Приговор, вынесенный 45-летней Насрин Сотуде – яркий пример того, как официальный Тегеран подавляет всякое инакомыслие и общественную деятельность в стране, считают коллеги осужденной женщины.
Насрин Сотуде была членом иранского Центра по защите прав человека – организации, возглавляемой лауреатом Нобелевской премии мира Ширин Эбади. Сотуде была арестована 4 сентября прошлого года и заключена в одиночную камеру в печально известной тегеранской тюрьме "Эвин" – после того, как дала серию интервью иностранным СМИ, в которых рассказала о том, как отстаивает в суде права людей, арестованных после массовых протестов оппозиции в июне 2009 года. Недавно суд огласил приговор: 11 лет тюрьмы за деятельность, наносящую ущерб национальной безопасности Ирана, антигосударственную пропаганду и появление перед людьми (имеются в виду журналисты, бравшие у Сотуде интервью) без исламского головного платка, хиджаба. Плюс в дальнейшем 20 лет запрета на адвокатскую деятельность и запрет на выезд из страны.
В течение последних месяцев появлялись сообщения, что здоровье правозащитницы сильно пошатнулось из-за объявленных ею нескольких голодовок. Это подтвердил и муж Насрин Сотуде:
– За исключением судебных заседаний, я ни разу не смог встретиться с ней и поговорить наедине. Лишь спустя два месяца после ареста моей жены ее наконец смогли увидеть наши дети, и потом им позволили еще одно свидание, которое продолжалось всего пять минут. Дети ужасно подавлены. И жена почти обезумела от того, что она не может их видеть. Она очень неважно себя чувствует, она страшно разгневана из-за того, что ее оторвали от нашей семьи, от детей в первую очередь. Нашему сыну три года, а нашей дочери одиннадцать, – рассказал он в интервью Радио Свободная Европа\Радио Свобода.
Несколько дней назад лауреат Нобелевской премии мира Ширин Эбади, возглавляющая Центр по защите прав человека, в котором работала Сотуде, призвала вмешаться в это дело Совет ООН по правам человека, указав, что жизнь арестованной находится в явной опасности. В интервью РС она заявила, что иранская судебная система "стремительно теряет независимость":
– Я была крайне разочарована, когда услышала о несправедливом приговоре, вынесенном моей уважаемой коллеге Насрин Сотуде. И я еще более разочарована тем фактом, что наше правосудие день за днем стремительно становится все более и более зависимым от властей и играет на руку следователям из иранских секретных служб. Когда госпожа Сотуде уже находилась в заключении, ей заявили, что, если она не станет с ними сотрудничать, если не подпишет признаний в преступной деятельности, как от нее требовали, она просидит за решеткой, как минимум, 10 лет. И, как мы видим, они выполнили свою угрозу, – отмечает Ширин Эбади.
Как считает Ширин Эбади, нынешний вердикт суда – часть целенаправленной кампании властей Ирана, стремящихся жестко подавить любые попытки местных правозащитников облегчить участь тысяч невинно осужденных людей:
– Очень важно обратить внимание на то, что столь несправедливый и суровый приговор в отношении правозащитницы показывает, насколько Исламская Республика Иран боится любой деятельности правозащитных и общественных организаций. Таким исходом дела они надеются запугать остальных, чтобы с правозащитниками просто боялись общаться. Людям таким образом дают понять: какие бы нарушения и преступления мы ни совершали, никому не рассказывайте, не общайтесь с ними, не давайте никаких интервью!
11 января представитель Госдепартамента США Филип Кроули призвал к немедленному освобождению Насрин Сотуде. Глава ведомства ООН по правам человека Нави Пиллэй выразила глубокую обеспокоенность по поводу дела Сотуде, сказав, что оно – показатель общей волны репрессий, обрушившейся в последнее время на всех иранских правозащитников. В качестве других примеров приводятся истории коллег Сотуде: в начале января к 4 годам тюрьмы и 74 ударам плетью приговорен один из основателей иранского Комитета журналистов-правозащиников Шива Назарахари, а в конце октября на 9 лет тюрьмы осужден иранский адвокат и правозащитник Мухаммад Сеиф-заде.