Linkuri accesibilitate

Память о жертвах или десталинизация?


Мемориальный комплекс жертв политических репрессий в Бутово
Мемориальный комплекс жертв политических репрессий в Бутово

В Москве состоялось первое заседание межведомственной рабочей группы по увековечению памяти жертв политических репрессий. Оно прошло под председательством главы президентского Совета по правам человека Михаила Федотова. По итогам заседания были созданы подгруппы для реализации основных положений разработанной правозащитниками программы "Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении".

Распоряжение об образовании рабочей группы по увековечению памяти жертв политических репрессий было подписано президентом России Дмитрием Медведевым в конце 2011 года. В группу вошли историки, правозащитники и чиновники. Среди них в частности губернатор Кировской области Никита Белых, писатель Даниил Гранин, директор госархива Сергей Мироненко, глава правозащитного общества "Мемориал" Арсений Рогинский и другие. Возглавил рабочую группу руководитель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. Ранее в рамках этого ведомства была разработана программа по увековечению памяти жертв репрессий и национальному примирению. 16 января на первом заседании рабочей группы были созданы подразделения для реализации основных задач этой программы, рассказал в интервью Радио Свобода Михаил Федотов:

– Речь идет о совершенно конкретных вещах, например, о вопросах сохранения и создания новых мемориальных комплексов, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге. Именно поэтому в рабочую группу, которая будет этим заниматься, включены представители и московских властей, и властей Московской области, и петербургских властей, и властей Ленинградской области. Далее: вопрос о местах захоронений жертв репрессий, о документировании и обнаружении этих мест, об установлении памятников и памятных знаков, об анализе ситуации с теми местами захоронений, которые сегодня уже существуют. Например, в Кировской области есть места захоронений, они нанесены на карты, но никак не обустроены. То есть, все вопросы совершенно конкретные. Точно так же будет работать подгруппа, которая будет заниматься созданием единой базы данных по жертвам политических репрессий, всероссийской книги памяти и созданием интернет-портала, на котором будут размещены данные обо всех жертвах политических репрессий.

Программа, реализацией которой занимается возглавляемая Михаилом Федотовым группа, подразумевает также социальную поддержку жертв политических репрессий, рассекречивание архивов и запрет на пребывание на государственной службе чиновников, которые отрицают преступления тоталитарного режима в СССР.

В СМИ разработанный правозащитниками план действий по увековечиванию памяти жертв советских репрессий часто называется "программой по десталинизации". Руководитель центра этнополитических и региональных исследований Эмиль Паин поддерживает основные положения этой программы, однако сомневается, что она может способствовать национальному примирению, как это заявлено в ее официальном названии:

– Это две совершенно разные цели, потому что сегодня десталинизация – лишь одна из идей, сильно разделяющих общество. Даже среди тех, кто готов выйти на площадь и выразить свое недовольство партией жуликов и воров, рецепты лечения этой болезни разные. Некоторые из этих людей как раз выступают за возвращение сильной и жесткой руки, которая поборется с жуликами и ворами. Но если общество сегодня не готово единодушно принять эту идею, то из этого вовсе не следует, что не нужно выполнять другую чрезвычайную функцию этой задачи, а именно – сохранить память о тех преступлениях, помогать жертвам тех преступлений и делать все, что составляет основу этой программы. Идея примирения как раз притянута за уши, а все остальное я целиком и полностью одобряю.

Сам Михаил Федотов считает некорректным употребление термина "десталинизация" в отношении целей возглавляемой им рабочей группы:

– Никакой комиссии по десталинизации у нас не существует, это великое заблуждение, которое старательно кем-то пропагандируется. Десталинизацией в нашей стране занимались в 50-х годах, а сейчас мы занимаемся совершенно другим делом. Если говорить о задаче глобального, стратегического значения, то мы занимаемся модернизацией общества, а более конкретно – мы занимаемся вопросами увековечения памяти жертв политических репрессий.

С этим высказыванием согласен и директор института прав человека Валентин Гефтер:

– Это вообще не идеологическая программа. Под словом "десталинизация" многие понимают или декоммунизацию, или что-то еще, связанное с определенными периодами советской истории. Ядро же этой программы – это увековечение памяти жертв репрессий и большая социальная поддержка тех, кто остался, слава богу, жив, их потомков и так далее. Другой важный аспект – политико-правовая, как мы говорим, оценка того, что происходило в тот период. Нам, как разработчикам этой программы, кажется, что нужно не просто оценить, увековечить, историю, улучшить социальное положение людей, но и сделать так, чтобы то, что было тогда, никогда больше не повторилось. Это никакое не выкорчевывание из памяти и уж тем более из голов людей тех или других идеологий, никто этого не предлагает. Мы лишь хотим проследить за тем, что же в нас самих и в действиях государства того времени привело к таким страшным последствиям.

Следующее заседание возглавляемой Михаилом Федотовым рабочей группы состоится 20 февраля. До начала марта предложения по реализации программы по увековечению памяти жертв политических репрессий должны быть представлены российскому президенту.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG