Linkuri accesibilitate

Валерий Кузьмин: «Приднестровье государство непризнанное, но государство там существует»


Эрнест Варданян
Эрнест Варданян

Исполнилась неделя с момента ареста приднестровскими спецслужбами независимого журналиста из Тирасполя Эрнеста Варданяна. За это время трехдневное предварительное задержание сменилось двухмесячных арестом.

Варданяна обвиняют в «шпионаже» и «государственной измене» - это грозит ему лишением свободы на срок от 12 до 20 лет. Задержание Варданяна, особенно в условиях полной закрытости следствия, осуждено молдавскими властями и вызвало бурную реакцию неправительственных организаций. Миссия ОБСЕ заявила, что внимательно следит за ситуацией и поддерживает связь с тираспольскими властями. В среду настал черед российского посла в Кишиневе Валерия Кузьмина прокомментировать дело Варданяна.

Посол Российской Федерации Валерий Кузьмин заявил, что с такой просьбой следовало обратиться не к нему, а к тираспольским структурам, арестовавшим журналиста Эрнеста Варданяна. Такой же ответ посол дал и на вопрос о том, подключится ли Москва, как посредник на переговорах по приднестровскому урегулированию, к решению дела Эрнеста Варданяна?

Валерий Кузьмин: „Еще раз говорю, что вопрос – не ко мне. В Приднестровье существуют органы государственной власти. Приднестровье не является признанным государством, но государство и органы государственной власти там существуют, вам это прекрасно известно. Этот вопрос нужно адресовать к этим органам государственной власти”, - заявил посол.

Валерий Кузьмин, однако, пожелал сделать одно уточнение по поводу отношений между СМИ и тираспольской администрацией.

Посол Российской Федерации Валерий Кузьмин
Валерий Кузьмин: „По моему мнению, методы такого административного, скажем, репрессивного характера – это не методы для того, чтобы решать вопросы с журналистами. Наверное. Но, по-видимому, приднестровские власти, которые приняли такое решение, представят вам какую-то информацию для оправдания такого решения”.

Другое уточнение, на котором настоял посол, состоит в том, что журналист Эрнест Варданян не является гражданином Российской Федерации. Валерий Кузьмин сказал, что еще не подтвердилась прозвучавшая в прессе информация, согласно которой Варданян получил добро на некую должность в рамках представительства Российской Федерации при Организации Объединенных Наций.

Близкие источники к семье Эрнеста Варданяна подтвердили для Радио Свободная Европа, что журналист обладает только гражданством Республики Молдова и так называемым приднестровским гражданством. Эти же источники утверждают, что Эрнест был принят на вакантную должность в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке и что на днях ожидается окончательное решение по этому вопросу, и что речь идет не о представительстве России, как говорили ранее его коллеги из российского информационного агентства Новый регион.

Посол Российской Федерации надеется на то, что арест журналиста Эрнеста Варданяна не отразится на переговорном процессе между Кишиневом и Тирасполем:

„Я очень рассчитываю, что подобного рода эпизоды, которые, к сожалению, бывают с обеих сторон, когда отдельные аресты, задержания, акции протеста заключенных и так далее используются для того, чтобы добавить напряженности в обстановке, - я надеюсь, что эти эпизоды не повлияют негативно на процесс переговоров. Потому что переговорный процесс находится сейчас в очень деликатной, начальной стадии, когда очень важно, чтобы он не был сорван. На мой взгляд, подобного рода эпизоды, которые накаляют обстановку, они, естественно, не способствуют созданию благоприятной атмосферы для переговоров»

Посол Кузьмин еще раз подтвердил приверженность России тому, что он назвал основным принципом приднестровского урегулирования – сохранение территориальной целостности Республики Молдова, но подчеркнул, что Москва выступает и за принцип равноправия сторон конфликта - принцип, с которым не согласен Кишинев, а также остальные посредники и наблюдатели на переговорах.

Журналисты спросили Валерия Кузьминa и о соглашении по приднестровскому урегулированию, которое возможно подпишут в Киеве президенты России и Украины в мае этого года. Российский посол сказал, что сегодня преждевременно говорить о содержании этого совместного заявления. Он отметил лишь, что история даже в периоды более напряженных российско-украинских отношений знает прецеденты, когда Россия и Украина выступали совместно как государства-гаранты приднестровского урегулирования с позитивными, по его словам, инициативами.

Виктор Кирилэ, исполнительный директор Ассоциации внешней политики
Какое значение может иметь подписание такого заявления, мы спросили исполнительного директора Ассоциации по внешней политике Виктора Кирилэ.

Виктор Кирилэ: „Есть и определенные риски, которые ввиду отсутствия информации мы не можем пока ни подтвердить, ни сбросить со счетов. А именно, есть угроза того, что Киев может пойти на определенные уступки России в приднестровской проблеме взамен благосклонности Москвы в других важных для Киева вопросах, таких, скажем, как экономическое сотрудничество или взаимодействие в энергетической области. Эти уступки могут выразиться, например, в заимствовании терминологии Российской Федерации, точнее, российской дипломатии в приднестровском вопросе, скажем, относительно равносубъектности Тирасполя и Кишинева – момент, на котором настаивает Российская Федерация. Эта настойчивость до сегодняшнего дня не встречала поддержки со стороны Киева. И Кишинев, надеется, что этого не произойдет. Если же дело примет такой оборот, это станет не слишком хорошим сигналом для Кишинева, это будет означать, по сути, уступку Киева Москве”.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG