Linkuri accesibilitate

Обозреватель РС Виталий Портников – о "Газпроме" и "Нафтогазе"


Виталий Портников
Виталий Портников
Может ли состояться объединение "Газпрома" и "Нафтогаза Украины"? На протяжении всей прошедшей недели наблюдатели ожидали реакции от официального Киева. Ведь высказанное премьер-министром России Владимиром Путиным на его встрече с украинским коллегой Николаем Азаровым предложение было всего лишь экспромтом. По крайней мере, об этом немедленно заявили и сам Азаров, и президент Украины Виктор Янукович, и заместитель главы администрации украинского президента Анна Герман.

Российская сторона хранила молчание, хотя возникал вопрос: если это экспромт, почему же председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер буквально через несколько часов после предложения Владимира Путина заявил, что российские и украинские эксперты уже после майских праздников будут готовы приступить к консультациям о путях объединения российской и украинской газовых монополий.
Россия и Украина – не столько состоявшиеся государственные организмы, сколько не очень успешные корпорации, прибыль в которых распределяется прежде всего между участниками управления этими корпорациями, ну, а что останется – предлагается гражданам

Но Виктор Янукович не стал ожидать окончания праздника. На встрече с жителями своего родного города Енакиево украинский президент отметил, что собирается действовать по логике защиты национальных интересов Украины. А эта логика, как можно было понять из высказываний Януковича, отнюдь не обязательно включает себя объединение "Газпрома" и "Нафтогаза".

Может возникнуть вопрос (и он, вероятно, возникает у многих сторонников украинской оппозиции): почему же согласие на 25-летнее базирование Черноморского флота Российской Федерации в украинском Севастополе отвечает украинским национальным интересам, а объединение "Газпрома" и "Нафтогаза" может не отвечать? Но на этот вопрос есть простой ответ, он не в логике государственных интересов, он в логике корпоративных интересов. Ведь Россия и Украина – не столько состоявшиеся государственные организмы, сколько не очень успешные корпорации, прибыль в которых распределяется прежде всего между участниками управления этими корпорациями, ну, а что останется – предлагается гражданам.

Таким образом, вопрос флота, заржавевшего и стратегически никому не нужного, – это вопрос исключительно телевизионных кадров накануне 65-й годовщины победы во Второй мировой войне. А вот вопрос газа,"Газпрома" и "Нафтогаза" – это уже вопрос реального распределения денег. И здесь Виктор Янукович вряд ли хотел бы идти вопреки интересам всех могущественных кланов Партии регионов, которые, собственно, и пробивались к власти для того, чтобы получит доступ к энергетическим ресурсам. И что же, сейчас, после пяти лет борьбы за власть, после пяти лет жесткой конфронтации со сторонниками Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко отдавать доходы от этих энергетических ресурсов? И кому? Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву? Иностранцам?

Вот тут-то и начинают вспоминать о национальных интересах. Вот тут-то и понимаешь, что никакого серьезного межгосударственного диалога между Россией и Украиной не может состояться в виду отсутствия самих государств. А у корпораций разные интересы, они таковым и останутся, чтобы Виктор Янукович, Дмитрий Медведев, Владимир Путин и Николай Азаров друг другу ни говорили.
XS
SM
MD
LG