Спецслужбы США содействовали украинским при попытке задержать российских наемников, говорится в расследовании CNN. Журналисты ссылаются на источники в спецслужбах Украины. В этой же публикации неназванный американский чиновник говорит, что ЦРУ лишь знало об операции, но отношения к ней не имело.
Летом 2020 года в Беларуси были задержаны 33 человека – их отправили в Москву. Украинские журналисты выяснили, что это было сорванной спецоперацией, а задержанные – бойцы российской частной военной компании "Вагнер". По данным журналистов, украинские спецслужбы их выманили якобы в Турцию, из Минска должен был вылететь самолет, который бы экстренно сел в Киеве, где бы их и задержали. Но та операция провалилась.
Настоящее Время поговорило о деталях этой спецоперации с бывшим чиновником СБУ Игорем Гуськовым и журналистом-расследователем Юрием Бутусовым.
Игорь Гуськов
Игорь Гуськов – генерал-майор СБУ в запасе. В прошлом – руководитель аппарата главы СБУ при президенте Петре Порошенко. Именно он занимался расследованиями преступлений вагнеровцев на востоке Украины.
– Операция по захвату вагнеровцев планировалась в то время, когда вы работали в руководстве Службы безопасности Украины. Управление разведки Минобороны с вами в связке разрабатывало эту операцию или нет?
– Вы знаете, этим действительно занималось Главное управление разведки. Но мой уровень компетенции на тот момент не позволяет мне говорить, был ли в курсе наш департамент контрразведки проведения операции, это честный ответ.
– То есть они могли без вас, то есть непосредственно с главой?
– Конечно. Все-таки то, о чем говорил я с 2016 года, это действительно так, я занимаюсь и занимался, и продолжаю заниматься уже в рамках Общественного центра аналитики. Был создан и аналитический центр в составе СБУ, который обобщал всю информацию: оперативную, из открытых источников, технических средств связи – для идентификации этих людей, для понимания, каким образом происходят ротации этих наемников в Украину, из Украины в другие страны мира. Но это речь идет уже о более тонкой материи. Это уровень секретности гораздо выше, и уровень компетенции здесь оперативных подразделений, даже если бы я знал, я бы вам все равно не ответил.
– Вот это более честный ответ. Вы не знаете или не хотите говорить подробности, которые вам известны. Но как вообще в таких случаях, в подобных операциях могут принимать участие спецслужбы других стран? А данном случае идет речь о том, что ЦРУ могли неким образом тоже участвовать в этой операции.
– Вы знаете, это нормальная практика, потому что речь идет о терроризме. Когда речь идет о террористических действиях, я напомню, на сегодняшний день получены очень веские доказательства. Они опубликованы, они показаны на видео в виде видео этих наемников, их документов, награждений, фотографий и так далее, которые свидетельствуют об их причастии к конкретным террористическим актам.
Я хотел бы сказать, что по поводу терроризма, пресечения терроризма есть соответствующие соглашения между спецслужбами Украины не только с США, они действуют с другими странами мира. Кстати говоря, в свое время такое же соглашение было подписано и с Россией. Поэтому ничего удивительного в возможности подобной операции я лично не вижу.
– А это соглашение между Россией и Украиной до сих пор действует?
– Речь идет о соглашении на уровне спецслужб. Речь идет о спецслужбе, это тот период, который был до Революции достоинства, тогда очень плотно была инфильтрована Служба безопасности и прямая и косвенная агентура России.
– Вернусь к американским спецслужбам. Если доверять источникам CNN в украинских спецслужбах, выходит, что американские спецслужбы оказывали некую техническую помощь украинским спецслужбам и инструктировали. О чем, какой инструктаж мог понадобиться украинским спецслужбам от американской стороны? И чем еще могли помочь?
– Интерпретация того взаимодействия, которое есть, было и, я надеюсь, будет между украинскими спецслужбами, нашими западными партнерами, останется на совести журналиста – инструктаж и так далее. Совместные действия всегда предполагают, что делятся определенной информацией, кто чем владеет в большей степени, кто – в меньшей степени.
Если речь идет о задействовании сил, идет координация этих усилий, то есть ничего сверхъестественного в данной ситуации не происходило. Скорее всего, так, чтобы потом не было обвинений в сливе некой информации, был вопрос координации обмена данными. И это заслуживает уважения, что наши партнеры готовы делиться. Взамен мы также не сидим сложа руки и также делимся той информацией, которая представляет интерес для спецслужб Запада.
– Главный пожалуй вопрос: вы понимаете сейчас, почему эта операция была сорвана? Почему эти люди не оказались на территории Украины?
– Вы знаете, скажу так, у меня нет оснований не доверять той информации, которая на сегодняшний день была опубликована, с прошлого года подтверждающая, что эта операция была. Это первый посыл.
Второй посыл – я считаю, что те люди, которые принимали данное решение, на сегодняшний день лгут. И лгут они с позицией офиса президента. Зачем они это делают? Я думаю, чтобы просто избежать ответственности. Но здесь речь идет, если не идет она в ближайшей перспективе, в этом году, на следующий год. Пройдет 2-3 года, и все равно эта правда станет известна.
Мы не услышали на сегодняшний день конкретного единственного заявления, которого в Украине ждут все от офиса президента. Нет комментариев о том, что это заинтересовано спецслужбами. Эта риторика использовалась и Петром Порошенко, когда критика сразу списывается на Россию, и более раскручивается сейчас при Зеленском.
Нужен конкретный ответ от президента Украины за себя и за свой офис, что до момента задержания вагнеровцев в Беларуси я ничего не знал и мои подчиненные тоже ничего не знали. На сегодняшний день просто идет попытка всевозможными способами уйти от этого ответа, это только констатирует то, что офису президента есть что скрывать.
Юрий Бутусов
Юрий Бутусов – главный редактор издания "Цензор.Нет". Именно он расследует уже год провал этой спецоперации и доказывает свою версию: на совещании с Зеленским было принято решение перенести спецоперацию, секретная информация как-то оказалась доступна белорусским спецслужбам. В результате, по мнению Бутусова, вагнеровцы были задержаны в Минске и переданы Москве, а не Киеву. Он рассказал, что в Украине завели уголовное дело об утечке секретной информации, в результате чего была сорвана спецоперация. Но расследования по нему, по утверждению Бутусова, не ведется. Сам он – фигурант этого дела и давал по нему показания.
– Сделано достаточно широко, то есть само по себе дело об утечке секретной информации. То есть это правильная формулировка. В рамках этой формулировки этого дела нужно опросить всех и установить: первое – утечка информации была или нет, второе – если утечка была, то кто за это несет ответственность. То есть логика абсолютно понятная, правильная логика.
Но вот я хочу вас проинформировать: за год никаких процессуальных следственных действий. Меня один раз допросили, и все умерло – никаких действий. И власти до сих пор отказываются сказать самую простую вещь, я даже не прошу результатов расследования, я прошу простую вещь: удалось ли вам установить событие преступления – утечка секретной информации имела место или нет?
– В этой публикации CNN, по сути, ничего нет нового. Все, кто читал ваши статьи или разговаривал с вами, так или иначе, в той или иной форме это информация, которая появлялась и у вас. И тут, скорее, интересна реакция на эту публикацию ФСБ. Там сказали, что подтверждают информацию CNN. Вас удивило такое заявление ФСБ?
– Меня не удивило, потому что для них, в принципе, это все попытка подкинуть дровишки в какие-то наши истории, это обычное дело, они много делают таких заявлений.
Я просто хочу обратить внимание, что все время, пока ФСБ, "Комсомольская правда", другие российские СМИ комментируют этот скандал, чтобы было понятно, в чью сторону они комментируют, кому они помогают, обратите внимание на ключевой факт: ни в одной российской публикации про Вагнергейт не упоминается ни глава офиса президента Андрей Ермак, ни начальник комитета по разведке при президенте Украины Руслан Демченко.
– А что это означает, по вашему мнению?
– Согласно моим публикациям, это те люди, которые являются информаторами российских, белорусских, возможно, государственных органов по деятельности украинской разведки.
– Юрий, возможно ли, чтобы когда-нибудь государство Украина расследовало все-таки это дело?
– Мы прекрасно понимаем сейчас, что при президенте Зеленском никакого расследования не будет. Если бы эта спецоперация была признана неадекватной, рискованной и была бы отменена письменным приказом, то есть прямым решением главнокомандующего либо министра обороны, либо какого-то вышестоящего начальства над Главным управлением разведки – вопросов бы не было, самого дела бы не было.
Но в данном случае произошла утечка информации в Беларусь, и в результате эти опасные террористы были выданы в Россию. Так вот это уголовное преступление, и по этому уголовному преступлению те люди в офисе президента, которые получили информацию, обязательно должны предстать на скамье подсудимых и ответить на вопросы.