Linkuri accesibilitate

Небезусловный "Южный поток"


Российский "Газпром" впервые дал понять, что при определенных условиях может отказаться от строительства газопровода "Южный поток". Эксперты согласны, что Россия вполне может им пожертвовать ради вовлечения Украины в свои интеграционные проекты.

Реализация этого проекта зависит от переговоров с Украиной, причем он всегда был привязан к этой стране, заявил агентству "Интерфакс" председатель правления российского "Газпрома" Алексей Миллер. Тем самым он, как считают эксперты, фактически признал, в том числе, и возможность отказа от строительства еще одного газопровода, нацеленного на европейский рынок.

Москва начала продвигать новые маршруты экспорта газа несколько лет назад, стараясь обезопасить себя от непредсказуемых действий транзитных стран, в первую очередь Украины. Было разработано два проекта прокладки трубы через Балтийское и Черное моря, получивших название "Северный" и "Южный потоки".

"Северный поток" при поддержке Евросоюза уже введен в эксплуатацию, процесс же реализации второго, по сути, остановился – особенно на фоне наметившегося компромисса с Киевом.

Независимый аналитик Александр Разуваев уверен, что "Газпрому" нужно договариваться об условиях инвестиций в украинскую газотранспортную систему, а не настаивать на невыгодном для себя проекте:

– "Южный поток" как чисто коммерческое, без политики предприятие – вещь достаточно сомнительная. Там очень большие инвестиции и не понятно, как все это будет "отбито" с точки зрения реальной отдачи, поскольку с учетом "Северного потока" у "Газпрома" получаются очень большие излишки мощностей. В любом случае модернизировать украинское направление, вложив туда деньги (даже если это будут только расходы "Газпрома), – для российской компании с коммерческой точки зрения намного выгоднее, – говорит Александр Разуваев.

Партнер и аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин также считает проект "Южный поток" политически мотивированным и экономически убыточным. Однако, по его словам, заговорить о возможном отказе от него главу "Газпрома" заставили отнюдь не успехи на переговорах с Украиной, а позиция Европы:

– В Еврокомиссии категорически против "Южного потока" по нескольким причинам. Ведь "Газпром" настаивает на особом статусе этого проекта не для того, чтобы оправдать инвестиции, а для того, чтобы сохранить монопольную позицию, к которой он привык. То есть, "Газпром" говорит Евросоюзу: извините, подвиньтесь и измените свое законодательство, препятствующее монополизму и содействующее интересам потребителей. Но мы в России свое законодательство менять не будем, мало того, мы настаиваем на пользовании монопольными правами. А это значит, что "Газпром" по-прежнему хочет не пускать газ в свою трубу и монопольно контролировать всю цепочку от скважины до конфорки на кухне или до электростанции в Европе. А это противоречит европейским законам. Поэтому, скорее всего, именно сопротивление европейцев привело к тому, что Алексею Миллеру приходится признать очевидную истину.

– Чем, на ваш взгляд, могут закончиться нынешние газовые переговоры России и Украины?

– Несмотря на то, что "Южный поток" накрылся медным тазом, "Газпром" хотя бы для вида продолжает силовое давление на Украину. То есть он отказывается пойти навстречу в ценовой политике, по-прежнему выдвигая нереальные требования: подключение Украины к Таможенному союзу, передача "Газпрому" полного контроля над украинскими газотранспортными сетями.

При этом, на мой взгляд, исподволь готовится какое-то компромиссное решение. Переговоры очень трудные, и Украина сейчас в более выгодном положении, поскольку она имеет возможность давления на "Газпром" – без Украины никакого транзита газа в Европу представить невозможно. Поэтому без Украины "Газпрому" не обойтись, а здесь уже дело украинцев очень аккуратно выторговать себе какие-то льготы – то ли по цене на газ, то ли по условиям транзита. Вот сейчас идут эти очень чувствительные переговоры. Они могут быть для Москвы очень унизительными, и, я думаю, в Киеве это понимают.

– Тема приобретения российским "Газпромом" в собственность доли украинской газотранспортной системе обсуждается в той или иной форме уже более десяти лет, причем на каком-то этапе речь шла о вхождении в этот проект и европейских инвесторов. Насколько реален сегодня такой вариант или все-таки наиболее вероятным является двусторонний российско-украинский консорциум?

– В этом я очень сомневаюсь, поскольку пока не видел никакого желания со стороны европейских газовых компаний каким-то образом поучаствовать в трехстороннем консорциуме по управлению украинскими транзитными газопроводами. Более того, я считаю, что и "Газпром" на это не пойдет, поскольку всего треть контроля над этими газопроводами его абсолютно не устроит. Ему нужен либо контрольный пакет (больше 51 процента), либо – а это предел мечтаний – полный контроль над украинской трубой, – уверен партнер и аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин.

В целом эксперты не сомневаются, что компромисс России и Украины по газовой проблеме, включающий согласование цен на топливо, а также параметров участия "Газпрома" в украинской газотранспортной системе, заставит российскую сторону пересмотреть свое отношение к "Южному потоку". Что может получить Россия, пожертвовав этим проектом?

– Если украинская газотранспортная система будет совместным предприятием, это станет важной геополитической победой России: Украина таким образом постепенно "всасывается" в единый союз России, Белоруссии и Казахстана. Поэтому, конечно, Россия старается добиться своих целей. У нее сейчас есть только два мощных козыря: во-первых, это цена на газ и, во-вторых, учитывая проблемы с долгами в Европе, понимание того, что единственным кредитором Украины, который может частично взять на себя украинские проблемы, является Россия или "Газпром", – подчеркивает независимый аналитик Александр Разуваев.

Очередной раунд российско-украинских переговоров по газовой теме, как сообщается, состоится уже после праздников, 15 января. Впрочем, стороны пока не берутся говорить, станет ли он заключительным.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG