Linkuri accesibilitate

"Это проверка всей системы здравоохранения": коронавирус в России


Во вторник, 10 марта, власти Москвы ввели запрет на проведение массовых мероприятий с участием более 5 тысяч человек. Мотивируется эта мера коронавирусной инфекцией, запрет введён до 10 апреля. На этот период как раз попадают 21 и 22 марта – даты, на которые оппозиционеры накануне подали уведомления о проведении митингов против поправок в Конституцию и обнуления президентских сроков у Владимира Путина. Официально в России зарегистрировано лишь порядка двух десятков зараженных COVID-19, однако число невыявленных носителей вируса может быть намного большим.

Ответы на вопросы о коронавирусе были опубликованы накануне на сайте департамента здравоохранения Москвы. В одном из них говорится о том, что соблюдение гражданами карантинного режима отслеживается с помощью видеонаблюдения, а его нарушение может повлечь ответственность вплоть до 5 лет лишения свободы.

Аэропорт Нижнего Новгорода
Аэропорт Нижнего Новгорода

Режим самоизоляции на дому по указу мэра Москвы Сергея Собянина предписан всем, кто возвращается в Москву из Китая, Южной Кореи, Ирана, Италии, Франции, Германии и Испании, даже если у них нет признаков заболевания.

Мэрия Москвы опирается на постановление правительства России, которое внесло новый коронавирус в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. 5 лет лишения свободы грозит тем, чьи действия приведут к смерти человека в результате распространения вируса. Если другие люди только заразятся, но не умрут, нарушившим режим самоизоляции грозит штраф или обязательные работы.

Уже известны случаи, когда людям, которые нарушили домашний карантин совсем на небольшой промежуток времени (например, вышли вынести мусор), выписывали штрафы.

На 9 марта число зараженных коронавирусом COVID-19 во всем мире составило более 110 тысяч человек, из них более 80 тысяч – в Китае. Российский оперативный штаб по предупреждению распространения коронавирусной инфекции сообщил, что, по состоянию на 9 марта, число случаев заражения не увеличилось и составляет 17 человек.

8 марта три новых случая коронавируса было обнаружено у жителей Белгородской, Калининградской и Московской областей. Все трое инфицированных недавно вернулись из Италии.

Коронавирус COVID-19
Коронавирус COVID-19

3 марта для пациентов с подозрением на коронавирус и тех, кто находится в группе риска, открыт больничный комплекс в Коммунарке. Власти обещают, что в новой больнице есть все условия для раздельного пребывания, качественной диагностики и лечения.

Инфекционная больница №1, в которую изначально привозили пациентов с подозрением на коронавирусную инфекцию, после ряда публикаций в СМИ закрыта на реконструкцию. Ее пациенты жаловались на отсутствие лечения, нахождение в общих палатах и плохие бытовые условия.

Методами, которыми власти российской столицы пытаются бороться с коронавирусом, недовольны и московские медики. По информации профсоюза медработников "Альянс врачей", пять отделений ГКБ им. Мухина превратили в одно большое отделение для лечения пневмонии и острых ОРВИ. В отделении 240 коек, а лечат таких больных кардиологи и эндокринологи, которых, по словам активистки "Альянса врачей" Анастасии Васильевой, не снабдили никакими средствами защиты.

В приемной главного врача ГКБ им. Мухина ситуацию комментировать не стали, посоветовав обратиться в департамент здравоохранения Москвы. Из пресс-службы департамента пришло официальное сообщение:

"Департамент здравоохранения города Москвы по факту распространения в социальных сетях информации о перепрофилировании медучреждений для больных коронавирусом сообщает, что информация в социальных сетях не соответствует действительности и несет ярко выраженный провокационный характер.

В рамках перехода в "режим повышенной готовности" в ряде медицинских организаций города Москвы усилены меры профилактики и повышения качества лечения пневмонии. Мощности по лечению пациентов с этим заболеванием сконцентрированы в трех стационарах, которые переходят на новый режим работы: ГКБ им. Мухина, ГКБ им. Юдина, ГКБ № 52.

Что касается ГКБ им. Мухина, в настоящее время в больнице развернуто 230 коек для лечения больных с пневмонией, в т.ч. 27 реанимационных.

В больнице, как и ранее, работает специализированное пульмонологическое отделение, куда госпитализируются пациенты с пневмонией. Лечение пациентов осуществляется под контролем главного внештатного пульмонолога Москвы А.С. Белевского и заведующего отделением пульмонологии во взаимодействии с мультидисциплинарной бригадой в составе эпидемиологов, инфекционистов из других многопрофильных стационаров Москвы.

