, а то тяжело, я первый раз поехал на заработки, и тяжело столько времени быть одному, без родных. У папы проблемы с ногами, ему нужна операция, он не может работать, и поэтому мне надо было отправиться зарабатывать.Я решил поехать в Польшу, туда более-менее удобно поехать без визы.
Стройка — мы делаем все, что нам скажут, начиная с отделочных работ. Штукатурим дом, вентиляцию делаем, таскаем все... В октябре было очень холодно, хотя еще и не зима, а руки в утепленных перчатках так замерзают, что просто их не чувствуешь. А ты таскаешь металлические запчасти для вентиляции. Тяжело целый день на ногах работать — по 12 часов. Я встаю в 6 утра, чтобы собраться, помыться, а в 7 часов уже надо быть на работе — и до семи вечера. Я даже поесть потом не успеваю, чтобы занять очередь и искупаться, и — спать, а завтра утром снова рано вставать.
Все мы приехали из разных стран, очень много людей из Молдовы, с Украины очень много — говорят, там тоже зарплаты не очень, и люди едут на заработки в Польшу, это оптимальный вариант.
Надо работать, просто надо работать, потому что дома у нас не такие зарплаты, да и найти работу тяжело — север Молдовы, сами понимаете, ну, а там для нас, можно сказать, что возможность. Есть у меня мечта — остановиться на одном городе, я хочу переехать туда, где мне будет удобно, где я буду чувствовать себя человеком, где у меня будет свой уголок. Как-то так...
Молдова — первая страна постсоветского пространства, с которой Евросоюз заключил соглашение о безвизовом режиме. Биометрические паспорта стали обязательными с 1 января 2012-го, а сам безвизовый режим начал действовать с 28 апреля 2014 года.
— Начал со стройки, потом стало холодать — поменял место работы, устроился на швейную фабрику, два с половиной года проработал. Первый раз поехал со знакомыми, приехали — неизвестно куда, неизвестно что... Как там к нам относятся? Ну, по-разному бывает, ко мне лично никто никаких претензий не предъявлял, премию платили, все легально, все по договору, все официально, и я себя намного комфортнее чувствовал, чем дома. Мне высылали приглашение, я открывал рабочую визу, все налоги платятся, пенсионные отчисления тоже. Я палец порезал — мне бесплатно зашили, больничный — пожалуйста, я только показал, что есть договор.
Чаще всего трудоустройством молдавских граждан в Польше, а также оформлением необходимых документов занимаются рекрутинговые агентства, у каждого из которых — свой банк вакансий. Но нередко работу можно найти с помощью частных специалистов: их контактные данные передаются из рук в руки, связь — через Viber, и никаких персональных встреч.
63-летний Анатолий и 58-летний Михаил из Тирасполя впервые уезжают работать в Польшу:
— Нам дали телефон одной женщины, мы созвонились, и она сказала, что можно уехать уже в воскресенье. Сообщила, куда приезжать, какие вещи с собой брать, — говорит Анатолий.
— А вы знаете, куда едете?
— Нет. Но работа есть, так нам сказали. Попробуем, потому что дома не берут нас — слишком возрастных — на работу, а жить на что-то надо.
— Польша — это наш шанс. Заплатили за дорогу по 60 евро, посмотрим, — говорит Михаил. — Нигде и никому ты не нужен, хватит здоровья — будешь работать, а если что случится — тебе кирдык.
— Мы едем на мясо, — вспоминает молодой человек, которому на вид около 22-х. — Мы уже там были, да, работать нужно по 12 часов в сутки, но можно и больше, если сил хватает, шесть дней в неделю. В цеху нулевая температура, спецодежду и обувь выдают. Если стоять — то да, замерзаешь очень быстро, а если целый день двигаться, то ничего, не заболеешь. Жилье предоставляют. Если экономить, то на еду уходит 100 евро, но мы не экономим, иначе будем мерзнуть, поэтому у нас около 130-140 евро в месяц. А в среднем получается по 3000-3500 злотых в месяц (700-820 евро). В Молдове таких денег не заработаешь.
Молдавские HR-агентства в основном заняты поиском людей для низкоквалифицированного физического труда: рабочие на мясоперерабатывающие предприятия, стройки, на фабрики по изготовлению кабелей и запчастей для автомобилей, также нужны сортировщики и сборщики посылок (работа на складах). Реже требуются официанты и горничные, зато куда чаще попадаются объявления с приглашением на работу и мужа, и жены.
— Не совпадают ожидания с реальностью. У нас предлагают вакансии на склады, на фабрики, заводы, то есть, честно — это рабский труд. Конечно, люди от безвыходности едут, но заработки там очень маленькие, и работа — по 12 часов. Живут они там, как правило, по десять, по восемь, по шесть человек, в недоброкачественных, скажем так, условиях. Сколько раз я встречала людей, которые едут с фабрик, — так это адский труд: руки болят, все болит... Со мной работают и поляки, да, но в основном это женщины пенсионного возраста. Я работаю на курорте. А молодежь еще едет на заработки в Германию, в Англию, в Данию — в страны, где оплата труда выше.
Сразу же после устройства на работу молдавские гастарбайтеры начинают готовить новый пакет документов — чтобы легализовать свое пребывание на территории Евросоюза на более длительные сроки. Один из вполне законных способов «задержаться подольше» — подать заявление на получение так называемой «карты побыту». И — ждать: в стране можно находиться все время, пока польские власти будут рассматривать заявление.
По статистике, сейчас на территории Польши легально находятся 8142 гражданина Республики Молдова — в европейскую страну, таким образом, переселился некрупный, но все же целый молдавский город.
Интеграция в польское общество происходит, в основном, с помощью религиозных русскоговорящих общин, однако, работающим на предприятиях людям зачастую не до общения — слишком сильно они устают. А трудовые обязанности часто схожи с задачами робота: определенный алгоритм одних и тех же действий в течение 10-14 часов.
— Мужчины часто не выдерживают, и после трех дней монотонного труда увольняются. А женщины терпят, работают, потому что дома семьи ждут денег, — рассказывает Светлана, которая уже не первый год ездит в Польшу.
Большинство граждан Молдовы — 65%, — которые живут, учатся и работают в Польше, — это наиболее активная часть трудоспособного населения: возрастная категория — 20-39 лет.
20-39 лет | 65% |
40-59 лет | 27% |
0-20 лет | 7% |
60-79 лет | 1% |
Вот история трудоустройства Валентины, которая после определенных мытарств сумела найти нормальное место работы.
— Приезжаете в офис, и пока оформляются документы, вас заселяют в большую комнату, там много кроватей двухэтажных, потом везут по хостелам. Работники нашего завода живут в комнатах по четыре человека, там, где я живу — есть уборщица, три этажа, правда, стиралка платная у нас, но в комнате — по 2-3 человека, более-менее нормальные условия. Есть охранник, камеры всюду стоят, на этаже — два душа, два туалета, две кухни. Посуду нужно иметь свою. А другие живут в домах, где может быть один туалет на 10-12 человек.
Зарплату у нас вовремя платят, могут и аванс дать, если нет денег, не обманывают, единственное что — зарплата маленькая... Обращение нормальное, раньше работала — там даже в туалет не отпускали, люди прямо в обморок падали, а здесь — более-менее нормально.
Многие мигранты из Молдовы сейчас на распутье: что делать дальше? Молодое поколение отнюдь не мечтает всю жизнь пребывать в статусе гастарбайтеров. А если уезжать насовсем, то — куда, на каких основаниях, с кем и как?
Глава Союза поляков Молдовы Василий Казимирович рассказывает, что к ним периодически обращаются молдавские граждане за консультациями по поводу законного трудоустройства в Польше.
Представители Союза стараются всем помочь, объясняя, куда, в какие структуры власти обращаться в том или ином случае, как не стать жертвой мошенников.
В свою очередь, как рассказала руководитель общественной организации «„Польская весна“ в Молдове» Оксана Бондарчук, они принципиально отказались от оказания каких-либо услуг, касающихся сферы трудоустройства, поскольку у НПО задачи культурно-просветительского характера.
В Молдове, по ее словам, есть несколько польских классов, школьники изучают язык, историю и культуру Польши. Так что после окончания школы часть молодых людей уезжают в Польшу, поступают в польские вузы для продолжения образования.
Впрочем, в основном молдавские мигранты ищут в Польше рабочее место и достойную — по сравнению с родиной — заработную плату. Гастарбайтеры с опытом настойчиво советуют новичкам принимать во внимание исторически сложившийся польский монолингвизм, заключать трудовой договор напрямую с польским работодателем, а также рассылать свои CV на польском языке.
Город Катовице в Силезском воеводстве — один из главных промышленных центров Польши. Здесь много предприятий, и иногда становится трудно дышать — фабрики по производству пластмассовых изделий серьезно ухудшают экологическую обстановку. Но зато в Катовице всегда есть вакансии для мигрантов из стран Восточной Европы. Что делать гастарбайтерам-новичкам, как защитить свои права и получить именно ту зарплату, о которой договаривались? Наш собеседник Андрей не первый год работает за границей, вот его советы тем, кто принял решение уехать в Польшу на заработки.
— Если вы хотите поехать через фирму, попробовать себя в качестве рабочего на каком-то заводе и заработать деньги — забудьте свои мечты: вы не заработаете здесь больше чем 2,5 тыс. злотых (около 590 евро). И жить вы будете в ужасных условиях, пользоваться ванной вместе с еще пятнадцатью людьми, еду на кухне у вас будут воровать, а на самом заводе относиться будут не очень... Подумаете хорошо — может, у вас есть какие-то идеи, есть друзья, чтобы что-то свое открыть, попробовать что-то. Вот для этого Польша — идеальный плацдарм. Ну, или вы какой-то специалист высококвалифицированный, знаете английский язык — подучите польский, напишите CV, это все можно сделать из Молдовы, удаленно, потом — отправить резюме без посредников. И уж если кто-то вами заинтересуется — поверьте, они вам сами напишут, и условия, и зарплату.
Пока Республика Молдова стремительно теряет человеческий потенциал, Республика Польша активно заменяет состав своих трудовых мигрантов — те постепенно переезжают в страны Западной Европы и США, а на их места нынче претендуют граждане государств Восточного партнерства.
This article has been produced with the assistance of the MOMENTA (Migration Media Training Academy) project funded by the German Federal Foreign Office and implemented by the International Centre for Migration Policy Development (ICMPD). Its contents do not necessarily reflect the views of ICMPD or the German Federal Foreign Office.