Владелец строительного концерна "Мабетекс" и лидер партии "Новый альянс Косова", Паколли был избран президентом в третьем туре голосования депутатов парламента – в результате соглашения о разделе власти, участниками которого стали, помимо его партии, Демократическая партия Косова во главе с премьер-министром республики Хашимом Тачи и представители этнических меньшинств, в том числе сербского. Ситуацию в Косове комментирует приштинский журналист, обозреватель Радио Свобода/Радио Свободная Европа Арбана Видишчи:
– Господин Паколли стал президентом, благодаря его соглашению с Демократической партией Хашима Тачи, победившей на недавних внеочередных выборах в парламент. В обмен партия Паколли, поддержав сторонников Тачи в парламенте, сделала возможным формирование нового правительства. Это соглашение вызвало ярость депутатов от оппозиции, которые покинули зал заседаний и не участвовали в третьем туре голосования по кандидатуре президента.
Дело в том, что согласно Конституции Косова, для выборов главы государства в первых двух турах голосования нужна поддержка 80 депутатов – двух третей от общего числа, а в третьем победитель определяется простым большинством. Так вот, после второго тура голосования был объявлен перерыв, что, даже по мнению некоторых сторонников Хашима Тачи, являлось нарушением процедуры. После голосования в третьем туре (без участия депутатов от оппозиции в зале осталось всего 67 депутатов) Паколли, за которого в первых двух раундах не голосовало даже 60 депутатов, получил президентское кресло. Все это вызвало вопросы и у оппозиционных политиков, и у гражданских организаций.
– Что представляет собой политическая партия, которую возглавляет Беджет Паколли?
– Он образовал партию после возвращения из эмиграции в 2007 году, незадолго до провозглашения независимости Косова. Паколли, который сам себя называет мультимиллионером, продолжает занятия бизнесом, его компания "Мабетекс" работает и в Косове, и в Швейцарии. Партия Паколли участвовала в трех избирательных кампаниях, но ни в одной не добилась заметных успехов. На последних выборах Новый альянс Косова в блоке с несколькими мелкими политическими организациями и экспертными группами набрал чуть больше восьми процентов голосов, едва преодолев барьер для попадания в парламент. На этот момент оппозиция обращает особое внимание, поскольку, согласно Конституции, президент должен быть объединяющей общество фигурой, а на всенародных выборах у Паколли не было бы никаких шансов победить.
– Паколли, вне всякого сомнения, самый известный косовский албанец в России. Что в Приштине говорят о его участии в сомнительных деловых операциях в России? Известно ли вообще об этом?
– Да, известно. После известия о том, что Паколли может стать президентом, местная пресса много об этом много писала. В ответ на обвинения Паколли говорил: меня подозревали в даче взяток, но эти обвинения никем и никогда не были доказаны в суде. Конечно, в Косове разговоры о возможных кремлевских связях Паколли и его деловых интересах в России не прибавляют ему авторитета. Во время процедуры голосования в парламенте оппозиционные политики открыто говорили об этом.
– Первым президентом провозгласившего независимость края Косово стал уважаемый во многих странах писатель, интеллектуал, идеолог ненасильственного сопротивления Ибрагим Ругова. Теперь пост главы государства занял бизнесмен, которого напрямую поддержало бы меньшинство избирателей, с несколько проблемной, скажем так, деловой биографией. Комментаторов в Приштине это не наводит на грустные мысли?
– Я не стала бы судить о Паколли-президенте в первый же день его пребывания в должности главы государства. Время покажет, чего он сможет добиться. Паколли обещает употребить для процветания Косова все свои деловые навыки. Наблюдатели в Приштине придерживаются полярных взглядов: кто-то акцентирует внимание на связях Паколли с Москвой, а кто-то говорит о том, что он приведет республику к экономическому процветанию, – говорит Арбана Видишчи.
* * *
Беджету Паколли 59 лет, он, отец пятерых детей, женат вторым браком. В Косове его основанная в 1990 году в Лугано компания "Мабетекс" спонсирует несколько крупных благотворительных проектов. Пакколи, претендующий на звание богатейшего албанца в мире, появился в России вначале 90-х. Он реализовывал ряд проектов в Якутии, где и познакомился с мэром Якутска Павлом Бородиным, который в 1993 году возглавил Управление делами президента России. Вскоре "Мабетекс" получила заказы на реконструкцию первого корпуса Кремля, президентской резиденции "Шуйская Чупа", Белого дома, Госдумы, Совета Федерации, Счетной палаты и ряда других объектов.
Объем подрядов компании исчислялся сотнями миллионов долларов. Деньги шли из российского бюджета. Это насторожило и российских, и швейцарских прокуроров. Против Паколли в обеих странах были возбуждены уголовные дела по подозрению в даче взятки чиновникам на сумму в четыре миллиона долларов и в отмывании денег. Одновременно разворачивалось личное противостояние Беджета Паколли с генпрокурором России Юрием Скуратовым, который инициировал дело "Мабетекса" и вскоре после этого, в результате громкого политического скандала, лишился своего поста. По делу компании "Мабетекс" в 2001 году в швейцарской тюрьме в качестве подследственного сидел бывший управделами президента Павел Бородин... О том, какую роль сыграл Беджет Паколли в российской политике, рассказывает автор расследований по делу "Мабетекс", журналист Владимир Иванидзе:
– Беджет Паколли тогда еще не был таким успешным бизнесменом, как сейчас. Он был посредником, помогающим "отмывать" деньги некоторым российским политикам. Я вспоминаю цинизм самого Бородина, который обещал меня отправить в тюрьму на пять лет, но судьба распорядилась так, что в тюрьму попал он сам...
Паколли – это часть коррупционной схемы России. Для того, чтобы обвинить Паколли в финансовых преступлениях, швейцарцам необходимо было получить от России документы – чего не было сделано, естественно.
– Почему в этой истории реально потерпевшим, по большому счету, оказался только генеральный прокурор Юрий Скуратов?
– Потому что Юрий Скуратов, может быть, предполагал, что уголовные дела, которые при нем были открыты (дело "Мабетекс", дело "Аэрофлота" и некоторые другие), позволят сделать ему что-то очень важное. По крайней мере, так мне казалось при личных встречах с ним. Но проблема в том, что маховик, который включили в Кремле, мог уничтожить кого угодно. А Скуратов был легкой жертвой, поэтому, собственно, его и утопили в тех нечистотах, которые начали на него лить, – уверен Владимир Иванидзе.
Впрочем, все комментарии Владимира Иванидзе – его журналисткая версия. Обвинения в адрес Беджета Паколли, выдвинутые прокурорами, официально не доказаны. Корреспондент Радио Свобода попытался связаться с несколькими участниками тех событий, но они отказались от интервью.
В конце 2000 года российская Генпрокуратура "за отсутствием состава преступления" закрыла дело "Мабетекс". А после того, как в 2002 году то же самое сделала швейцарская прокуратура, о скандале вообще перестали говорить.
23 февраля вступил в должность президента Косова бизнесмен Беджет Паколли (в Косове и западных странах его называют Беджетом Пацолли), известный российской общественности как участник спорных деловых операций вокруг реконструкции объектов московского Кремля во второй половине 1990-х годов.