Linkuri accesibilitate

Томас Хаммарберг: „Права любого человека нужно соблюдать, независимо от границ”


Томас Хаммарберг
Томас Хаммарберг
Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут вместе с Радио Свободная Европа. В сегодняшнем выпуске:

Что может сделать международное сообщество для гарантии соблюдения прав в Приднестровье? Москва все настойчивее добивается согласия Кишинева на открытие российского консульства в Тирасполе. И какие перемены можно ожидать в российско-американских отношениях и ситуации на бывшем советском пространстве после переизбрания Барака Обамы на второй срок президентом Соединенных Штатов?

***

Свободная Европа: На прошлой неделе молдавский полицейский Александру Урсу вернулся домой после того, как провел три года и четыре месяца в приднестровской тюрьме. Приговоренный к 15 годам лишения свободы за то, что проживал в квартире, купленной его отцом в Бендерах, Александру Урсу был амнистирован приднестровским лидером Евгением Шевчуком.

Александру Урсу
Александру Урсу
В указе Евгения Шевчука говорится, что это решение принято с учетом поступивших ходатайств о помиловании от семьи Урсу, общественных и правозащитных организаций с обоих берегов Днестра, а также специального представителя ООН по правам человека Томаса Хаммарберга. Амнистия совпала с третьим, заключительным в этом году, визитом эмиссара ООН в Приднестровье. Томас Хаммарберг подготовит отчет о ситуации с правами человека в регионе, который представит в следующем году, но отдельные свои замечания посчитал необходимым не откладывать в долгий ящик и довести до всеобщего сведения уже сейчас, на пресс-конференции, где присутствовала моя коллега Диана Рэйляну. Рассказывает Юлия Михайлова:

В ходе своего третьего, завершающего визита спецпредставитель ООН по правам человека в Приднестровье Томас Хаммарберг уделил особое внимание положению заключенных. Эксперт пришел к выводу, что некоторые из них отбывают наказание, несмотря на то, что решения суда в их отношении не было:

„Это значит, что их вина не доказана полностью, следовательно, если исходить из принципа презумпции невиновности, преступниками их считать нельзя. Также, есть проблемы в том, что касается низкого уровня медицинского обслуживания, в том числе и для страдающих туберкулезом осужденных, что может негативно отразиться на остальных членах общества. Но, надеюсь, будут приняты все меры во избежании таких рисков впредь”.

В этом году Томас Хаммарберг трижды побывал в приднестровском регионе. Венцом его завершающего визита стала амнистия участкового полицейского Александра Урсу, ранее приговоренного в Тирасполе за предполагаемое мошенничество.

Свободная Европа поинтересовалась у представителя Объединенных Наций, что может сделать международное сообщество, а также официальный Кишинев для того, чтобы обеспечить молдавским гражданам, проживающим на левом берегу Днестра, право на справедливый суд?

Томас Хаммарберг
Томас Хаммарберг
Томас Хаммарберг: „Это политическая проблема, связанная в первую очередь с непризнанным статусом Приднестровья. Должен сказать, что в своем докладе я не буду касаться политической стороны вопроса, но уделю должное внимание переговорам в формате „5+2”. Убежден, что права любого человека нужно соблюдать, независимо от границ. Проблема с непризнанными регионами состоит в том, что международные соглашения, предусматривающие определенные стандарты соблюдения прав человека, ратифицируют государства, но в этом конкретном случае речь идет о непризнанной территории, которая не является государством.”

В рамках своего визита Томас Хаммарберг посетил и левобережные школы с преподаванием на латинской графике. Недавно, после осуждения Российской Федерации в Европейском суде за дискриминацию этих учебных заведений, представитель тираспольской дипломатии Нина Штански заявляла, что в работе этих школ не существует никаких препятствий. Однако заключение, к которому пришел Томас Хаммарберг в этом вопросе, отличается от позиции Тирасполя:

„По моему мнению, проблемы с правами человека есть и в отношении школ с преподаванием на румынском языке. Насколько мне известно, учащиеся одной из таких школ проводят занятия в помещении другой школы и вынуждены ехать туда на автобусе, взятом напрокат. Надеюсь, эту проблему удастся решить с тем, чтобы права детей региона соблюдались. Не думаю, что ситуацию этих школ следует политизировать.”

Томас Хаммарберг представит в Организации Объединенных Наций доклад о ситуации с правами человека в Приднестровье в следующем году, во второй половине января. Эксперт отметил, что ждет позитивной реакции на свои заключения и рекомендации со стороны как официального Кишинева, так и тираспольской администрации.

***

Свободная Европа: Мы попытались также узнать мнение рядовых жителей левобережья Днестра о ситуации с правами человека, в какой мере они соблюдаются властями и какие права нарушаются чаще всего.

– С одной стороны соблюдаются, с другой – нарушаются, потому что если милиция смотрит за порядком в городе, охраняет, чтобы не распивали спиртные напитки, то, с другой стороны, они иногда превышают свои полномочия, избивают людей. Потому что знают, что им за это ничего не будет. Так, в целом, вроде уже ситуация у нас в городе улучшается…

– Ну, я бы сказала, что соблюдаются больше, чем нарушаются. Я точно не могу сказать, но предполагаю. Я работаю там, где соблюдаются.

– Нарушаются, конечно. Ну, я не знаю, в какой сфере...

– По-моему, нарушаются. В зоне – туда съездите, посмотрите.

– За этим должна следить конституция, за правами человека, а уж как они соблюдаются – это не мне решать. Если взять меня лично, то меня все устраивает. С нарушением своих прав не сталкивался. Если бы вдруг столкнулся, я бы знал, куда обращаться. В органы, следящие за соблюдением прав человека. Они мне помогут.

– Скажите, пожалуйста, а где, в каком государстве мира полностью соблюдаются права человека? Назовите мне хоть одно. Лично я не знаю, как у нас нарушаются, может, и нарушаются. Я пенсионерка, получаю пенсию 1670 рублей, мне хватает, у нас продукты не очень дорогие. Во всяком случае, я считаю, жить у нас можно.

– Ну, во-первых, Трудовой кодекс нарушается, это уже испытано на себе. Просто если так сидеть и анализировать, очень много нарушений можно увидеть. В любом случае, тот, кто виновен, он все равно оправдает свое поведение, свою неправоту, либо деньгами откупится, либо еще чем-то. К сожалению, в наше время простой народ беззащитен.

***

Свободная Европа: Участники переговорного процесса по приднестровскому урегулированию призвали Кишинев и Тирасполь усилить положительную динамику диалога по укреплению мер доверия. Призыв прозвучал по результатам визита в Республику Молдова и в Приднестровье представителей на переговорах в формате 5+2.

Специальный представитель действующего председателя ОБСЕ, ирландский посол Эрван Фуэре попросил Кишинев и Тирасполь решить проблемы, препятствующие восстановлению движения по мосту через Днестр в селе Гура-Быкулуй. «Повторное открытие этого моста стало бы мощным сигналом прогресса и оказало бы положительное влияние на жизнь людей на обоих берегах реки", - сказал Фуэре. Дипломат призвал стороны приложить все усилия к тому, чтобы не упустить этот благоприятный момент для переговоров, и отметил особую роль гражданского общества и СМИ в процессе приднестровского урегулирования.

В середине ноября в Кишинев и Тирасполь намечается приезд специального представителя российского президента по Приднестровью Дмитрия Рогозина. На днях он заявил, что в Молдову приедет только в том случае, если Кишинев согласится открыть два российских консульства – в Бельцах и Тирасполе. В связи с этим Рогозин опубликовал в социальной сети Twitter свой комментарий, в котором отметил, цитирую: «Россия уважает территориальную целостность Молдавии, но Молдавия должна уважать наше право защищать права наших граждан ”, конец цитаты. Насколько серьезны намерения Кремля, пусть и переданные через Twitter? Этот вопрос мы задали эксперту кишиневского Института общественной политики Оазу Нантою.

Оазу Нантой
Оазу Нантой
Оазу Нантой: „Серьезность намерений Российской Федерации прямо пропорционально слабости молдавских властей, потому что когда г-н Рогозин позволяет себе в таком тоне говорить о перспективах открытия консульств, возникает вопрос: а не может это консульское отделение в Тирасполе в один прекрасный день стать посольством? Это одно. Второе: когда звучат подобные заявления, следует вспомнить и о том, что и в Госдуме был депутат – Сергей Гаврилов, если мне память не изменяет – который позволил себе еще более оголтелые заявления. Таким образом, вспоминаешь весь список слабых моментов, присущих Республике Молдова в отношениях с Россией, и с годами эти слабости лишь усугубляются. Речь идет об отношениях с Газпромом. Речь идет об отсутствии реальной политики Республики Молдова, направленной на юридическое, если можно так выразиться, установление пределов военного присутствия в рамках операции по поддержанию мира, о непростительной пассивности в том, что касается незаконного военного присутствия. Иными словами, речь о целом пакете проблем. И пока Москва чувствует, что в Кишиневе нет последовательности и твердой позиции, Россия позволяет себе такое поведение”.

Свободная Европа: Неужели Москва на самом деле надеется, что Кишинев согласится открыть консульство в Тирасполе? Или, в случае категорического отказа, Москва могла бы форсировать события и сделать это в одностороннем порядке?

Оазу Нантой: „В одностороннем порядке Российская Федерация незаконным образом оккупирует часть территории Республики Молдова. Игнорируя все международные договоренности и – если кто еще помнит сегодня – ноябрьский, если не ошибаюсь, стамбульский саммит 99-го года. Иными словами, Российская Федерация ведет себя так, как находит нужным, без оглядки на кого-либо. В этом смысле на левом берегу Днестра, в Тирасполе, уже есть некие структуры, которые принимают документы у жителей восточных районов и де-факто исполняют функции консульского отделения. Между тем, если речь идет об официальном открытии консульского отделения, то, наверное, наше Министерство иностранных дел и европейской интеграции должно сообщить нам, подала ли Российская Федерация официальный запрос по дипломатическим каналам на открытие такого консульства. В данном случае мы слышим одни лишь заявления. Дошло до того, что отношения между странами обсуждаются в Twitter, в социальных сетях… Но я не думаю, что это очень серьезно и что заявление Рогозина заслуживает столь пристального внимания”.

***

Свободная Европа: В поздравительной телеграмме Бараку Обаме по случаю его переизбрания на пост президента Соединенных Штатов Америки Госдума выразила надежду на продолжение политики перезагрузки отношений с Россией, а российский вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Москва ждет сейчас от Обамы большей гибкости в вопросах развития американской глобальной системы противоракетной обороны, в частности, ее европейского сектора, подвергнутого критике со стороны России. Какие изменения возможны в российско-американских отношениях и как это скажется на Восточной Европе? Этот вопрос мы задали политическому аналитику из Москвы, главному редактору журнала «Россия в глобальной политике» Федору Лукьянову:

Федор Лукьянов
Федор Лукьянов
Федор Лукьянов: Ну, во-первых, никак не скажется, потому что ничего не изменилось. Обама остался, его внешняя политика, скорее всего, не изменится, она будет разве что все более реактивной, то есть не попытки проводить какую-то линию, а просто реакция на кризисы, которые происходят. Ну, это прежде всего, кризисы, никак не относящиеся к тому региону, о котором вы спрашиваете, скорее, это Ближний Восток, Восточная Азия и так далее.

Западная часть СНГ вряд ли будет в центре внимания, просто я не вижу никаких причин, чтобы не только Молдова, но даже Украина была как-то особенно интересна. То есть, безусловно, определенный уровень присутствия будет поддерживаться, но очень низкий в шкале приоритетов американских; им не до того просто.

Что касается России, то здесь, конечно, ситуация другая, в России, безусловно, более заинтересованы. Но тоже вопрос – как далеко она готова идти для того, чтобы свои интересы каким-то образом реализовывать. Мне кажется, что Россия тоже, в общем, сейчас в таком немножко промежуточном состоянии, как бы она еще не до конца определилась, чего она вообще хочет от соседних стран. Что-то меняется, общий подход меняется, но куда он меняется – пока еще никто не понял.

Свободная Европа: Как отреагировал бы Кремль, если бы Молдова совершила рывок и стала бы еще ближе к Евросоюзу? Следует ли ожидать в этом случае укрепления присутствия России в Приднестровье, о чем, кстати, недвусмысленно намекают и некоторые российские чиновники, ссылаясь на так называемую угрозу со стороны американского противоракетного щита в Румынии? Что могла бы предпринять Москва?

Федор Лукьянов: Я думаю, что всерьез никто ничего предпринимать не будет. По поводу рывка в Евросоюз … Но что это означает? Ну, хорошо, подпишет соглашение об ассоциации. Это значит, что экономика Молдовы становится окончательно филиалом, периферийным филиалом европейской окраины. То есть, я не думаю, что это как-то радикально изменит что-то. Молдова, к сожалению, не настолько привлекательный рынок или производящий субъект, чтобы строить с ней экономические отношения на каких-то серьезных взаимовыгодных основах. Поэтому, скорее, это означает, что Евросоюз те интересы, которые у него есть – немногие – он их реализует. Для Молдовы не уверен, что это что-то новое добавит. Ну, кроме самого осознания, что сделан шаг.

Что же касается России, ну, вот эта вот бесконечная риторика по поводу Румынии, которая, с одной стороны, вынашивает – якобы вынашивает – идею аннексии или там воссоединения, а с другой – является форпостом американской ПРО, она широко распространена. Но я, честно говоря, сомневаюсь, что в России готовы что-либо делать для того, чтобы эту риторику воплотить в жизнь. По-моему, просто никому это не нужно, не интересно. ПРО – действительно, вот это может быть некоторая турбулентность вокруг, то есть, она безусловно будет, тема ПРО никуда не денется в российско-американских отношениях, и об этом уже сказали российские представители сразу же после выборов – что мы помним, что Обама обещал гибкость и так далее. Но, я думаю, особой гибкости он проявлять не будет, он не может просто ее проявить. Но могут быть какие-то коррективы, что ли, сдвиги в сторону… ну, например, растягивания во времени всего проекта нынешнего по ПРО, который в том числе предусматривает румынский компонент: чтобы 4-ая фаза начиналась не в 18-ом году, а позже, например, или, может быть, какое-то повышение прозрачности… Это все трудно, потому что в Америке к любым компромиссам по ПРО относятся негативно. Но все-таки, я думаю, что Обама чего-то попытается добиться в этом роде. Но все-таки, по вопросу совсем другого уровня и другого калибра, чем что-либо, что может касаться Молдовы и Приднестровья, мне кажется.

Свободная Европа: мнение гостя нашей сегодняшней передачи, главного редактора журнала „Россия в глобальной политике” Федора Лукьянова.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается с вами до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG