Linkuri accesibilitate

Уран, залог российско-украинской дружбы


Миссия МЦОУ, заявленная на его сайте: "Обеспечение равного и гарантированного доступа всех стран к благам атомной энергии"
Миссия МЦОУ, заявленная на его сайте: "Обеспечение равного и гарантированного доступа всех стран к благам атомной энергии"

Украина договорилась с Россией о покупке 10 процентов акций Международного центра по обогащению урана (МЦОУ), расположенного в Ангарске (Иркутская область). За объявленной сделкой, обеспечивающей украинскую атомную энергетику российским ядерным топливом, могут последовать и другие совместные проекты в этой сфере.


Украинские власти не один год добивались покупки доли в Международном центре по обогащению урана, созданном Россией и Казахстаном в Ангарске в 2007 году. Сейчас Москве и Астане принадлежит, соответственно, 90 и 10 процентов акций этого предприятия, находящегося под контролем Международного агентства по атомной энергии. Основной задачей центра является обеспечение неядерных государств обогащенным ураном для его использования в качестве топлива для атомных электростанций – без доступа к технологиям его обогащения.

В начале августа российский премьер Владимир Путин заявил, что Москва готова продать Украине 10 процентов принадлежащих ей акций Международного центра по обогащению урана. Теперь соглашение подписано, завершение сделки ожидается в октябре, когда украинский концерн получит индивидуальную лицензию на инвестирование за границей. Стоимость 10-процентного пакета акций, по информации министерства топлива и энергетики Украины, составит около ста тысяч долларов.

* * *

Из Киева передает корреспондент Радио Свобода Владимир Ивахненко:

– С приобретением акций Международного центра по обогащению урана Украина получает рынок сбыта своего урана и обеспечивает стабильный доступ топлива для украинских атомных электростанций. Об этом корреспонденту РС рассказала руководитель Агентства атомных новостей Илона Заец. По её словам, десять процентов акций, конечно же, не обеспечивают полностью украинские потребности в обогащении урана, однако у Украины появляется гарантия, что она может получать услуги по обогащению, даже если эти услуги станут дефицитными.

Участия в деятельности ангарского центра Украина настойчиво добивалась еще во время президентства Виктора Ющенко. Тогда официальный Киев выступал против того, чтобы вопрос доступа к обогащенному урану увязывался с перспективой строительства российскими компаниями на украинской территории завода по производству ядерного топлива для АЭС. Судя по всему, этот вопрос уже решен, хотя на строительство такого завода, помимо российской компании "ТВЭЛ", по-прежнему претендует американская Westinghouse.

Вот мнение эксперта по вопросам ядерной энергетики Ольги Кошарной:

– Россияне наверняка хотели увязать эти вещи. Westinghouse и "ТВЭЛ" подали документы, результаты будут известны до 1 октября. Но, судя по тому, как прописаны условия этого конкурса, опубликованные украинскими СМИ, там, в принципе, предпочтение отдается россиянам…

Заключивший договор с "Росатомом" украинский концерн "Ядерное топливо" входит в Восточный горно-обогатительный комбинат, который строится на базе самого крупного в России Новоконстантиновского месторождения урановых руд. Суммарные запасы урана на Украине оцениваются почти в триста тысяч тонн, и совместная добыча и экспорт этой специфической продукции, как отмечают эксперты, может стать дополнительным преимуществом украино-российского сотрудничества.

* * *

Эксперты отмечают, что вхождение Украины в проект по обогащению урана на территории России, в первую очередь, гарантированно обеспечит украинскую атомную энергетику ядерным топливом, и, кроме того, даст возможность двум странам реализовать другие совместные проекты в этой сфере. Говорит генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

– Для Украины развитие собственной энергетики – очень важный вопрос. Мы видим, что Украина всячески пытается найти новые источники энергии на своей территории. Ходили байки насчет нефти на шельфе в Черном море, высказывались идеи на солому переходить... Но все понимают, что все это хорошо для развлечения публики, а в реальности потенциал производства – что традиционных углеводородов, что нетрадиционной энергии – весьма ограничен. И атомная энергетика – то немногое, что Украина могла бы развивать.

– Но почему в деле развития собственной атомной энергетики Украина выбирает все-таки Россию? И чем России такое сотрудничество может быть интересно?

– У атомной энергетики есть две проблемы: проблема технологий и проблема денег, поскольку это недешевая и достаточно технологичная штука. Поэтому для Украины наиболее вероятный сегодня вариант – пытаться скооперироваться с Россией. Мы понимаем: проблема Украины заключается в том, что она все равно полностью всю цепочку от урана до генерации электроэнергии не получит. Но у нее есть некоторые активы (я имею в виду не только атомные электростанции, поскольку они не так интересны), которые для России могли бы представлять определенную ценность. Речь идет о ряде машиностроительных предприятий. Например, харьковском заводе "Турбоатом", а также о других.

Для Украины же интерес представляет, прежде всего, производство топлива – твердотопливных элементов. Поэтому ясно, что интерес к вхождению в акционерный капитал компании, связанной с производством топлива, у Украины был всегда. Россия этот интерес поддерживала, а поскольку у нас сейчас курс на экономическую кооперацию, то Украина и входит в эти проекты.

Другие дело, что вряд ли присутствие Украины в российских атомных компаниях может быть серьезным, поскольку у нее сейчас просто физически нет денег. Но, повторяю, у нее есть ряд активов на ее собственной территории.

– Иначе говоря, на ваш взгляд, покупка Украиной доли в ангарском центре по обогащению урана – лишь часть другой, более крупной сделки в атомном энергетическом проекте двух стран?

– Скорее всего, это действительно только начало проекта. Думаю, что последует и дальнейшие сделки по вхождению "Росатома" в предприятия атомного комплекса Украины. Прежде всего, в предприятия атомного машиностроения, – прогнозирует генеральный директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG