Linkuri accesibilitate

Следствие закончено. Что выяснил спецпрокурор Мюллер


Роберт Мюллер
Роберт Мюллер

Доклад специального прокурора Роберта Мюллера, которого с таким нетерпением ожидали в Вашингтоне, в четверг стал общедоступным. 448-страничный документ подвел итог расследованию предполагаемого предвыборного сговора кандидата в президенты Дональда Трампа с Кремлем. Спецпрокурор сговора не обнаружил, равно как и попыток президента воспрепятствовать правосудию.

Бывший директор ФБР, а до этого – федеральный прокурор с внушительным послужным списком, Роберт Мюллер исполнил свой долг исключительно добросовестно и профессионально. Расследование продолжалось 23 месяца. За это время спецпрокурор и его команда следователей допросили сотни человек и изучили огромный массив документации. Наконец в середине марта Мюллер поставил точку в своем итоговом докладе и передал его, согласно субординации, министру юстиции США Уильяму Барру. Ознакомившись с докладом, Барр уведомил руководство профильных комитетов обеих палат Конгресса, что президент и его советники закон не нарушали. Россия, по данным Мюллера, действительно вмешивалась в американский избирательный процесс, но Трамп с Кремлем не сговаривался и правосудию не мешал.

Но демократов Конгресса четырехстраничное резюме Барра не удовлетворило. Они подозревали министра в том, что он сделал неверные выводы из собранных Мюллером свидетельств и улик. От Барра потребовали предать огласке полный текст доклада. Именно это и произошло в четверг, 18 апреля. Документ, представленный общественности, – отредактированная версия доклада. Часть текста, иногда целые страницы, по различным причинам скрыта. Но еще до того, как доклад оказался в руках журналистов и законодателей, министр юстиции созвал пресс-конференцию.

С российской агентурой ни президент Трамп, ни его избирательный комитет не сотрудничали

УИЛЬЯМ БАРР: Я уверен, что все американцы разделяют мою озабоченность усилиями, предпринятыми российским правительством, с целью вмешательства в наши президентские выборы. Как ясно сказано в докладе специального прокурора, российское правительство стремилось вмешаться. Но благодаря скрупулезному расследованию спецпрокурора нам теперь известно, что с российской агентурой, осуществлявшей этот тайный план, ни президент Трамп, ни его избирательный комитет не сотрудничали. Никакой другой американец сознательно не помогал этому плану. За то, что это подтвердилось, все американцы могут и должны быть благодарны.

Агенты России, рассказал Уильям Барр, развили бурную активность в социальных сетях, стремясь "посеять рознь" среди американцев. Они также взломали почтовые серверы Демократической партии и избирательного штаба Хиллари Клинтон и опубликовали похищенные документы, чтобы нанести ущерб ее репутации. Но Трамп и его советники в этих действиях не участвовали и не координировали их.

УИЛЬЯМ БАРР: И наконец, специальный прокурор расследовал ряд "связей" или "контактов" между сотрудниками избирательного комитета Трампа и лицами, связанными с российским правительством, во время президентской кампании 2016 года. Изучив эти контакты, специальный прокурор не обнаружил никакого сговора с целью нарушить американские законы, в котором участвовали бы лица, связанные с Россией, и кто бы то ни было из людей, имевших отношение к избирательной кампании Трампа. Таков сухой остаток.

Отдельная тема – обвинение в препятствовании правосудию. В мае 2017 года президент уволил Джеймса Коми с поста директора ФБР. По словам самого Коми, это произошло после того, как он отказался по просьбе президента закрыть дело в отношении бывшего советника Трампа по национальной безопасности Майкла Флинна, который солгал агентам ФБР, интересовавшимся его контактами с российским послом Сергеем Кисляком. Именно после отставки Коми Мюллер был назначен спецпрокурором и получил задание расследовать возможный сговор и попытки утаить его. Мюллер собрал обширный материал, но так и не смог решить, имеется ли в действиях президента состав преступления. Он предоставил сделать вывод министру, и министр его сделал.

Свидетельств недостаточно для того, чтобы установить, препятствовал ли президент правосудию

УИЛЬЯМ БАРР: После тщательного исследования фактов и версий, изложенных в докладе, а также после консультаций с юристами министерства первый заместитель министра и я пришли к выводу, что свидетельств, полученных специальным прокурором в ходе расследования, недостаточно для того, чтобы установить, препятствовал ли президент правосудию.

Это, конечно, не "полное оправдание", как утверждают президент и его сторонники. Это оправдание за недостатком улик. Но и в этом случае подследственный признается невиновным, так как вина должна быть доказана, как гласит закон, "вне всяких разумных сомнений". Поэтому у президента был в четверг законный повод для торжества. Он специально запланировал публичное мероприятие в Белом доме на тот же час и ту же минуту, когда любой желающий получил доступ к докладу Мюллера.

ДОНАЛЬД ТРАМП: У меня сегодня тоже хороший день под названием "Нет сговора, нет препятствования". И никогда, кстати, не было и не будет. И мы должны докопаться до корней всего этого. Ничего подобного не должно было произойти. Такое никогда не должно произойти с другим президентом. Эта фальшивка – она не должна случиться снова в отношении другого президента.

Доволен и личный адвокат Трампа Джей Секулов.

ДЖЕЙ СЕКУЛОВ: Каждый американец должен быть рад тому, что президент или те, кто был с ним во время избирательной кампании, не пытались вмешиваться в выборы, как это делали русские. Это совершенно ясно. Что касается препятствования правосудию, не забывайте основания, по которым президент предпринимал ответные действия, описанные в докладе. Он предпринимал их на основании того факта, что он находится под следствием по ложному, как он знал, обвинению, и следствие это, давайте признаем, было необычным с самого начала.

Некоторые комментаторы, однако, восприняли высказывания Уильяма Барра с долей иронии. По их мнению, министр проявил чрезмерную лояльность президенту. Так считает, в частности, Крис Уоллес – обозреватель телекомпании Fox News, обычно комплиментарной по отношению к Дональду Трампу.

Министр юстиции ведет себя почти как адвокат президента

КРИС УОЛЛЕС: Предполагаю, что президент был весьма доволен тем, как исполнил свою роль сегодня Билл Барр, и особенно в вопросе препятствования правосудию. Потому что по поводу сговора министр юстиции высказывался столько раз, что я уже сбился со счета: сговора не было, не было сотрудничества, не было координации. Однако здесь нет противоречия. Как он указал, специальный прокурор проанализировал не менее десяти эпизодов, в которых имелись признаки препятствования правосудию. Это любопытный момент, когда министр юстиции ведет себя почти как адвокат президента, рассуждая о его мотивах, о его гневе, его ощущении, что с ним поступают бесчестно, допускают утечки. Это речь в защиту президента. И я представляю себе, как лидеры демократов в Конгрессе набрасываются на Билла Барра за то, как он держался сегодня, потому что это, без сомнения, была лучшая защита, которую только могли предпринять президентские адвокаты.

Но коллега Уоллеса по каналу Fox News Шон Хэннити настроен непримиримо к тем, кто, по его словам, не прекращал клеветать на президента. Вот что он говорил своим зрителям накануне публикации доклада.

Если президент найдет лекарство от рака, они и тогда не перестанут ненавидеть его

В четверг министр юстиции Барр откроет доступ к докладу Мюллера, который будет отредактирован лишь незначительно, в соответствии с требованиями закона. И это станет последним гвоздем в гроб крупнейшей американской конспирологической теории о сговоре с Россией. Для так называемых журналистов Washington Post and и New York Times все кончено. Они получили Пулитцеровскую премию фактически за то, что состряпали фальшивку. По-честному, премию надо отобрать. Думаю, ее надо присудить настоящим журналистам, авторам настоящих расследований, которые каждый вечер участвуют в моих теле- и радиошоу, – людям, которые были правы все это время. […] Мы следовали истине, доказательствам, надлежащей процедуре. Печально, что этого нельзя сказать о журналистском сговоре. Они публиковали свой антитрампистский мусор, ложь, пропаганду, снова и снова пользуясь анонимными источниками. Разумеется, они просто исполняли заказ демократов. Они неотделимы от устроенного ими кризиса. И в четверг они захотят – нетрудно предсказать, в последний раз – наброситься на президента Трампа с фальшивым, лживым возмущением, которое они наловчились изображать. Это всегда было их целью, они это делали всеми силами, и вот у них остался всего один день. Вот против чего выступает президент, и делает это с самого начала. Если президент найдет лекарство от рака, подарит каждому американцу пять миллионов долларов и примет их гнилую программу – они и тогда не перестанут ненавидеть его.

Объективности ради следует все же сказать о том, что некоторые вымарки в докладе стоят именно в тех местах, которые журналистам и членам Конгресса очень хотелось бы прочесть. Непонятно, в частности, почему Роберту Мюллеру так и не удалось получить устные показания президента. Переговоры с юристами Трампа на эту тему длились целый год, президент неоднократно выражал свою полную готовность встретиться с Мюллером, однако встреча так и не состоялась. По некоторым сведениям, спецпрокурор собирался вызвать президента повесткой, однако министр юстиции не завизировал ее. В отредактированном тексте доклада возможное объяснение вымарано.

Почему, если президенту было нечего скрывать, он все-таки уклонился от личной беседы с Робертом Мюллером? Вот объяснение другого личного адвоката Дональда Трампа – Руди Джулиани.

Любой, кто посмотрит на дело непредвзято, если он хороший юрист и применяет понятие "препятствование правосудию" в строгом смысле, а не притягивает его за уши, увидит, что президенту не о чем беспокоиться. Доклад мог быть составлен идеально и вменить президенту неуплату штрафа за неправильную парковку – демократы все равно охотились бы на него. Для них это политический вопрос, а не поиск справедливости. Они составили мнение об этом деле год назад. Оказалось, что они жестоко ошибались. Теперь они пытаются найти в докладе что-то подтверждающее препятствование правосудию. Но это же нелепо – вменять препятствование человеку, которого ложно обвинили и который защищает себя. Его намерение в каждом из этих десяти эпизодов легко объяснить – он стремился не попасть в ловушку.

"Гора родила мышь" – так выразился о докладе Мюллера Владимир Путин. Это, конечно, не так. В докладе систематизирован и проанализирован огромный фактический материал, в том числе до сих пор неизвестный, некоторые его страницы рисуют президента и его ближайшее окружение в не слишком привлекательном виде, с ним еще будет работать Конгресс. Но по большому счету тема закрыта.

XS
SM
MD
LG