В настоящий момент 100% проб пациентов с пневмонией проходят исследование на коронавирусную инфекцию. Ни у одного пациента заболевание новой коронавирусной инфекцией не выявлено. Все новые поступающие пациенты с пневмонией также проходят обследования на коронавирус.

Для таких пациентов выделены дополнительные места. Те пациенты, которые проходили лечение на этих местах ранее, переведены в другие отделения – уровень медицинской помощи полностью сохранен.

Врачи других смежных специальностей проходят дополнительные курсы по лечению больных с пневмонией, а также с новой коронавирусной инфекцией.

Заявления о необеспечении средствами защиты специалистов-медиков, работающих с пациентами на карантине или с подозрением на ОРВИ и коронавирус, также не соответствуют действительности. Все медицинские специалисты ГКБ им. Мухина и других стационаров Москвы обеспечены полным комплектом средств индивидуальной защиты. При возникновении каких-либо рисков, связанных с новой коронавирусной инфекцией, в каждой больнице есть все необходимое для обеспечения соответствующей защиты как для медицинских работников, так и для пациентов.

В больницах обеспечен необходимый уровень обеззараживания воздуха в помещениях, для чего установлено специальное оборудование.

В стационарах есть все необходимое оборудование, в том числе и для проведения экстракорпоральной мембранной оксигенации, как, например, в ГКБ № 52 и ГКБ им. Юдина. Сформированы мультидисциплинарные бригады, включающие врача-инфекциониста, врача-пульмонолога, эпидемиолога, анестезиолога, реаниматолога, врачей скорой медицинской помощи.

Обращаем внимание, что в настоящее время пациенты с подтвержденным диагнозом новой коронавирусной инфекции проходят лечение только в инфекционных клинических больницах № 1 и № 2, а также в новом медицинском комплексе в Коммунарке", – говорится в официальном сообщении департамента здравоохранения Москвы.

Анастасия Васильева полагает, что подобная мобилизация врачей с нарушением их прав, о которой рассказали специалисты ГКБ им. Мухина, – лишь имитация борьбы с коронавирусной инфекцией, к которой столичные медицинские учреждения не готовы:

Самое неприятное, что доктора не получили никаких средств защиты


– К нам обратились доктора из больницы имени Мухина. Они рассказали, что без какого-либо приказа, без каких-либо согласований с сотрудниками, пять отделений трансформировали в одно – для больных даже не с ОРВИ, а с пневмонией, потому что на лечение ОРВИ у них нет лицензии. Существует приказ всех пациентов с пневмонией класть в это новое отделение. Причем там находились тяжелые больные разного характера: и эндокринология, и неврология, и кардиологические больные, так вот их всех просто распихали по другим отделениям. Что самое неприятное – доктора не получили никаких средств защиты. Когда поступают пациенты с пневмонией, сложно определить, какого она генеза. Фактически данное отделение превращается в источник размножения и распространения коронавируса, потому что в Москве уже есть зарегистрированные случаи. Поэтому все, кто там ходит: и врачи, и медицинский персонал, и больные, – разносят эту инфекцию не только по больнице, но и по всей Москве.

А для чего это сделано, в принципе, какой смысл в организации такого отделения?

Я думаю, что это показуха: мы собираем всю пневмонию в одном отделении и разворачиваем диагностику


– Я думаю, что это показуха. Власти должны показать: мы собираем всю пневмонию в одном отделении и разворачиваем там диагностику: что это за пневмония, коронавирусная она или нет. Доктора нам объясняют так: туда поступают пациенты с пневмонией. Причем они везут туда всех. Нам рассказывали, что, например, была тяжелая бабушка, 82 года, у нее осложнение после операций, и все равно ее туда везут, для статистики. Если кто-то умирает, запрещено ставить диагноз пневмония. Входящий диагноз всегда пневмония, а посмертный никогда не пневмония, чтобы не портить статистику.

Анастасия Васильева
Анастасия Васильева

– То есть все это делается для занижения статистики по коронавирусу?

– Ну, это делается для показухи прежде всего, на мой взгляд, что мы тут всех собрали, мы что-то делаем. Но на каком уровне это все организовано, это весьма странно. Никаким международным правилам, нормам и стандартам организации лечения и выявления такой инфекции это не соответствует.

Готовы ли вообще российские врачи, больницы, вся медицинская инфраструктура к эпидемии коронавируса?

Власти не справляются с организацией медицинской помощи на должном уровне


– Я думаю, что вы знаете ответ на этот вопрос. Почему в нашей стране это все скрывается и занижается? Потому что, не дай бог, действительно, у нас будет эпидемия. Может быть, и сейчас уже есть, мы не знаем. Клинически отличить ОРВИ, грипп, тяжелую пневмонию от коронавируса довольно сложно. Но мы все прекрасно видим, что наши власти не справляются с организацией медицинской помощи на должном уровне. Если распространение инфекции будет продолжаться дальше, мы можем констатировать только одно – власти будут вынуждены капитулировать. Если смертность будет высокая, эта показуха вряд ли продлится долго. Хотя паники быть не должно: по международным данным, смертность не очень высокая по сравнению с другими вирусами. Тем не менее уже на данный момент мы видим, что качество организации медицинской помощи не просто оставляет желать лучшего, а оно просто никакое. У меня муж работает онкологом в крупном учреждении в Москве, и он говорит, что у них нет масок даже в операционной. Это говорит о том, что Россия не справилась, она провалила даже первый старт противостояния любой карантинной инфекции, потому что средств индивидуальной защиты – костюмов, масок – нет даже в столице.

Как вы это оцениваете?

Это проверка всей системы здравоохранения, и здесь настоящий кошмар


– Это проверка всей системы здравоохранения, и здесь происходит настоящий кошмар. Самое ужасное, что прежде всего страдают доктора, потому что они должны делать то, что им прикажут. Их запугивают, без всяких правовых основ заставляют делать то, чего они делать не должны, грубо нарушая условия охраны труды. Если врачи заболеют, кто будет дальше спасать людей? У нас нет должного количества инфекционистов, пульмонологов. В этой больнице, например, терапевтов, кардиологов и эндокринологов заставляют лечить пациентов с пневмонией. Что из этого выйдет? Власти не хотят тратить деньги на организацию правильной подготовки карантинных мероприятий, чтобы нас всех обезопасить, – полагает Анастасия Васильева из "Альянса врачей".

Доктор медицинских наук, профессор, председатель правления Московского городского научного общества терапевтов Павел Воробьев с самого начала вспышки заболеваемости COVID-19 призывал не паниковать и прогнозировал ее скорейшее снижение.

Кроме того, профессор Воробьев полагает, что российская медицина готова к встрече с COVID-19. С ситуацией в ГКБ им. Мухина он не знаком, но считает, что мобилизация всех врачей при вспышке заболеваемости ОРВИ и пневмонии – это нормальная практика:

– Я не знаю, что там за ситуация, на что врачи жалуются. Если развернули какое-то отделение под возможных больных с тяжелой легочной патологией, то это правильно, это обычная практика. Так всегда и бывает.

Готовы ли российские врачи, больницы, вся медицинская инфраструктура к эпидемии и лечению коронавируса?

Надо понять, что коронавирусная инфекция не лечится


– Первое, с чего надо начать, – это понять, что коронавирусная инфекция не лечится. Средств ее лечения нет. Есть средства лечения последствий поражения легких, это тяжелая полиорганная недостаточность, которая связана с прямым поражением вирусом легочной ткани. Лечить это надо с помощью плазмафереза свежезамороженной плазмой и гепарином, потому что развивается тяжелый ДВС-синдром. Плюс к этому вспомогательная оксигенация крови через мембрану, так называемое ЭКМО. Насколько мне известно, такие вещи у нас есть.

В самом начале, когда только первые случаи коронавируса начали появляться в Москве, высказывались опасения, что власти будут всячески занижать статистику заболевания. Вы с этим согласны?

Никто ничего не занижает, потому что тяжелых больных нет


– На сегодняшний день мы можем сказать, что пока никто ничего не занижает, потому что тяжелых больных нет. Если бы у нас была большая вспышка этого конкретного вируса, то мы бы уже знали о том, что появились больные с тяжелыми поражениями легких и полиорганной недостаточностью. Пока таких больных нет. Думаю, что пока никто от нас ничего не скрывает.

Какова сейчас ситуация с коронавирусом в Москве, что говорят ваши коллеги-врачи?

Полно других вирусных инфекций, но в этом нет ничего тревожного, это бывает каждый год


– Да его пока нет. Смотрите, существует много разных коронавирусов. Мы говорим про вид из Китая, COVID-19, вот его пока, судя во всему, нет. Полно других вирусных инфекций: ротовирусных, энтеровирусных, микоплазменных – это то, что я наблюдаю вокруг себя постоянно и обсуждаю с докторами. Но в этом ничего такого тревожного нет, это бывает каждый год. Чтобы обезопасить себя от вируса, нужно чаще мыть руки и меньше посещать общественные места, – полагает профессор Павел Воробьев.

При этом ранее сообщалось, что в Москве выздоровел первый заболевший коронавирусом. Об этом рассказала первый заместитель мэра российской столицы Анастасия Ракова.

"Первый наш заболевший выздоровел. У него уже несколько раз подтвердились пробы об отсутствии инфекции. В ближайшие дни мы его выпишем", – сообщила она.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG