Конвенция об отпусках, вызвавшая так много вопросов у россиян, по большому счету, ничего не меняет; во всяком случае, это отмечают специалисты в области трудового права. И единственное новшество, действительно заслуживающее внимания, связано с появлением новых возможностей у тех, кто считает себя ущемленных в правах при предоставлении отпуска. Жаловаться на работодателя, отказавшего в отпуске, например, теперь можно будет не только в инспекцию по труду, прокуратуру или суд, а и в штаб-квартиру Международной организации труда. Остальные же положения, касающиеся предоставления оплачиваемых отпусков, по словам директора Центра социально-трудовых прав Елены Герасимовой, в Трудовом кодексе России прописаны неплохо, а в некоторых случаях даже дают больше гарантий трудящимся, чем конвенция МОТ:
- Например, конвенция предусматривает предоставление отпуска продолжительностью не менее трех рабочих недель, а российское законодательство предусматривает не менее 28 календарных дней продолжительность отпуска. И указанные в конвенции временные отрезки, которые должны включаться в стаж для назначения отпуска или исключаться из отпускного периода, даже более широко урегулированы в российском законодательстве. Вопрос, который сейчас широко обсуждается: конвенция требует, чтобы работнику предоставлялась одна часть отпуска – в неделимом виде, неразрывно - продолжительностью не менее 14 календарных дней. Говорят, что в этом - новшество конвенции. На самом деле с момента принятия Трудового кодекса в 2002 году эта норма уже есть в российском законодательстве. Она предусматривает, что работнику предоставляется (то есть работник обязан взять, работодатель обязан предоставить) хотя бы одна часть отпуска не менее 14 календарных дней подряд. В этом смысле ничего не меняется. Другое дело, что раньше почему-то – несмотря на то, что это черным по белому записано в Трудовом кодексе – на это не обращали внимания. А теперь, потому что эта норма точно такая же предусмотрена в конвенции, на нее посмотрели другими глазами.
По словам Елены Герасимовой, российское трудовое законодательство в целом соответствует международным нормам и стандартам. Правда, остаются некоторые вопросы, вызывающие много споров и пока не урегулированные должным образом:
– Например, наше регулирование вопросов того, как регулируются трудовые отношения, права и обязанности работодателя и права работников в случае банкротства, реорганизации различных организаций – все это сильно отличается от положений, которые есть в европейских стандартах и в конвенциях МОТ. Из-за этого у работников очень мало гарантий на получение даже задолженностей по зарплате, когда происходят какие-то реорганизационные процессы: работодатели просто исчезают или перепродают свой бизнес кому-то. Второй пример - свобода объединения, то есть право на создание профсоюзов в России, включающее в себя право на забастовку. Есть огромное число претензий к российскому законодательству: в области свободы объединений здесь есть прямые противоречия нормам Международной организации труда.
* * *
К настоящему времени Россия стала участницей более 60 конвенций Международной организации труда. После возвращения с каникул депутаты рассмотрят вопрос о ратификации еще нескольких документов этой организации.