Linkuri accesibilitate

Пришла весна – отворяй кошелек



Наконец-то закончилась не в меру затянувшаяся зима. Второй календарный месяц весны оказался на самом деле первым. Однако не успело долгожданное апрельское солнце обогреть тела и души уставших жителей Молдовы, как на их головы упали два «подарка» от властей, один другого краше.

Практически одновременно мы узнали о том, что компания «Union Fenosa» отправила в Национальное агентство по регулированию в энергетике (НАРЭ) запрос с «нижайшей просьбой» разрешить ей повысить на 14% тариф на электроэнергию для конечных потребителей.

Напомню читателям о том, что на данный момент конечный потребитель, то есть мы с вами, платит 1 лей 58 банов за киловатт-час электроэнергии. В пересчете – 12,7 цента. Отмечу, что сегодня Молдова закупает в Украине электроэнергию за 6,9 цента, притом что Польша платит той же Украине лишь 5 центов. В то же время Молдавская ГРЭС, расположенная на левом берегу, продает Румынии энергию дешевле, чем Молдове (?).

Я далек от мысли о том, что руководство ГРЭС под дулом пистолета подписало для себя невыгодный контракт, решив облагодетельствовать румын. «Случайное» совпадение ценовой политики украинцев и Молдавской ГРЭС в отношении РМ вызывает серьезные вопросы. Но поскольку конкретных доказательств картельного сговора у меня нет, можно лишь предполагать, кто и зачем дергает за нужные ниточки для того, чтобы выуживать из карманов простых молдаван побольше бумажек с портретом Штефана чел Маре.

Вернемся к цифрам. Сегодня Молдова закупает на границе энергию за 7 центов за киловатт-час, а продает нам почти за 13 центов, то есть практически с двойной накруткой. От границы к розетке ток проходит… нет, не по проводам, а по кабинетам – сначала некая компания «Энергоком» в статусе государственного посредника сбывает энергию государственным электросетям (север и северо-запад) или «Union Fenosa» (центр и юг), но между этими двумя стоит еще и НАРЭ. Итого три «остановки».

Как думает читатель: есть ли у этих трех юридических лиц финансовый интерес? Пусть каждый сам ответит себе на этот вопрос. А я лишь отмечу, что на постсоветском пространстве энергетика (и необязательно нефть и газ) – это Клондайк, Эльдорадо для разного рода любителей подзаработать, это рог изобилия всяких коррупционных схем, фальшивых посредников, откатов, оффшорных «однодневок» и прочей красоты.

И поскольку в большинстве случаев сфера энергетики монополизирована на вполне законных основаниях (так называемые естественные монополии), то вполне логично, что общественный контроль очень слаб, а попытки распутать сложные схемы увода денег либо окончательно сбивают с толку, либо приводят к печальным последствиям для «исследователя». Так что в нашем случае все логично. Логично и печально. Ибо рядовой потребитель понятия не имеет об этих хитрых схемах, зато приходит в ужас, видя счета за коммунальные услуги.

Но если бы это была единственная проблема! Власти РМ приготовили и второй «сюрприз», отнюдь не являющийся первоапрельской шуткой. Стало известно, что граждан будут заставлять приобретать полисы медицинского страхования, которые стоят немыслимо дорого для простого человека – 3110 леев. И не только заставят, но и пересчитают все годы, когда у гражданина не было полиса, и влепят ему штрафы и пени за весь период. Сказать, что я пережил шок, значит не сказать ничего.

Мои собеседники не верили ушам и глазам, когда я показывал или рассказывал это. Штрафы? Суды? Заставить? На основании чего?! Многие стали ссылаться на Конституцию РМ, Часть 2 Статьи 36 которой гласит: «Минимальный уровень государственного медицинского обеспечения является бесплатным». Правда, не уточняется, каков же минимальный уровень, но здравый смысл и логика подсказывают, что эта сентенция не дает власти основания для насильственного распространения полисов.

Однако более любопытна практическая, а не правовая сторона проблемы. Многие из тех, с кем я обсуждал вопрос, говорят: «Зачем мне этот полис, если я редко хожу по врачам, а к государственным – еще реже?». Это применимо и к нашей семье. Слава Богу, к медикам мы обращаемся крайне редко, да и то из-за какой-нибудь бумажки. А если нам нужна квалифицированная помощь, мы предпочитаем частные медцентры, ибо стояние в безумных очередях у семейного врача не только отнимает драгоценное время, но и не способствует выздоровлению. Или: зачем нужен полис, если за анализы все равно приходится доплачивать?

Не нужно приводить аналогии с цивилизованными западными странами, ибо, во-первых, они шли к этому долгие-долгие годы, методом проб и ошибок, а не с места в карьер, а во-вторых, уровень их доходов не делает полис вопросом жизни и смерти!

И еще: в последние годы в Молдове стало появляться так много частных поликлиник, что люди невольно задумались – а зачем стоять в душных очередях в государственных учреждениях здравоохранения и все равно платить, если можно пойти в частную контору, заплатить и быстро сделать все дела? Нет, я отнюдь не призываю ставить крест на государственной медицине, но, во-первых, она это делает за меня, а во-вторых, наличие частников дает гражданам свободу выбора и – что не менее важно! – право видеть и знать, куда и на что уходят их деньги.

Даже если бы в Молдове люди жили, как в Швейцарии, и охотно покупали полисы, они все равно имели бы право знать, на что распределяются деньги. И тут, как говорится, начинается самое интересное. Откуда взялась астрономическая стоимость этой злополучной бумажки? Где формула расчета? Кто-нибудь отслеживает этот немалый поток денег? Кто и как контролирует расходование? Что говорят отчеты Счетной палаты и Центра по борьбе с коррупцией? По большей части вопросы риторические, и это отвратительно. Получается, что нас заставляют покупать то, что нам не очень нужно, но если мы попытаемся узнать, куда же уходят наши кровные, в лучшем случае мы увидим большие круглые глаза чиновников.

Не пора ли навести порядок в этой системе? Да и не только в этой…
XS
SM
MD
LG