Свободная Европа: Г-жа Николай, как известно, на Украине недавно завершился первый в этом году раунд переговоров в формате „5 + 2”. Украина в 2013 году исполняет мандат председателя ОБСЕ, и весь мир ожидает от нее активизации переговоров. Переговорщики от Кишинева вновь выдвинули идею создания единого торгового пространства между двумя берегами Днестра, но, к сожалению, безрезультатно. Как вы считаете, почему Украине, как участнику переговорного процесса, не удалось добиться прогресса в переговорах по приднестровскому урегулированию?
Норика Николай: „5 + 2”– политический формат, который танцует на месте, не двигаясь вперед. С момента его официального учреждения конкретных шагов не было. Конечно, было то, что на дипломатическом языке называется “достижением”, но, по моему мнению, полностью отсутствовала побуждение, стремление найти решение проблемы „двух Молдов”, если можно так выразиться. Думаю, этот формат не может быть функциональным для стран региона, потому что, к сожалению, у причастных стран имеются собственные интересы, собственные политические планы. Украина не может сделать слишком много для достижения прогресса, потому что сама она на данный момент находится где-то на середине моста, между интересами России на Украине и интересами ЕС. И, считаю, здесь Европейский Союз допускает досадную ошибку, откладывая подписание соглашения с Украиной по причине, которую лично я считаю незначительной и необоснованной по сравнению с acquis communautaire в области демократии …
Свободная Европа: Вы имеете в виду дело Тимошенко…
Норика Николай: Так точно. Не в стиле Европейской комиссии и Европейского парламента обуславливать политические акты освобождением или улучшением ситуации того или иного человека, привлеченного к суду. Думаю, Евросоюз допускает серьезную ошибку, отказываясь дать шанс Украине. Это обязательно проявится в затягивании урегулирования ряда замороженных конфликтов, таких, как приднестровский; отголоски такого решения раздадутся и в Грузии, и в Нагорном Карабахе. У России свои планы, своя повестка дня, отличная от повестки стран, которые нуждаются в поддержке для восстановления своей государственности – и Молдова находится именно в таком положении. Своей повесткой Россия хочет доказать, что она по-прежнему является крупным игроком в геостратегическом пейзаже этой зоны.
Свободная Европа: И является, никто не оспаривает этот ее статус.
Норика Николай: Да, никто не оспаривает. Но, в то же время, ни у кого не нашлось политической воли вести переговоры таким образом, чтобы дело решительно пошло к развязке.
Свободная Европа: Некоторые аналитики полагают, что с момента назначения Дмитрия Рогозина представителем России по Приднестровью позиция тираспольской администрации стала позицией России.
Норика Николай: Бесспорно. Я знаю г-на Рогозина с тех пор, когда он был представителем России при НАТО. Мы работали вместе, и его выдвижение в качестве вице-премьера и, в частности, спецпредставителя по Приднестровью было, по моему мнению, ясным политически сигналом. “Позиция Приднестровья – наша позиция, и все вопросы в этом направлении придется решать с нами” – вот что означает это назначение.
Свободная Европа: Как эксперта в натовской проблематике позвольте спросить вас: а какова роль Приднестровья, в чем состоит стратегическое значение этого региона?
Норика Николай: Это буферная зона. И в этом контексте вспомним, что не так давно ряд аналитиков, в том числе американских, заявляли, что расширение НАТО в сторону России произошло с головокружительной быстротой и вызвало достаточно много проблем между двумя великими державами: США и Россией. В этой связи, думаю, никто не заинтересован напоминать России, что НАТО находится у ее границ. Россия же, как игрок, заинтересованный в сохранении своих сфер влияния в этом регионе, играет. И играет, как видим, по-крупному и достаточно эффективно. Даже это затягивание и, если угодно, провал каких-то крупных проектов на руку России, а не остальных.
Свободная Европа: Как известно, официальный Кишинев выступает за создание единого торгового пространства на двух берегах Днестра, которое будет развиваться после подписания Молдовой соглашения о свободной торговле с Европейским Союзом. С другой же стороны, Тирасполь открыто заявил, что предпочитает предлагаемый Россией Евразийский союз…
Норика Николай: Желание Молдовы вполне закономерно и имело все шансы на реализацию, не случись этого политического кризиса. Разумеется, Тирасполь хочет того же, чего хочет Россия: укрепления на кавказском направлении и в центре Азии, традиционных зон российского влияния. Но в данный момент этот закономерный интерес Молдовы, вернее, возможность его осуществления в большой опасности. Если сложившийся кризис не удастся быстро преодолеть, европейская дорожная карта Молдовы окажется под угрозой.