Ещё 30 сентября Совет Министров внес, а уже 3 октября в отсутствие журналистов обе палаты белорусского парламента приняли проект закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь". О принятых поправках стало известно только сейчас, когда они были опубликованы на официальном правовом интернет-портале.
Новые законы ужесточают ответственность за финансирование из-за границы политических партий и общественных организаций, дают дополнительные трактовки понятиям "измена государству", и "агентурная деятельность", а также грозят лишением свободы до трех лет даже за призывы к участию в несанкционированных акциях.
Принятием поправок власть показывает, что ее социальный контракт с обществом давно не работает, - считает лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько:
– Изменения в законодательство приняты "по просьбе трудящихся" из КГБ, прокуратуры, судов и других силовых структур. Они просят завернуть сегодняшнее состояние в упаковку закона. Есть психологический дискомфорт у тех людей, которые осуществляют сегодняшнее беззаконие - поэтому они попросили, чтобы это всё приобрело легальную форму. Это – демонстрация слабости: любые запреты, которые выходят за рамки здравого смысла, доказывают, что власть не уверена в своих силах и пытается осуществлять контроль через силовые структуры.
Власть уже не может управлять теми средствами и методами, которые были ещё полтора года назад – когда действовал социальный контракт с обществом, когда все чувствовали себя достаточно уверенно. В условиях, когда рейтинг Лукашенко упал до 20 процентов, а экономические проблемы обострились, обозначился тренд от авторитаризма к диктатуре, - отмечает Анатолий Лебедько.
Кроме того, в белорусский парламент внесен законопроект о поправках в закон об органах государственной безопасности. В частности, документ разрешает сотрудникам КГБ "входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и других предметов, в любое время суток в жилые помещения или иные владения физических лиц, в помещения и иные объекты государственных органов и иных организаций и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления".
Бывший полковник белорусских спецслужб Владимир Бородач, который находится сейчас в эмиграции в Германии, обратил особое внимание на изменения, предлагаемые в статью 16: "Сотрудник органов государственной безопасности не несет ответственности за ущерб, причиненный в связи с применением физической силы, специальных средств, боевой и специальной техники, применением (использованием) оружия в предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами случаях, когда он действовал в условиях обоснованной профессионального риска..."
Это положение закона Владимир Бородач прокомментировал так:
– Вошел сотрудник, выстрелил в хозяина квартиры, вскочившего спросонья – потому что тот не услышал команду "лежать". Хозяин убит, сотрудник получил орден. Сейчас работа спецслужбам облегчена. Нет необходимости им планировать операции по похищению политиков, увозить в лес… Пришел к нему домой, пристрелил по закону - и дело с концом.