Linkuri accesibilitate

Кофе из рук шизофреника


Юрист Дмитрий Виноградов готовился к стрельбе по коллегам заранее: он купил комуфляжный костюм и полуавтоматическую винтовку
Юрист Дмитрий Виноградов готовился к стрельбе по коллегам заранее: он купил комуфляжный костюм и полуавтоматическую винтовку

Дмитрий Виноградов, юрист аптечной сети, убивший шестерых коллег и ранивший одного, принимал антидепрессанты. Не соверши он массового убийства, болезни души снова оказались бы на обочине общественного внимания.

После совершенного Виноградовым массового убийства представители Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского решили рассказать прессе о своих проблемах: в последние годы в России на 50 тысяч сократилось число мест в психиатрических диспансерах и количество психотерапевтических кабинетов. При этом число людей, имеющих инвалидность на основании поставленного психиатром диагноза, увеличилось на 13 процентов – и составляет 1,3 миллиона россиян.

Число людей с психическими расстройствами увеличивается во всем мире. В Европейском Союзе смертность из-за душевных болезней занимает третье место – после кардиологических заболеваний и рака. А в Великобритании лечение шизофреников – самое дорогостоящее, как пишет в газете "Гардиан" Зои Уильямс:

Врачи и общество рассматривают шизофрению с двух сторон: первые - с медикаментозной, вторые - с психосоциальной. Эта болезнь с одной стороны неизлечима, но с другой, - поддается лечению. На самом деле, уже довольно долгое время известно, что медикаментозное лечение расстройств психики до конца не изучено. А социальная сторона этой болезни раскрывается, если изучить, кто такие больные. Среди них больше бедных, запуганных, дискриминируемых. Если бы уменьшилось число людей, находящихся в бедственной ситуации, в мире было бы на треть меньше людей с больной психикой.

О том, что бедственное положение способствует психическим расстройствам, говорится и в докладе Всемирной организации здравоохранения, посвященном России. В 90-е годы в Советском Союзе было в шесть раз больше самоубийств, чем в Соединенных Штатах. Взаимосвязь между бедностью и психическим здоровьем используется экспертами при определении того, кого считать если не больным, то, по крайней мере, относящимся к группе риска. В 27 странах Евросоюза каждый год проводят опрос среди населения, спрашивая, чувствуют ли себя люди счастливыми и имеют ли позитивный настрой. Ответы разнятся: от подавляющего большинства счастливых финнов, до чуть более 40 процентов счастливых болгар или литовцев. Вопрос вовсе не праздный, как может показаться на первый взгляд: позитивное мышление – главный ориентир для определения душевного здоровья. В России подобное исследование в последний раз проводилось в 2009 году центром ВЦИОМ. Только половина россиян чувствовали себя "в целом счастливыми". Сколько из этой половины действительно нуждаются в лечении, неизвестно, как неизвестно и число тех, кто страдает от психических расстройств и принимает антидепрессанты. Такой статистики в России нет. Количество психотерапевтических кабинетов при этом уменьшается.

Ответов, почему так происходит, несколько. На поверхности лежит самое простое объяснение – россияне не ходят к психиатрам. Распространено мнение, что если на душе плохо, то достаточно излить душу подруге. Но вылечить шизофрению такими методами невозможно.

Чешские специалисты в свою очередь утверждают, что половина тех, кто нуждается в медикаментозном лечении тяжелых расстройств психики, таких как шизофрения или маниакально-депрессивный психоз, даже не подозревают о своей болезни. Обратить внимание на неадекватное поведение способен только человек со стороны. А чтобы здоровому объяснить, как чувствует себя шизофреник, по странам Евросоюза передвигается так называемый "автобус шизофрении". Недавно он побывал в Праге. Это передвижная узкая и темная кабинка, в которой показывают видеоролик о том, как больной отправляется за хлебом. Короткий фильм снят по мотивам нескольких десятков рассказов медицинских работников и больных. Восприятие звука искажено, главный герой ролика пугается при виде проходящего мимо человека, а когда, после немалых усилий, он добирается до пекарни, ему сообщают, что только что продали последнюю буханку:



Чешский психиатр Иржи Радох объясняет, почему специалисты считают важным рассказывать здоровым людям о шизофрении:

Мы делаем все это для того, чтобы познакомить общество с психическими расстройствами. Автобус, в котором показывается видео, позволяет любому здоровому человеку вступить в мир шизофрении – пережить то, что переживают некоторые пациенты, лечащиеся от этой болезни. И это действительно сильный опыт. Каждый, конечно, воспринимает увиденное по-разному, но это сделано для того, чтобы объяснить: шизофрения очень опасное заболевание, оно приносит людям огромные страдания, превращает обычную жизнь в испытание. Это заболевание намного хуже, чем диабет или гипертония.

Зои Уильямс из "Гардиан", написавшая о шизофрении колонку, тоже попыталась передать в тексте, что испытывает больной. Она процитировала слова, сказанные ее сводным братом:

Зачем мне мыться? Я даже не знаю, как часто и как долго это нужно делать. Мне сложно анализировать происходящее: как долго мне вообще что-то надо делать, как часто?

Кафе на полпути
Кафе на полпути
Все эти попытки объяснить, что из себя представляют болезни психики, нужны здоровым жителям Европы не только для того, чтобы расширить свои познания о мире, но и для того, чтобы лучше понять тех, кто живет рядом. Понять, что нельзя всех стричь под одну гребенку. С этой целью в Праге несколько лет назад было открыто Café na půl cesty ("Кафе на полпути"). Здесь посетителей обслуживают молодые люди, чья болезнь находится в стадии ремиссии. Кафе курирует одна из общественных организаций, занимающаяся социальной реабилитацией больных с психиатрическим диагнозом.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG