Linkuri accesibilitate

Газета показала потенциальных смертниц


"Комсомольская правда" в одном из последних номеров опубликовала фотографии и персональные данные жительниц Дагестана, которые, по сведениям правоохранительных органов, якобы являются супругами боевиков и, по мнению газеты, "входят в группу риска". Статья вышла под заголовком "Пособницами террористов стали тысяча вдов и сестер дагестанских боевиков". Имела ли право газета публиковать фотографии людей и их персональные данные?

Фотографии и информация о женщинах, входящих в так называемую "группу риска", появились на страницах газеты "Комсомольская правда" после терактов в Москве и Дагестане. По словам одного из авторов материала Александра Коца, все эти женщины находятся под контролем правоохранительных органов, которые и предоставили данные журналистам.

- Этот документ мы получили из правоохранительных органов, в базе данных которых находится информация обо всех этих девушках. Подразумевается, что у них есть связи с террористическим бандподпольем в Дагестане. Когда в метро взорвались Марьям Шарипова и эта 17-летняя девочка, все говорили о том, что в борьбе с подпольем нет никакой профилактики. Насколько я знаю, этих женщин держат на контроле силовые структуры.

Получать информацию от правоохранительных органов журналистам не возбраняется, однако есть некие юридические тонкости, о которых говорит директор Института информационного права Андрей Рихтер:

- С точки зрения Гражданского кодекса, нельзя публиковать изображение человека без его согласия, за исключением тех случаев, когда речь идет о государственных или общественных интересах. Журналист освобождается от ответственности за текст и изображение, которые он передает, в том случае, если эти сведения он получил в ответ на запрос в органы государственной власти. Если Министерство внутренних дел или ФСБ передало эти сведения по запросу редакции, то ответственность редакция не несет. А если ФСБ или МВД передало это журналистам "Комсомольской правды" только потому, что они оказались под рукой, тогда уже журналисты несут ответственность, они должны доказывать правоту того, о чем они написали и что они получили от органов ФСБ либо МВД.

Санкцию на публикацию материалов в издании дает главный редактор. Журналист Александр Коц говорит, что далеко не все имеющиеся в его распоряжении сведения были опубликованы. Более того, по словам Коца, список, появившийся на страницах газеты, тоже неполный.

- Я - специальный корреспондент, мое дело - добыть информацию, которая относится к разряду эксклюзивной. Мы все живем в рыночной экономике, у каждого должно быть то, чем он может удивить читателя. Конечное решение принимает редактор. Я принес редактору такой материал и сказал: я не знаю, что с этим делать, давайте публиковать. Личных данных там нет, а, поверьте, они у нас были. Более того, мы опубликовали не весь список.

Презумпцию невиновности никто не отменял, и журналист не должен ее нарушать, считает директор Института информационного права Андрей Рихтер. До тех пор, пока человек не разыскивается как обвиняемый в совершении преступления, на него распространяется презумпция невиновности, а потому, по словам Андрея Рихтера, публикация нарушает нормы закона.

- Закону не соответствует, во-первых, распространение сведений о личной жизни человека без его согласия, и у этого общего требования закона есть всего лишь несколько исключений. И этические нормы, которые существуют в нашей стране, и кодекс профессиональной этики российского журналиста, и кодекс этики Гильдии судебных репортеров говорят о том, что журналист не должен нарушать презумпцию невиновности.

Претензии по поводу того, что публикация фотографий и информации может отразиться на частной жизни женщин, о которых идет речь в материале, Александр Коц отвергает. По его словам, это не усложнит их жизнь в обстановке подозрительности.

- Я сомневаюсь, что кто-то будет ходить с вырезкой из газеты "Комсомольская правда" и сличать фотографии, которые опубликованы в Интернете, с теми пассажирами, которые находятся рядом с ним в метро, в автобусе или в самолете. Это просто информация, которая была опубликована, и она, кстати, не секретная. Не думаю, что это как-то отразится на личной жизни этих женщин в самом Дагестане, потому что я там неоднократно бывал и прекрасно знаю, что все соседи друг о друге знают, кто, где, с кем и что.

Женщины, чьи фотографии опубликованы на страницах "Комсомольской правды", вряд ли станут подавать на издание в суд, считает Андрей Рихтер. Причина тому - незнание законов и нежелание связываться с судебными инстанциями. Впрочем, директор Института информационного права не сомневается, что публикация нанесет удар по журналистике в целом.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG