Linkuri accesibilitate

Тирасполь должен избавится от подхода "окопной психологии"


Министр иностраных дел Юрие Лянкэ с еврокомиссаром по вопросам расширения ЕС, Стефан Фюлле
Министр иностраных дел Юрие Лянкэ с еврокомиссаром по вопросам расширения ЕС, Стефан Фюлле

Юрие Лянкэ: „В этом году предстоит продолжить усилия по укреплению имиджа Республики Молдова как страны, которая может рассчитывать на успешную историю. Успешную историю, в которой в первую очередь, нуждается, естественно, и сама республика и ее граждане, а также наши партнеры - те, кто инвестируют ресурсы, инвестируют надежды, инвестирует политическую поддержку”.

Свободная Европа: Г-н Лянкэ, когда возможно подписание соглашения об ассоциировании Республики Молдова с Европейским Союзом?


Юрие Лянкэ: „Соглашение об ассоциировании мы готовы подписать в 2012 году. Это предполагает и продвижение вперед по двум другим направлениям, связанным, в частности, с созданием зоны свободной торговли и, разумеется, безвизовым режимом, хотя формально это не является составной частью, но нужно это учесть. Особо хочу подчеркнуть более тесную связь между собственно соглашением об ассоциировании, имею в виду секторальное сотрудничество, и началом переговоров о создании этой зоны свободной торговли”.

Свободная Европа: Речь идет об отличных отношениях между Кишиневом и Брюсселем. Принимается ли в расчет столь же хорошие отношения между Кишиневом и Москвой?

Юрие Лянкэ: „Я не рискнул бы поставить знак равенства, однако это не значит, что мы стремимся к такому дисбалансу”.

Свободная Европа: Так как очень много разговоров идет вокруг этих стратегических отношений, которые Кишиневу следовало бы установить с Россией и в контексте базового договора, давайте посмотрим, что предполагает это стратегическое партнерство между Кишиневом и Москвой?

Юрие Лянкэ: „Действительно, договор 2001 года ссылается на обоюдную заинтересованность в построении отношений, основанных на принципе стратегического партнерства. Определения важны, это имеет большое значение в дипломатии, в международных отношениях. Но помимо символистики как таковой, помимо определений и названий, гораздо важнее рассматривать пунктуально, точно и конкретно все вопросы, включенные в повестку наших отношений с Российской Федерацией.

И первая ремарка, которая напрашивается в этом контексте: да, мы действительно выступает за очень хорошие отношения, основанные на определенных принципах, за отношения, отправной точкой которых служит взаимный интерес. И у нас есть многочисленная община молдавских рабочих в России, российский рынок все еще притягателен для наших производителей, Россия является крайне важным игроком на региональном и континентальном уровне. И здесь я имею в виду не только приднестровскую проблему и потенциальную роль, которую может и должна сыграть Россия в контексте урегулирования этого конфликта”.

Свободная Европа: Приднестровский вопрос - возможен ли шаг в сторону его разрешения?

Юрие Лянкэ: „Нередко Кишиневу отводилась роль некоего объекта, а не субъекта в процессе реализации политики по поиску решений. Мы все ждали, что кто-то за нас уладит приднестровскую проблему, найдет решение и т.д. В 2010 году нам удалось стать участником, активным игроком с четко сформулированной политической программой, игроком, осознавшим необходимость создания внутренних предпосылок диалога с вовлечением в этот диалог всего, что означает приднестровский регион, восточные районы Республики Молдова – местной администрации, деловой среды, населения. И, второе: создание благоприятных предпосылок и обстоятельств на международном уровне.

И в 2010 году благодаря активной политике нам удалось привлечь интерес ряда администраций, удалось добиться включения этого вопроса в повестку переговоров между восточными и западными столицами. И убедились в том, что эти переговоры ведутся не в контрпродуктивной или противоречивой манере. Разумеется, в самом подходе к этому вопросу есть разногласия, никто этого не скрывает, но все это проявляется в рамках диалога, постоянных дискуссий; и это направление станет одним из важнейших для нашей дипломатии в 2011 году.

Сделать так, чтобы разногласия в оценках между представителями Востока и Запада свелись к минимуму и удалось достичь компромисса – но компромисса не за нашей спиной, а компромисса при активном участии Республики Молдова, как это произошло в рамках консультаций в 2010 году. Иными словами, этот факт – то, что мы стали участниками, активными участниками этого процесса – момент крайне важный и нужно его закрепить.

В конце прошлого года, когда обозреватели подводили итоги достижений и упущений на внутреннем и внешнем плане, раздавались голоса о том, что, мол, это не заслуга Кишинева, что все произошло по воле случая, что интерес отдельных канцелярий к нам вспыхнул как-то нежданно-негаданно. Неправда это. Разумеется, присутствовал и благоприятный для нас конъюнктурный момент. Мы могли долго и тщетно стучать в двери различных столиц, сложись иная ситуация, не окажись наши западные рубежи и восточной границей Европейского Союза. Разумеется, в этом случае мы могли бы встретить другой прием.

Но у нас была стратегия, нам удалось вернуть доверие наших внешних партнеров, мы сумели доказать, что в нас стоит инвестировать, и не только финансы, что легче и проще всего…. Политической, моральной поддержкой заручиться труднее, но ее последствия несравненно более ощутимы и масштабны. И нам это удалось. Благодаря активной позиции Кишинева, благодаря смене имиджа. Мир хочет помочь нам, так как мы доказали, что точно знаем, чего хотим, в каком направлении движемся. И наш долг продолжать эти усилия, которые позволят нам приблизиться к поставленной цели.

Я не обязательно жду захватывающего прорыва в урегулировании этого конфликта. Гораздо важнее двигаться вперед мелкими, но уверенными шагами, которые приблизили бы нас к разрешению конфликта”.

Свободная Европа: Господин Лянкэ, как вы считаете, следует наделить статусом посредников и Евросоюз с Соединенными Штатами Америки, которые являются наблюдателями в переговорном процессе?

Юрие Лянкэ: „Выше я говорил, что символистика в этом смысле имеет значение, но она не является определяющей. Сегодня, например, роль Евросоюза, который является только наблюдателем в переговорном процессе, ничем не уступает роли государств, признанных посредниками урегулирования. Если на определенном этапе удастся избавиться от этого дифференцированного статуса, это будет прекрасно. Но крайне важно до тех пор увидеть радикальные перемены на месте. И это возможно. Европейский Союз, например, впрочем, как и американцы, очень заинтересован поддержать нас на постконфликтном этапе.

Думаю, этот момент должны осознать и в Тирасполе. Им надо понять, что в выигрыше окажутся граждане обоих берегов Днестра. Единственное, чего я желаю – чтобы и в Тирасполе избавились от такого подхода, от, если можно так выразиться, окопной психологии. Потому что там, по большому счету, у власти все еще находятся те, кто были и в 91-92 гг., и они, уверен, все еще смотрят на нас сквозь призму холодной войны. Чтобы они поняли, что многое изменилось, много воды утекло, по крайней мере, по эту сторону Днестра, и что у них тоже есть определенные политические интересы. Есть коммерческие интересы, в частности, на европейском рынке, есть рычаги, есть действия и противодействия. Мы попытаемся проанализировать в более широком контексте отношения с Тирасполем и применить более широкий спектр инструментом в этом смысле”.

Свободная Европа: Сохранится ли в повестке дня и преобразование миротворческого контингента, перевод сил по поддержанию мира под другой мандат?

Юрие Лянкэ: „Разумеется, да. Это очень важный момент. Решение этой задачи позволит значительно продвинуться вперед по пути как урегулирования приднестровского конфликта, так и разрешения того, что является последним отголоском периода холодной войны на Днестре – нелегального присутствия иностранных военных формирований в приднестровском регионе. Потому что сегодня говорят, что они пребывают там для обеспечения некоего психологического комфорта. И приход миротворческого контингента, соответствующего стандартам ООН, что означает операцию по поддержанию мира с ярко выраженным, в частности, гражданским элементом будет означать, что мы на правильном пути, что интерес наших восточных и, особенно, западных партнеров растет и что они хотят, чтобы эта зона превратилась в зону стабильности и безопасности”.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG