Linkuri accesibilitate

"МГБ" приговорил Варданяна


Эрнест Варданян
Эрнест Варданян

Журналист Эрнест Варданян осужден в Тирасполе за государственную измену к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Приговор вызвал большой резонанс в Кишиневе и со стороны западных дипломатических миссий.


Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа. Начнем, как обычно, нашу передачу с обзора новостей за минувшую неделю, который представит моя коллега Юлия Михайлова.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Американское посольство в Кишиневе заявило, что Соединенные Штаты Америки сожалеют в связи с последними событиями в деле Варданяна и настаивают на обеспечении справедливого процесса. В пресс-релизе Посольства отмечается, что США обеспокоены тем, как шел судебный процесс и как был осужден Варданян, и что в этом деле есть серьезные вопросы, связанные с соблюдением прав журналиста. 16 декабря Верховный суд непризнанрой приднестровской республики осудил 30-летнего журналиста «за государственную измену и шпионаж в пользу молдавских спецслужб». Приговор оглашен на судебном заседании при закрытых дверях спустя восемь месяцев после ареста Варданяна 7 апреля.

Правительство Республики Молдова расценило вынесенный в отношении Эрнеста Варданяна обвинительный приговор незаконным и необоснованным и считает, что это вызов основным правам человека и призывам, с которыми выступали общественность и международное сообщество. Правительство осудило вердикт, вынесенный Варданяну, а также содержание под стражей другого молодого человека, Ильи Казака, арестованного приднестровскими спецслужбами в марте. Молдавские власти выразили надежду, что правильное решение в деле Варданяна «еще возможно», и обещали сделать все для оказания помощи семьям этих двух граждан Республики Молдова.

Вынесенный журналисту Варданяну вердикт стал главной темой рабочей встречи политических представителей в процессе урегулирования приднестровского конфликта со стороны Кишинева и Тирасполя Виктора Осипова и Владимира Ястребчака, которая состоялась 17 декабря в резиденции посла Соединенных Штатов Америки в Кишиневе.
„На нашей встрече Ястребчак ничего не обещал”, сказал журналистам Виктор Осипов. В тот же день Виктор Осипов организовал оперативное совещание с участием представителей Объединенной контрольной комиссии, Министерства юстиции, Министерства иностранных дел и европейской интеграции, Министерства внутренних дел, Генеральной прокуратуры, Службы информации и безопасности, аппарата президента Республики Молдова. Виктор Осипов осудил действия Тирасполя и заявил, что они направлены против безопасности граждан левобережья Днестра и государства Республика Молдова, на подрыв мер по укреплению доверия между двумя берегами Днестра.

Крупнейшие журналистские и правозащитные организации Молдовы, в том числе Союз журналистов, Центр независимой журналистики, Ресурсный центр за права человека и другие, призвали международные организации незамедлительно включиться в кампанию по освобождению Эрнеста Варданяна. Медиаорганизации с тревогой отмечают деградацию свободы СМИ и условий безопасности, в которых работают журналисты, а также деградацию основных прав человека в Приднестровье.

Премьер-министр Влад Филат сообщил, что 16 декабря Еврокомиссия утвердила План действий по либерализации визового режима с Молдовой. Документ будет вручен молдавским властям комиссаром ЕС по внутренним делам Сесилией Мальмстрём во время ее предстоящего визита в Кишинев. Ранее официальный Кишинев прогнозировал, что Молдове понадобятся полтора-два года для выполнения европейских условий, если у власти останется Альянс за европейскую интеграцию.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Журналист Эрнест Варданян осужден Верховным судом Тирасполя по статье «государственная измена» к 15 годам строгого режима. О приговоре семья журналиста и его кишиневский адвокат узнали из прессы, из сообщения для печати МГБ Приднестровья. Молдавское правительство расценило приговор как незаконный и необоснованный, как вызов основным правам и свободам человека и призывам, с которыми выступали общественность и международное сообщество. В интервью для Свободной Европы жена журналиста Ирина Варданян выразила готовность протестовать против условий, в которых находится ее муж, которого она видела в последний раз в наручниках 17 ноября и даже не смогла поговорить с ним.

Ирина и Эрнест Варданян
Ирина Варданян
: Я не знаю уже, кому молиться, кого просить, я не верю ни во что, понимаете? Никто ничего не сделал за 8 месяцев, почему я должна верить, что сейчас кто-то что-то сделает? Я не верю уже этим обещаниям.

Свободная Европа: Ирина, вам кто-нибудь сообщил о том, что приговор вынесен? Его адвокат из Тирасполя звонил вам?

Ирина Варданян: Нет, он трубку не берет. Я даже не удостоилась чести – понимаете? – из первых уст узнать, что был суд, что был приговор и каков его результат, я услышала от вас, когда вы мне ночью позвонили. Я даже не знала, в какие дни идут процессы. Вначале пару раз мне адвокат говорил, потом перестал. Сказал, чтобы я не ходила на суды. Я ему звонила последний месяц, я просила его не знаю сколько раз, чтобы он дал мне знать, когда состоится последнее заседание, когда будет вынесен приговор. Он обещал, что скажет. И до сих пор не позвонил. Уже почти вот сутки как был оглашен приговор, а он до сих пор не удосужился мне позвонить и объявить мне, понимаете? Я все узнала из прессы.

Свободная Европа: Что вы намерены предпринять?

Ирина Варданян: Я вообще-то… Ребенок сейчас болеет, вот как спадет температура, я возьму детей в охапку и буду бастовать в Кишиневе, пока не отпустят моего мужа. Или пока мы там не подохнем все дружно вместе. Нет у нас другого выхода. Мы все равно будем гибнуть, чем это будет молча дома, лучше пусть у вашей там верхушки. Пусть их совесть мучает. Если она у них, конечно, есть. В чем я сомневаюсь.

Свободная Европа: Когда вы в последний раз разговаривали с Эрнестом или видели его?

Ирина Варданян: 17 ноября я его одну секунду видела, когда его вели по коридору. Они открыли дверь, и я увидела, Обычно они даже этого не разрешали делать. Я увидела его буквально одну секунду, когда его вели, поверьте, это было зрелище не из приятных. Он в наручниках и … не хочу даже говорить. Секунду буквально его видела. … Я с ним разговаривала 21 сентября.

В качестве первой реакции вице-премьер Виктор Осипов заявил Радиостанции Свободная Европа, что такой поворот событий был предсказуем, учитывая, как вели себя неконституционные власти Приднестровья.

Виктор Осипов: " По сути, одна из главных проблем, но далеко не единственная, состояла в отсутствии надежных адвокатов, которые защищали бы интересы Эрнеста Варданяна в суде. Сам факт, что приговор обнародован через пресс-службу МГБ, свидетельствует о подоплеках этого дела в отношении Эрнеста Варданяна – дела сфабрикованного с целью продемонстрировать силу органов безопасности и показать, что МГБ в состоянии принять самые жесткие меры в случае, если так называемая государственность непризнанной республики оказывается под угрозой”.

Свободная Европа: В начале ноября, когда дело Варданяна было передано в суд, вице-премьер Виктор Осипов заявил для Радио Свободная Европа, что дела Варданяна и Ильи Казака - другого молодого человека, арестованного спецслужбами Тирасполя по аналогичному обвинению - не имеют больше того деструктивного потенциала, на который рассчитывали изначально те, кто развязал этот шпионский скандал. Мы спросили вице-премьера, разделяет ли он эту точку зрения и сегодня, после оглашения вердикта.


Виктор Осипов
Виктор Осипов
: „Разумеется, на начальном этапе эти дела получили сильный международный резонанс, вызвали давление на Тирасполь; кстати, приднестровские власти, вероятно, были готовы к такому прессингу, и игнорирование с их стороны международного общественного мнения, призывов европейских и международных структур – это один из способов, которым они пытаются заявить о себе, пренебрегая всем и всеми, стремясь показать, насколько они «независимы» и сильны.

Но в том, что касается собственно процесса, конечно же, я не могу сказать, что это нас не интересует, напротив, дела Варданяна и Казака – болезненный вопрос для официального Кишинева. Мы готовит промежуточную оценку ситуации сейчас, когда началось вынесение приговоров в деле Эрнеста Варданяна и, мы это знаем, на очереди Илие Казак; посмотрим, какие меры примем в дальнейшем.

Могу лишь отметить, что официальный Кишинев предпринял целый ряд дипломатических мер, которые, однако, были проигнорированы. Хотелось бы также отметить, что меры, которые молдавская сторона предпримет в дальнейшем, будут продуманы таким образом, чтобы не навредить населению левобережья Днестра. Разумеется, мы могли бы ввести определенные ограничения или санкции, но мы не можем себе позволить, чтобы из-за трагедии, которую переживают сейчас эти две семьи, пострадали сотни и тысячи людей ”.

Свободная Европа: К кампании по освобождению Варданяна подключились ОБСЕ, ЕС и США. Москва осталась в стороне. Почему? – спросили мы Виктора Осипова.


Виктор Осипов: „Трудно комментировать, скажу лишь, что, как правило, Россия высказывалась при аналогичных инцидентах, правда, не таких резонансных, которые имели место раньше – и всем прекрасно известно, что в течение этого года, когда молдавская сторона изменила подход и перешла к конструктивным отношениям с Тирасполем, силы, которые противились укреплению доверия между сторонами, постоянно генерировали инциденты.

Именно в этот период, впервые за время существования приднестровской проблемы, был неоднократно задержан командующий молдавскими миротворческими силами. Были и другие случаи. Постоянно были подобные сложные ситуации, в которых представители Российской Федерации поддерживали нас и, более того, им принадлежало решающее слово, так как известно, что они имеют влияние в этом регионе. Что же касается Варданяна и Казака, действительно, Россия была более пассивная, чем в других ситуациях. Чем это объяснить – не знаю”.

Свободная Европа: На вопрос о том, не является ли дело Варданяна подтверждением того факта, что Кишинев не может ничего сделать для своих граждан, проживающих на левом берегу Днестра и тем самым подрываются меры доверия, Виктор Осипов ответил:

Виктор Осипов: „Такое обобщение не может основываться на этих двух случаях. Кишинев может сделать и делает много для своих граждан, проживающих на левом берегу Днестра. Вам известны меры, принятые нами в этом году, и которые, кстати, дали плоды. Несомненно, мы будем продолжать усилия, направленные на поддержку этих людей, потому что они находятся в несравненно более сложной ситуации, чем жители правобережья, и у нас перед ними такие же обязательства. Как я уже сказал, дело Варданяна и Казака, несомненно, используются определенными группами влияния, связанными, в частности, со спецслужбами, с целью подорвать позитивные усилия”.

Свободная Европа спросила кишиневского адвоката семьи Варданяна, представителя Ассоциации Promo-Lex Александра Постикэ, есть ли шансы на то, что вердикт в отношении Варданяна будет отменен в кассационном порядке. Александру Постикэ скептически оценил шансы на освобождение журналиста той же судебной инстанцией, учитывая политизированный характер дела, сфабрикованного приднестровским МГБ. При этом адвокат высказал критические замечания и в адрес молдавской стороны.

Александру Постикэ
Александру Постикэ
: „Думаю, ни Варданяну, ни нам не следует смириться с вынесенным приговором, учитывая, что это противозаконное решение. Я позволю себе не согласиться и с господином Осиповым, в том, что эти два дела не могут испортить отношения или подорвать наметившуюся тенденцию. Не надо забывать, что дело Варданяна и Казака – это лишь вершина айсберга, в действительности же случаев нарушения прав человека несравненно больше, и только благодаря СМИ, развязавшей кампанию по освобождению Варданяна и Казака, история этих двух молодых людей получила такой резонанс. Правительственным органам следует индивидуально подойти к каждому из этих дел, в отдельности.

Когда я сказал «правительственные органы», я имел в виду всю правительственную структуру, в частности, органов прокуратуры, которым давно следовало возбудить уголовные дела, в том числе на судей, вынесших противозаконные решения в отношении этих двух молодых людей. Что касается Варданяна – известно, кто вел уголовное расследование, кто вынес приговор, и я не вижу никаких препятствий к тому, чтобы Прокуратура выписала на имя этого человека ордер на арест”.

О развитии событий в деле Варданянa Василе Ботнару беседует с заместителем главного редактора московского издания New Times Ильей Барабановым, известного своими журналистскими расследованиями.

Илья Барабанов: Это, наверное, все-таки внутреннее дело молдавско-приднестровских отношений, и вряд ли к нему имеют отношение какие-то сторонние силы - я имею в виду, конечно, Москву. Могу судить в первую очередь по российским СМИ, в которых дело Варданяна вообще никаким образом не освещалось, никакого интереса к нему не было. Обычно, если Кремль заинтересован в поддержке и освещении того или иного события, то оно не проходит незамеченным для целого ряда определенных СМИ. То, что режим Смирнова создал такую очередную болевую реперную точку, которую новым молдавским властям, кем бы они ни были в итоге, придется решать, каким-то образом торговаться, – мне кажется, да это очевидно.

Свободная Европа: И Москва, следовательно, никак не будет влиять на это решение?

Илья Барабанов: Я думаю, что, в конечном счете, Москва, конечно, может вмешаться, особенно если какой-то конструктивный диалог между молдавским правительством и администрацией президента наладится, потому что я не вижу, честно говоря, у Кишинева сейчас каких-то реальных рычагов влияния на конкретно эту ситуацию. Насколько бы эффективной ни была футбольная дипломатия, придуманная премьер-министром Филатом, я не думаю, что в рамках переговоров на арене стадиона можно решить подобного рода вопросы. А вот, надавив на Тирасполь из Москвы, из Кремля, я думаю, добиться освобождения Варданяна будет реально. И, мне кажется, здесь принципиально важно, чтобы определенную позицию заняло журналистское сообщество, журналистам как в Молдавии, так и в России надо поднимать максимальный шум вокруг этой истории, потому что просто по-человечески очень жаль Эрнеста и надо ему как-то помогать.

Илья Барабанов
Свободная Европа: Илие Илашку, который был осужден тираспольским судом за то, что Тирасполь назвал террористическими действиями, сторонник жесткой реплики. Он говорит, что надо бы снова поднять досье на администрацию Тирасполя, арестовать парочку министров в Кишиневе и тогда как бы все это быстренько разрулилось бы. Как вы думаете, жесткий ответ Кишинева мог бы придать скорость этому разрешению конфликта?

Илья Барабанов: Нет, я думаю, что жесткие симметричные ответы, аресты каких-то приднестровских чиновников вряд ли приведут к разрешению этой ситуации, тем более – к улучшению отношений между Кишиневом и Тирасполем, и только еще на несколько лет отодвинут решение приднестровского вопроса. Мне кажется, что для режима Смирнова принципиально важно создавать среди людей образ такого внешнего врага, каким является Кишинев, и пытается это делать, посадив Варданяна. Если сейчас в Кишиневе начнутся какие-то аресты приднестровских чиновников, мне кажется, это сыграет сейчас на руку Смирнову, который, может быть, почувствовал, что теряет некую поддержку из Москвы и вот сейчас ему надо каким-то образом себя актуализировать. Я думаю, ни в коем случае нельзя идти на какие-то жесткие шаги в этом случае, это лишь ухудшит положение самого Варданяна и ни в коей мере не поспособствует разрешению конфликта.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио
Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG