Лидеры 27 стран зоны евро должны были договориться, во-первых, о срочных мерах поддержки евро — единой валюты, переживающей острый кризис. Во-вторых, речь должна была пойти о стратегических решениях по обеспечению стабильности в европейском валютном союзе. Дебаты велись на основе предложений Германии, поддержанных Францией. Суть предложений — в мерах жесткого контроля за государственными финансами стран Евросоюза. Для введения этих мер необходимо внести соответствующие изменения в договор о Европейском союзе, что достижимо только консенсусом всех 27 стран ЕC. Однако Франция была готова согласиться на введение новых правил в рамках только 17 стран еврозоны, и брюссельские штабы ЕС также склонялись к этому частичному решению.
Острейшая дискуссия, итоги которой объявил председатель Европарламента Херман Ван Ромпей, привела к компромиссному варианту: будет создан бюджетный пакт, в который войдут 17 стран зоны евро и еще шесть государств Евросоюза. Такой бюджетный союз может быть создан на основе межправительственного соглашения без многоступенчатого долгого и трудно предсказуемого процесса внесения поправок в европейский договор. Главное же - это соблюдение бюджетного равновесия в юридически обязывающем порядке, аналогичном конституционным нормам. Санкции к государствам-нарушителям приобретут автоматический характер. Проекты национальных бюджетов будет предъявляться Европейской комиссии на согласование. Таким образом, запланирован решительный шаг к более централизованному, наднациональному экономическому союзу с дополнительным ограничением национальных суверенитетов. Предполагается, что все эти договоренности, имеющие на сегодняшний день форму совместной декларации глав государств и правительств зоны евро, к лету 2012 года примут более конкретные очертания.
Что касается срочных спасательных мер для зоны евро, то саммит договорился о выделении странами ЕС 200 миллиардов евро. Эти средства призваны усилить возможности Международного валютного фонда помогать европейской экономике. Также было заявлено об отказе от тактики привлечения частного сектора к финансированию спасательных мер для стран-должников.
Лидеры Евросоюза определили максимальный объем европейского фонда финансовой стабильности. Он составит 500 миллиардов евро.
По сообщениям европейских СМИ, главным возмутителем спокойствия в ходе дискуссии по мерам контроля за бюджетами был британский премьер Дэвид Кэмерон: настаивая на особых условиях для Великобритании, он сделал заведомо невозможным консенсус 27 государств.