Linkuri accesibilitate

Министерские дни в Хамовническом суде


Обвиняемый Ходорковский 21 июня 2010 года лично задавал вопросы свидетелю Грефу в Хамовническом суде.
Обвиняемый Ходорковский 21 июня 2010 года лично задавал вопросы свидетелю Грефу в Хамовническом суде.
Адвокаты бывших совладельцев ЮКОСа удовлетворены показаниями, которые дал на процессе по второму уголовному делу Ходорковского-Лебедева Герман Греф, до 2007 года возглавлявший Минэкономразвития. Завтра в Хамовнический суд придет другой важный свидетель – министр промышленности и торговли Виктор Христенко.

Визит в Хамовнический суд Москвы Германа Грефа вызвал огромный интерес не только у журналистов, постоянно освещающих этот процесс, но и у представителей государственных телеканалов. Бывший глава Минэкономразвития (2000-2007 гг.), а ныне председатель правления "Сбербанка" прибыл в суд, как и ожидали адвокаты подсудимых, через полчаса после начала заседания. Отвечая на традиционные вопросы судьи, Греф смутился только один раз, когда его спросили, где он зарегистрирован. После небольшой паузы он сказал, что в Москве.

Высокий чиновник был вызван в суд по ходатайству защиты. Вопросы свидетелю задавал лично Михаил Ходорковский, каждый раз напоминая, в каких томах дела и на каких страницах упоминаются факты, которых касаются эти вопросы.

В частности, Ходорковский захотел узнать, дошла бы до министра экономики информация о пропаже из компании "Транснефть" 20 процентов общероссийской добычи нефти – если бы таковая пропажа случилась.

– Или вы не обязаны были такую информацию знать? – спросил Ходорковский.

– Вообще-то в мои обязанности не входило, конечно... Думаю, если бы это было обнаружено, то наверняка бы дошло, – ответил Греф.

Интересовало Михаила Ходорковского и мнение экс-главы Минэкономразвития о специфике формирования нефтяных цен. Почему в европейских портах российское черное золото стоит в три раза дороже, чем у производителя нефтепродуктов в России? Герман Греф ответил, что тут играют роль несколько факторов, ключевые из которых – экспортное налогообложение и транспортные тарифы.

– Цена у производителей была существенно ниже цен в Амстердаме? – уточнил Ходорковский.

– Естественно, иначе и быть не может, – ответил Греф.

Цена на нефть в европейских портах интересовала Михаила Ходорковского неслучайно: покупку сырья у дочерних компаний по заниженной цене прокуратура называет одним из методов, которым пользовались обвиняемые при хищении нефти.

Порой экс-глава ЮКОСа задавал неожиданные – с точки зрения людей непосвященных – вопросы. К примеру, скрывал ли он, будучи бизнесменом и общаясь с Грефом, что на самом деле является руководителем нефтяной компании...

В роли свидетеля в Хамовническом суде председатель правления "Сбербанка" пробыл почти два с половиной часа и за это время успел ответить более чем на 20 вопросов. В коридоре к нему бросились десятки журналистов, но охрана растолкала людей, чтобы вывести Грефа на улицу. Он был немногословен. На вопрос о своем отношении к предъявленным экс-совладельцам ЮКОСа обвинениям ответил коротко:

– Чтобы относиться к обвинению, его нужно видеть, а не рассказывать с ваших слов.

Вопрос же, могла ли быть похищена вся добываемая компанией нефть, Герман Греф назвал "абстрактным".

Адвокаты подсудимых довольны выступлением экс-министра экономики и в дальнейшем намерены использовать сказанное Грефом.

Говорит адвокат Платона Лебедева Константин Ривкин:

– Защита оценивает показания господина Грефа положительно. Прежде всего я бы хотел сказать, что мы ему благодарны за то, что он пришел, чем продемонстрировал законопослушность. Проявляя определенную сдержанность и осторожность, он, надо отдать ему должное, все-таки подтвердил целый ряд очень важных для нас положений. Он сказал о том, что если бы нефть реализовывалась по амстердамским ценам, то любая компания при этом разорилась бы. Это очевидно для всех, видимо, кроме прокуроров. И второе его свидетельство, что в таких объемах, о которых шла речь применительно к компании ЮКОС, нефть похищаться не могла, для нас очень существенно. Кроме того, не могу не выразить благодарность прокурорам, которые своими вопросами в общем-то помогали защите по полной программе.

Адвокат Михаила Ходорковского Наталья Терехова добавила:

– Те вопросы, которые раньше вызывали сомнение, прежде всего у прокуратуры, но не вызывали сомнений у других здравомыслящих людей, наконец-то были разъяснены. Что цены на нефть у производителей никогда не могут быть равными с ценами в Роттердаме. И что похищать из трубопровода ежегодно по 60 млн тонн нефти – это нереально. И что Михаил Борисович Ходорковский и заходил в правительство, и разговаривал с другими людьми в период с 1998 до 2003 года как руководитель компании ЮКОС, а не как некий другой человек, которого пытается представить нам в данной ситуации сторона обвинения. Вот это самое главное. Мы считаем, что то, о чем было сказано сегодня, разрушает обвинение…

Во вторник в Хамовническом суде Москвы ждут еще одного высокопоставленного российского чиновника - министра промышленности и торговли Виктора Христенко. Говорит адвокат Константин Ривкин:

– Ходорковского и Лебедева обвиняют в том, что утащили 350 млн тонн нефти – всю нефть, которую выработало дочернее предприятие ЮКОСа за период с 1998 по 2003 годы. В этой связи нам интересны показания господина Христенко: что ему об этом было известно, что ему докладывали его подчиненные…

Сам глава министерства промышленности и торговли еще на прошлой неделе в кулуарах петербургского экономического форума подтвердил журналистам свое намерение приехать во вторник в Хамовнический суд в качестве свидетеля по делу Ходорковского-Лебедева.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG