Linkuri accesibilitate

Политолог Алексей Мухин – о перспективах семейного бизнеса Юрия Лужкова в России


Алексей Мухин
Алексей Мухин
Допрос бывшего мэра Москвы в Следственном комитете при МВД длился более четырех часов. В какой степени привлечение Юрия Лужкова в качестве свидетеля к рассмотрению уголовного дела о хищениях в Банке Москвы связано с политической карьерой бывшего мэра Москвы?

На этот вопрос Радио Свобода ответил политический эксперт, директор Центра политической информации Алексей Мухин:

– Думаю, что политики здесь не так много. Дело в том, что Юрий Лужков представляет собой крайне зависимую фигуру – зависимую от своей жены. И является политической составляющей в системе защиты бизнеса Елены Батуриной. В этом амплуа он и вызван на допрос.

– Что можно сказать об этой связке – Батурина-Лужков? Как она формировалась и что сейчас собой представляет? Как менялись в ней роли?

– Лужков всегда утверждал то, что не имеет отношения к бизнесу Елены Батуриной, и формально это было так. На самом деле его статус московского мэра решал для Батуриной очень многие вопросы. Елена Батурина не случайно выстроила мегабизнес как раз в так называемые "нулевые". До этого Юрий Лужков оказал Кремлю очень важную услугу: он вместе с Эдуардом Росселем, Минтимером Шаймиевым и Муртазой Рахимовым отдал свой предвыборный блок "Отечество - Вся Россия", объединив его с "Единством", и образовал "Единую Россию". Судя по всему, именно это обстоятельство позволило этой четверке довольно безопасно и комфортно чувствовать себя все эти 10 лет. Затем, что называется, "контракт закончился", карета превратилась в тыкву, и все четверо ушли в отставку. Лужков, возможно, не до конца правильно, неадекватно оценивает весь трагизм этой ситуации. Батурина призывает его действовать именно так, как он действует сейчас, то есть играть в политику. На Западе можно оправдать именно политикой те действия, которые Кремль производит в отношении ее бизнес-империи.

– Адвокат Лужкова Генри Резник обронил, что Лужков может стать членом Совета Федерации. Это пустые слова или в пакетной договоренности такую должность как-то Лужков может получить?

– Мне кажется, эти слова можно оставить на совести Генри Резника, потому что в свое время, по моей информации, Юрий Лужков вел переговоры о том, чтобы стать вице-спикером или даже спикером Совета Федерации. Спикером в результате, как известно, стала Валентина Матвиенко.

– Стало известно о том, что продал свой бизнес в Москве один из сыновей Юрия Лужкова. Весь бывший лужковско-батуринский бизнес будет потихоньку из Москвы и из России уходить?

– Речь идет о бизнесе семьи Лужкова, потому что в его семье есть не только Елена Батурина. В данном случае речь идет о продаже одной из бизнес-систем, которая принадлежала сыну Лужкова и не имеет отношения к бизнесу Батуриной. Большая семья Лужкова испытывает крайний дискомфорт по поводу того, что происходит вокруг Юрия Михайловича. И упорство, с которым Лужков продолжает вести так называемую псевдооппозиционную деятельность, не оставляет им, по сути, выбора. Здесь идет речь о перестраховке со стороны членов семьи Лужкова.

– Чем вся эта история может закончиться? Капиталы семьи Лужкова будут выведены? Лужкова могут привлечь к уголовной ответственности?

– Перевод Лужкова из статуса пенсионера в статус политического заключенного (а именно так будет интерпретирована любая попытка сделать из него политического мученика) на руку защите бизнес-империи Елены Батуриной, значительная часть которой уже находится за пределами Российской Федерации. Мне кажется, что Елена Николаевна сейчас пытается в значительной степени защитить российскую часть своего бизнеса, именно поэтому стимулирует такое поведение мужа. Со стороны Кремля было бы крайне неосмотрительным и глупым делать из Лужкова мученика и тем самым сыграть, по сути, на руку Елене Батуриной.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG