Все он увидел или нет, остается вопросом спорным, но увидел он достаточно много, чтобы доклад не показался России праздничным подарком. В нем достаточно много нелицеприятных формулировок. Например, в принятой резолюции отмечается, что в Чечне «власти продолжают поддерживать климат всеобщего страха», что «власти Чечни оказывают давление на многих чеченцев, проживающих в странах Европы, с тем, чтобы они вернулись в республику и "подчинились ее властям"». ПАСЕ также выражает беспокойство в связи с «ухудшением ситуации с соблюдением прав женщин в Чеченской республике».
Всего этого было бы достаточно, чтобы российская делегация как обычно устроила в Страсбурге демарш, но ничего такого не случилось. Все последние 14 лет случалось, а теперь – не случилось. Впервые за все эти годы Россия в лице своих депутатов согласилась с критикой в отношении прав человека на Северном Кавказе. Комментаторы заговорили о смягчении внешнеполитического курса Кремля. Скептики, правда, утверждают, что удивительная покладистость Москвы может быть авансом за урегулирование вопроса по Грузии. Вопрос этот, поднимаемый ежегодно в Совете Европы, нещадно травмирует нежную психику кремлевских руководителей. И еще скептики отмечают, что, отказавшись от решительной обструкции, Москве удалось весьма выгодным для себя образом подправить резолюцию по Северному Кавказу.
Кто из комментаторов прав покажет ближайшее будущее, а пока можно констатировать, что ситуация с правами человека может неожиданно видится одинаковой во всех столицах, но по-разному в одной. Так, в Москве она одним образом видится из Охотного ряда, где Госдума, или со Смоленской площади, где МИД, и совершенно по другому – с Каретного ряда, где «Мемориал». Правозащитный центр этой общественной организации 17 июня представил журналистам доклад «Механизмы безнаказанности на Северном Кавказе – как они работают?». Главный вывод доклада: похищения людей стали частью тактики силовиков. То есть, представителей государственной власти. Той самой власти, которая в Страсбурге покладисто голосует за резолюцию ПАСЕ.
Правозащитники утверждают, что силовики используют похищение людей для «фальсификации контртеррора». Людей не только похищают, но и представляют их как боевиков. Чаще всего тела похищенных привозят на место проведения спецопераций, чтобы отчитаться в уничтожении «террористов», якобы оказавших сопротивление.
Поддержка российскими депутатами резолюции по докладу Дика Марти выглядит странной, но приятной. Однако по настоящему странно, что при такой трезвой позиции в Страсбурге, российские власти продолжают игнорировать доклады «Мемориала», своих отечественных правозащитников. Это наводит на мысль о политической игре и не более того. Не менее странно и то, что все депутаты от России сейчас также единодушно проголосовали «за», как раньше они единодушно голосовали «против». Все-таки депутаты, люди, казалось бы, независимые…
Хорошие слова, сказанные в нужное время и в нужном месте, могут иметь очень благоприятные последствия. А могут - и никаких. Резолюции можно принять и выполнять, а можно вывесить на видное место и игнорировать. Как план Саркози по Грузии. И будут довольны все, кроме, конечно, тех, кого эта резолюция касается самым непосредственным образом.