Linkuri accesibilitate

Нарастает противостояние между Евгением Шевчуком и Верховным советом


Конфликт между Евгением Шевчуком и Верховным советом вокруг бюджета региона затянулся: чем это может обернуться для приднестровской администрации и жителей левобережья Днестра? Рекомендации Миссии ОБСЕ в связи с положением молдавских школ в Приднестровье не устраивают директоров этих учебных заведений, которые добиваются восстановления своих прав.

Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут вместе с Радио Свободная Европа. В сегодняшнем выпуске:

Конфликт между Евгением Шевчуком и Верховным советом вокруг бюджета региона затянулся: чем это может обернуться для приднестровской администрации и жителей левобережья Днестра? Рекомендации Миссии ОБСЕ в связи с положением молдавских школ в Приднестровье не устраивают директоров этих учебных заведений, которые добиваются восстановления своих прав.

***

Свободная Европа: Итак, приднестровский регион по-прежнему остается без бюджета из-за разногласий между администрацией Евгения Шевчука и Верховным советом. Раду Беня попросил эксперта Ассоциации по внешней политике из Кишинева Раду Врабие проанализировать ситуацию и представить свои прогнозы относительно того, к чему может привести это противостояние?

Раду Врабие
Раду Врабие
Раду Врабие: Несомненно, эта ситуация с бюджетом Приднестровья является результатом политической борьбы, которая развернулась в регионе – борьбы между верхушкой исполнительной власти и руководством Верховного совета за распределение определенных сфер управления. Насколько я понимаю, тираспольский лидер Шевчук пытается взять под контроль то, что происходит в Верховном совете, дискредитировать этот институт с тем, чтобы он либо стал подконтрольным – иными словами, чтобы часть членов Верховного совета перешла в формируемую им – правда, не очень успешно – партию „Возрождение”, либо – подвести ситуацию под досрочные выборы с победой Шевчука, который на фоне своей все еще достаточно высокой популярности в регионе может рассчитывать на победу на этих выборах. Учитывая ухудшающуюся экономическую ситуацию в регионе, итог очередных выборов может быть не столь благоприятным для него.


Свободная Европа: Выборов в Верховный совет…


Раду Врабие: Так точно.

Свободная Европа: С другой стороны, поводом для вновь разгоревшегося конфликта между администрацией Шевчука и Верховным советом стало, можно сказать, существенное повышение тарифов на природный газ для предприятий. Маловероятно, говорят аналитики, что на это почти 70-процентное увеличение администрация региона пошла без согласия – хотя бы молчаливого, если не по требованию российского концерна «Газпром», который поставляет приднестровскому региону газ в долг, сумма которого сейчас приближается к 3 миллиардам долларов.

Раду Врабие: Я думаю, что инициатива исходит, скорее, от местных лидеров, чем от Газпрома. Газпром, так или иначе, давно уже не видит этих денег и, насколько я понимаю, и не увидит. Но складывается впечатление, что после выборов в приднестровском регионе, судя и по отношениям, которые сложились у Шевчука с представителем России по Приднестровью Дмитрием Рогозиным, Кремль ставит больше на Шевчука, чем на Верховный совет. По всем признакам, Шевчуку дан зеленый свет делать дома все, как он хочет – и наверняка, как это устраивает и Россию. Поэтому повышение тарифов для компаний станет, первое, дополнительным источником в местный бюджет и, второе, ударит по представителям партии «Обновление», ведь не секрет, что многие директора предприятий являются и депутатами и в основном представляют партию Обновление.

Свободная Европа: Но может ударить и по населению, не так ли? Повышение тарифов для промышленных предприятий может вызвать цепное подорожание товаров, услуг…

Раду Врабие: Это так. Но, учитывая, что Шевчук контролирует всю прессу, почти все телеканалы и радиостанции, ему удается, по моим наблюдениям, достаточно ловко насаждать в обществе идею, что его цель – помочь простым людям. Ведь, смотрите, для рядового населения тарифы не были повышены, а эти директора предприятий долгие годы пользовались газом бесплатно, и не провели никаких модернизаций, ограничиваясь лишь использованием ресурсов, которые остались от советского периода. Все это, вероятно, с целью возложить на этих руководителей ответственность за сложившуюся ситуацию: это ударит и по их имиджу, и по их финансовым возможностям. Не надо забывать, что в прошлом году начался так называемый возврат в госсобственность ряда промышленных объектов, достаточно крупных по приднестровским меркам. Скорее всего, процесс национализации будет продолжен. Это передел сфер влияния. Такое бывает на территориях, подобных этой.

Свободная Европа: Мнение гостя нашей сегодняшней передачи, эксперта Ассоциации по внешней политике Раду Врабие.

А что думают жители Приднестровья о конфликте между администрацией Шевчука и Верховным советом и о том, чем может обернуться для них затянувшееся безбюджетное существование региона?

– Ну, я не знаю, должны договориться все-таки, надеждой будем жить.

– Плохо, конечно, потому что не будем знать расходы и доходы. Чем обернется? Неразберихой. Самой настоящей. Потому что не знаем ничего. Я думаю, что примут, найдут общий язык. Без бюджета нельзя жить.

– У нас здесь все ухудшится, ничего не изменится. Потому что такое место, отсюда надо уезжать, в Америку, наверное. Но не в Россию точно. Потому что там такая же ситуация, как и у нас. Только чуть-чуть получше.

– Не знаю. А что я могу вам сказать? Я что там, в бюджете, что ли? Только чтобы вовремя получали зарплату. И все было бы хорошо.

– Пенсии и зарплаты хватает. Спрашивайте молодых, у кого маленькие дети – хватает ли им.

– До сих пор было трудно. Наверное, без бюджета будет тоже трудно. Мне кажется, просто начнет царить хаос и начнется бардак в стране. Мне так кажется.

– Если государство не могло найти время и установить бюджет, то народ просто увидит, что у государства нет просто времени на народ, чтобы поднять экономику государства. Если народ это увидит, то просто-напросто он не будет прислушиваться и будет игнорировать просто все.

***

Свободная Европа: Миссия ОБСЕ в Кишиневе готовит объемный доклад по ситуации восьми школ Приднестровья с преподаванием на румынском языке – тема, которая периодически выходит на первый план в полемике между Кишиневом и Тирасполем. Несмотря на то, что доклад еще не готов, его уже обсуждают и критически оценивают. Заместитель главы миссии ОБСЕ в Республике Молдова Ян Плешингер в интервью Радиостанции Свободная Европа сказал, что эта ситуация достойна сожаления. Взяла интервью Валентина Урсу.

Свободная Европа: Для начала скажите, пожалуйста, зачем понадобился такой доклад со стороны Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе...

Ян Плешингер
Ян Плешингер
Ян Плешингер: „Необходимость в таком докладе продиктована тупиковой ситуацией, в которой, к сожалению, давно уже оказались молдавские школы левобережья Днестра с преподаванием на латинской графике. Главное для нас – судьба проживающих там детей, поэтому и решили узнать, каково истинное положение дел в этих школах. До этого мы слышали различные версии: со стороны школ, с молдавской стороны, со стороны Тирасполя… Так что мы не только подготовили доклад, но и провели предельно ответственное исследование в каждой школе. Мы побеседовали со всеми, кто может повлиять на решение судьбы данных школ. Основная часть доклада посвящена истории и ситуации этих школ. Наверное, наиболее важный раздел доклада составляют рекомендации на будущее, так как наша главная цель – помочь детям, учащимся этих школ; это для нас первостепенная задача. И первая рекомендация касается деполитизации сложившейся ситуации. Нельзя допустить, чтобы дети стали заложниками конфликта”.

Свободная Европа: Реакция общества не заставила себя долго ждать. В последнее время появились мнения о том, что рекомендации доклада могут свести на нет усилия, борьбу как родителей, так и учителей этих восьми школ в восточных районах Республики Молдова. Как реагируете вы на подобные оценки и утверждения?

Ян Плешингер:
„Мы пытаемся, прежде всего, помочь разрешить ситуацию. И искренне полагаем, что и для детей, и для родителей, и для преподавателей и директоров лучше найти компромиссное, скорее всего, решение, но окончательное. Я искренне верю...”

Свободная Европа: И в чем, по-вашему мнению, может состоять это компромиссное решение?

Ян Плешингер:
„ОБСЕ не собирается диктовать окончательное решение. Это зависит от переговоров между Кишиневом и Тирасполем. Мы лишь даем рекомендации, которые представляются нам логичными и являются компромиссом не только с молдавской стороны, как интерпретируется сейчас в СМИ, но и, я бы сказал – еще в большей степени с приднестровской стороны. Разумеется, компромисс – болезненный, очень болезненный вопрос, но он нацелен на будущее”.

Свободная Европа: Знаете, когда в Кишиневе начинают говорить о том, что Республика Молдова идет на уступки Тирасполю, вещи интерпретируются, мягко говоря, противоречиво…

Ян Плешингер:
„Я на самом деле не считаю, что речь идет о каких-то уступках или концессиях. Полагаю, это положительные моменты для решения ситуации, в которой оказались дети”.

Свободная Европа: Что конкретно рекомендует ОБСЕ?

Ян Плешингер:
„Первая рекомендация, я уже говорил, – деполитизация. К сожалению, и сейчас, и в прошлом ситуация школ была политизирована до предела”.

Свободная Европа: Больше, чем в других сферах...

Ян Плешингер:
„Да. Большинство остальных рекомендаций чисто технического порядка, они касаются помещений”.

Свободная Европа: Лицензирование…

Ян Плешингер: „Да, вы уже сказали: лицензирование школ. По моему мнению, это один из наиболее уязвимых и трудных вопросов. Наверное, можно назвать лицензию как-то иначе, соглашением или чем-то в этом роде. Но суть от этого вряд ли изменится, ведь правда в том, что сейчас эти школы – как изолированные островки на территории, контролируемые – хотим мы этого или нет – Тирасполем. Их ситуация крайне тяжелая, и родители это знают. К сожалению – и эта мысль пронизывает доклад красной нитью – число детей драматично сократилось. И не только в школах с преподаванием на латинской графике. Сократилось и в других школах Приднестровья. Потому что детей не так много, как прежде”.

Свободная Европа: Число детей сократилось, и больше всего именно в тех восьми школах с преподаванием на латинской графике. И родители, и учителя говорят, что это результат и давления, и шантажа, и недоброжелательного, мягко говоря, отношения со стороны приднестровской администрации. Поэтому и идут все меньше детей в эти школы.

Ян Плешингер:
„Мы не располагаем точной статистикой. Но число детей на самом деле значительно снизилось. Если говорить о шантаже или страхе родителей, я бы сказал: да, это тоже одна из причин. Но есть и другие причины, экономические. Потому что у тех детей, которые хотят остаться после окончания школы на левом берегу Днестра, не так много шансов там, к сожалению. Поэтому родители либо мигрируют на правый берег, либо уделяют больше внимания русскому языку. Это происходит, разумеется, под давлением установившейся там среды. Мы же хотим найти решение, которое исключало бы шантаж и страх. В этом случае останутся лишь соображения экономического порядка”.

Свободная Европа: Как объясняете вы тот факт, что Тирасполь отказывается выдать лицензии этим восьми школам? Неужели все дело в названии школьных дисциплин: румынский язык, история румын?

Ян Плешингер: „Мы не предлагаем пересматривать учебную программу, по которой работают эти школы, или какие-то предметы… Что мы рекомендуем – это обмен опытом, информацией. Но это не означает изменение учебного плана, не означает изменение графики, я бы даже сказал – это не означает никаких изменений. Только обмен опытом, информацией. И, разумеется, одновременно решение вопроса с помещениями, в Рыбнице и Григориополе, например. Это главный вопрос, и он отражен в рекомендациях. К сожалению, в СМИ говорилось только о рекомендациях, касающихся лицензирования. Хочу подчеркнуть, что официально этот доклад еще не представлен. Все стороны, так или иначе вовлеченные в эту ситуацию, уже проинформированы. К сожалению, доклад обнародован – и не в окончательном варианте – без нашего согласия. Следовательно, в нем возможны изменения. Мы надеемся в самое ближайшее время опубликовать официальный вариант. Должен сказать, что этот доклад пользуется поддержкой, более того – редактируется при содействии Верховного комиссара по вопросам национальных меньшинств в Гааге, и там будет опубликован в официальном порядке. Подключение Верховного комиссара – момент крайне важный, так как г-н Кнут Воллебек, который занимает эту должность, побывал в этих школах, говорил с их директорами, говорил с представителями приднестровской администрации, говорил с руководством Республики Молдова. А г-н Воллебек – бывший министр иностранных дел Норвегии, человек очень авторитетный. Миссия ОБСЕ в Кишиневе не является сторонником несбалансированного доклада. Напротив, мы стремимся подготовить доклад с предельно взвешенными и целесообразными рекомендациями для данной ситуации”.

Свободная Европа: И все-таки, спор между Кишиневом и Тирасполем по поводу левобережных школ с преподаванием на латинской графике – является ли этот спор принципиальным?

Ян Плешингер:
„Ситуация никогда простой не была, особенно после 2004 года. Это очень важная и болезненная тема. Не знаю, стал бы я применять слово „принципиально”, но весь спор между Кишиневом и Тирасполем является принципиальным, Весь конфликт принципиальный. Ситуация школ – лишь небольшая, но важная часть этого конфликта. И мы, Миссия ОБСЕ, для того и находимся здесь, чтобы помочь в урегулировании приднестровского конфликта. И доклад нацелен на нахождение мер доверия для разрешения конфликта”.

Свободная Европа: Но если вспомнить заявление Нины Штански, сделанное ею по другому поводу – о готовности Кишинева признать дипломы об образовании, выданные учебными заведениями Приднестровья – то какова, на самом деле, правда в этом вопросе?

Ян Плешингер: „К сожалению, выступления перед журналистами что с одной, что с другой стороны – но я бы даже сказал, больше с приднестровской стороны – отличается популистским характером. Потому что то, что обсуждается в формате „5+2”, процесс очень и очень долгий. И в этом направлении мы двигается, я бы сказал, шаг за шагом. К сожалению, в начале 2012 года мы надеялись, что будем двигаться быстрее – в плане решения малых проблем. Но этот процесс топчется на месте. И ситуация с дипломами вполне типичная. Процедура сейчас проще и легче, чем прежде. Надеюсь, для студентов вопрос решен. Неважно, что говорят политики, что говорит Миссия ОБСЕ. Главное, насколько облегчилась жизнь студентов с технической и бюрократической точки зрения. В этом отношении наш доклад о школах аналогичного характера. Иными словами, мы хотим максимально облегчить жизнь детям. Это наша главная цель”.

Свободная Европа: И в завершение беседы скажите, пожалуйста, каким видится Миссии ОБСЕ в Кишиневе разрешение всех проблем, связанных с образованием на левом берегу Днестра? Потому что, когда речь заходит об образовании, особенно в этих восьми школах с преподаванием на латинской графике, неизбежно все упирается в нарушение прав человека…

Ян Плешингер: „Мы, как миссия, находимся здесь не для того, чтобы урегулировать конфликт. Это зависит от сторон, от Кишинева и Тирасполя. В решающей степени зависит от доброжелательности и политической воли. Компромисс – дело нелегкое. Это бесспорно. Образование, я бы сказал, – символ разногласий. Началось с языка, началось с латинского алфавита, началось еще в 92-ом. И, к сожалению, все осталось на том же уровне. Разве что ситуация усугубилась еще больше. Не хочу сказать, что у ОБСЕ имеется решение всех проблем, связанных с образованием. Но в сфере просвещения есть очень много проблем и без этого конфликта. Что касается программа оптимизации – я не завидую министерству просвещения. И проблема образования на левом берегу лишняя головная боль в этом смысле. Надеюсь, что ситуация улучшится. Но давать какие-то конкретные рецепты не рискну, предоставлю это профильной рабочей группе. Очень хорошо, что между Кишиневом и Тирасполем наладился диалог. Как известно, при Смирнове это было невозможно, к сожалению. И сейчас, я бы сказал, есть более трезвомыслящие люди. А значит, есть реальные шансы на то, что определенные проблемы будут решены. Но должен сказать, что если в будущем конфликт и удастся урегулировать, пусть это и будет нелегко, в любом случае, проблема образования останется сложной. Это большая проблема”.

Свободная Европа: Заместитель главы миссии ОБСЕ в Кишиневе Ян Плешингер отвечал на вопросы Валентины Урсу.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG