Linkuri accesibilitate

Обозреватель РС Олег Кусов – об особенностях выборов в Южной Осетии


Олег Кусов
Олег Кусов

13 ноября в Южной Осетии пройдут выборы президента республики и референдум по приданию статуса государственного русскому языку. На высший пост в государстве претендуют 11 кандидатов. Чем интересны нынешние выборы самопровозглашенной республики Южная Осетия?


Об этом рассказывает обозреватель Радио Свобода Олег Кусов:

– Нынешние выборы уже назвали самыми скандальными, самыми грязными и непредсказуемыми. Это действительно так, потому что сложилась парадоксальная ситуация, когда двое кандидатов называют себя ставленниками власти. Какой власти и какие кандидаты?

Москва, а точнее администрация Дмитрия Медведева однозначно и открыто поддержала на выборах президента Южной Осетии министра по чрезвычайным ситуациям Анатолия Бибилова. В то же время президент самопровозглашенной республики Эдуард Кокойты не скрывает, что отдает предпочтение другому кандидату – местному министру по связи и информации Георгию Кабисову. Кто победит в этом странном противостоянии – это вопрос, потому что Южная Осетия все-таки обладает какой-то своеобразной, небольшой долей самостоятельности в решении своих местных вопросов.

Что я имею в виду? Окружение нынешнего президента готовилось к этим выборам. В центральной избирательной комиссии немало его сторонников, также немало их и среди чиновников, которые ответственны за проведение выборов. Вроде бы силы неравные, и у Бибилова больше, чем у Кабисова, возможностей выиграть. Но эти выборы могут быть сфальсифицированы на всех уровнях.

Всего отпечатано 52 тысячи бюллетеней. Это не очень много. Но из них 17 тысяч предназначено для граждан Южной Осетии, проживающих в Северной Осетии, и там избирательных участков не будет. Для них открываются два участка на территории Южной Осетии, в горах, на Транскаме, в селении Верхний Рук. Туда добраться непросто (тем более, сейчас выпал снег), нужно проехать два пограничных пропускных пункта. В Верхнем Руке в двух домиках для них будут целый день находиться 17 тысяч бюллетеней. Конечно, из Северной Осетии такое количество избирателей не приедет. Таким образом поле для фальсификаций большое, и оппозиция не раз била тревогу по этому поводу.

В этом году власти Южной Осетии выдавали новые документы личности – и паспорт, и справки – форма №9, №1, множество документов – для беженцев, для тех, кто остался. И эти документы, по данным оппозиционных политиков в Цхинвали, получили многие жители Северной Осетии, которые не имеют никакого отношения к Южной. Все эти странные комбинации власти говорят о том, что она к выборам готовилась. И то, что Москва сейчас навязывает им другого кандидата, еще не означает, что у московского ставленника не будет проблем.

Стоит сказать и о том, что уход Эдуарда Кокойты с поста югоосетинского лидера мало что изменит в характере грузино-осетинских отношений. Это будет корректировка в тактике, но не в стратегии. Дело в том, что грузино-осетинские отношения отличаются от грузино-российских. Все-таки между осетинами и грузинами на личностном уровне остаются связи – есть родственники, смешанные браки, есть люди, которые не хотят терять друг друга из-за разногласий политиков. Межнациональные конфликты тем и отличаются, что для них нужно время и невмешательство политиков. От будущего президента Южной Осетии потребуется, чтобы он просто целенаправленно не рубил эти связи. Большего от него и требовать невозможно, потому что Москва рассматривает его как своего человека и будет, конечно, диктовать ему свои условия в большой политической игре.

Возможен и второй тур этих выборов, потому что среди кандидатов есть не только два ставленника власти, но и интересные оппозиционеры. В целом, конечно, оппозиция в Южной Осетии оказалась разрозненной. Главный тактический проигрыш оппозиции в том, что они не смогли объединиться, каждый выступает в качестве лидера, в итоге силы распылены. Но и в этой ситуации среди них есть люди, которые могут войти в тройку лидеров гонки. Напомню, что три кандидата, в случае если лидер не набирает необходимого числа голосов, выходят во второй тур. Второй тур очень вероятен, и поэтому сильнейший представитель оппозиции может пройти во второй тур, тем самым спутав карты двух ставленников власти. Им будет труднее разобраться друг с другом, если большое число голосов будет находиться в распоряжении оппозиционера.

И еще один важный фактор. Начиная с событий 2008 года в самопровозглашенной республике поднимается вопрос о возможности вхождения Южной Осетии в состав России. Ведь вся национальной борьба южных осетин начиналась под лозунгом воссоединения с Северной Осетией, и, таким образом, вхождения в состав России. Это единственный путь, который осетины считают реальным. И они были очень сильно удивлены решением президента Медведева о признании независимости Южной Осетии. Общественное мнение в целом этого не ожидало, все надеялись на интеграцию с Северной Осетией. После 2008 года появилось немало политиков-романтиков и политиков-циников. Циники делают на независимости финансовые и политические капиталы, а романтики мечтают о каком-то независимом будущем. Но основная часть южных осетин понимает, что без Северной Осетии они не смогут выстоять в противостоянии с Тбилиси, потому что международной поддержки у них нет.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG