Linkuri accesibilitate

Тирасполь отпраздновал День Европы



Дорогие радиослушатели, добрый день. В студии Александр Фрумусаки, ведущий передачи Диалоги. 15 минут на Радио Свободная Европа. В сегодняшнем выпуске:

В Тирасполе впервые отметили День Европы. Очередной раунд переговоров в формате 5+2 без очевидных результатов. И… намерение администрации Шевчука перевести Верховный совет из Тирасполя в Бендеры встречает сопротивление со стороны местных депутатов.

***

Свободная Европа: Дни Европы впервые отмечались в этом году на обоих берегах Днестра. Праздничные мероприятия стартовали 18 мая в Кишиневе в присутствии высоких европейских чиновников и завершились в воскресенье, 26 мая, в Тирасполе. Как и в молдавской столице, в центре Тирасполя была развернута „европейская деревня”, у посетителей которой была возможность напрямую пообщаться с европейскими дипломатами, ознакомиться с культурой и традициями стран-членов Европейского союза, отведать традиционных блюд или принять участие в школах европейских языков. Для молодых посетителей проводились конкурсы тематических рисунков на асфальте или боди-арта символов Евросоюза, а наиболее активные получили подарки от Делегации Еврокомиссии в Молдове. День завершился концертом известных европейских артистов, а также исполнителей с обоих берегов Днестра.

Какое впечатление произвело на тираспольчан празднование Дней Европы? Своим мнением поделились посетители „европейской деревни”, развернутой в парке Победы в Тирасполе:

– Отличное мероприятие, надо почаще проводить такие мероприятия, знакомить людей с европейскими странами, чтобы они знали, что не только существует один вектор развития нашего государства, но и альтернативные какие-то, знакомить с ценностями – демократия, защита прав человека, свобода слова… Европейский вектор.

– Советские принципы, которые сейчас существуют в России, себя изжили уже. Отсутствие свободы полностью, отсутствие демократии… Практика показывает, что тот путь развития намного лучше. Отсутствие коррупции... Страны Прибалтики, даже остальные постсоветские страны – как они изменились…

– Ну, не знаю, мне кажется, что для первого раза Дни Европы в Тирасполе – это, по крайней мере, необычно: то есть, никогда такого не было, с одной стороны, с другой стороны, пугает – ну, может быть, потому, что это День Европы – поэтому я считаю, что, может быть, такие мероприятия и нужны, но не в странах славянского характера.

– Все двадцать с лишним лет нашей истории живущие здесь очень долгое время, я прекрасно понимаю цели и весь этот антураж всего того, что здесь сегодня происходит. Понимаете, если взять каждую страну отдельно, это все чудесные, прекрасные, замечательные европейские страны. Я очень люблю Швецию, Финляндию, Австрию. Здесь такая двойная вещь: с одной стороны, мы с большим уважением и с любовью относимся к этим странам, мы должны знать мир и, тем более, Европу, в которой мы живем, а с другой стороны – надо смотреть теперь с точки зрения того, какую политику они проводят по отдельности и все вместе по отношению к нам, к нашей стране, которая называется Приднестровье. Это не должно нас ни смущать, ни выбивать из колеи, ни обманывать, ни нас всех, ни, тем более, нашу молодежь.

– Дело в том, что мы забываем за этими Днями Европы, что у нас есть своя очень богатая культура, которую мы не развиваем, незаслуженно забываем, а она настолько богаче, ну, по крайней мере, скажем, ничем не уступает той же европейской культуре. И я против, на том фоне, что мы забываем свое что-то. В общем, я за славянскую больше культуру, за российскую, больше украинскую развивать, молдавскую, белорусскую, то есть … не знаю, может быть то, что раньше называлось Советским Союзом. Может быть, так. Может быть, во мне еще Советский Союз говорит, но мы должны поддерживать свое исконное, а не чтоб к нам пришел какой-то дядюшка с Европы и нам своими праздниками этими досаждал…

– Ну, вообще все потрясающе, великолепные краски, масса эмоций. Узнаешь новые культуры, куча людей, куча знакомств, разные языки с каждого уголка, с каждой палаточки. Все потрясающе проходит. Знакомство вообще с Евросоюзом, знакомство с людьми, с культурой людей, с одеждами национальными, с праздниками, музыкой национальной. В первую очередь это, я считаю. Ко мне в гости приезжает почти каждый год человек, который работает в Европарламенте, поэтому я довольно много знаю про Евросоюз. Буклетики разные, книжицы, куча информации.

– Я вижу, по крайней мере, что у людей улыбка на лицах, а то в последнее время политика немного давит на людей... Очень хорошо, что праздник проходит в Тирасполе.

Свободная Европа: О значении Дней Европы и впечатлениях от общения с тираспольчанами рассказывает глава постоянной делегации Европейского Союза в Молдове Дирк Шубель:

Дирк Шубель: Я думаю, это уникальное мероприятие, которого прежде здесь не было. Мы, страны Евросоюза и даже кандидатные страны, как Турция, приехали сюда, чтобы показать нашу культуру, историю, чтобы люди в Приднестровье знали немного больше о нас. Так что, мне кажется, это прекрасное мероприятие, очень хорошо организованное, мы отлично сотрудничали с авторитетами в Тирасполе и мы видим результат – прекрасная погода, хорошая атмосфера, хорошее настроение, и мы все этому рады. Я думаю, обе стороны очень рады, вы видите, сколько здесь людей, на этом празднике. Все это показывает, что есть большой интерес.

Свободная Европа: Я знаю, что Европа оказывает большую поддержку Приднестровью. Могли бы вы прокомментировать, в каких направлениях Европа готова поддерживать и как вам кажется, чем Европа может быть привлекательна для приднестровцев?

Дирк Шубель: Ну, конечно, мы помогаем много, это правильно, у нас на прошлый и на этот год все вместе предусмотрено 40 миллионов евро для мер доверия, как мы называем эту нашу программу – вы видите тоже, там есть и США… Мы помогаем во всех секторах: бизнес, социальная сфера, сектор здоровья, канализация, дороги… Мы помогаем во всем и, конечно, в каждом проекте есть элементы доверия, есть там молдавский элемент тоже. Я думаю, наша помощь хорошо видна, и мы стараемся помогать больше, чтобы жизнь на этой стороне реки Днестр улучшилась.

Свободная Европа: Сегодня вы общаетесь с простыми людьми, как вам кажется, люди на левом берегу чем-то отличаются от людей на правом берегу Днестра?

Дирк Шубель: Честно говоря, я не думаю, что есть такая большая разница. Это один регион – Украина, Молдова, Приднестровье… Я думаю, что разница в менталитете не такая уж заметная. В процессе общения с людьми я убедился, что все они хотят лишь одного: жить лучше, в хороших условиях, в мире. Просто хорошо работать и жить.

***

Верховный совет, Тирасполь
Верховный совет, Тирасполь
Свободная Европа: Конфликт между администрацией Евгения Шевчука и Верховным советом вспыхнул с новой силой на прошлой неделе. Местные избранники воспротивились намерению приднестровского лидера Евгения Шевчука перевести местный парламент из Тирасполя в Бендеры и большинством голосов приняли постановление, которое закрепляет местонахождение законодательного органа Приднестровья в Тирасполе на улице 25 Октября, 45 – там, где он находится сейчас, деля здание с правительством. Депутаты полагают, что перевод, как минимум, необоснован – как экономически, так и политически.

Намерение администрации Шевчука перевести Верховный совет из Тирасполя в Бендеры – город в Зоне безопасности, где напряжение между сторонами конфликта лишь нарастало в последнее время – вызвало незамедлительную реакцию со стороны Кишинева. В заявление правительства Республики Молдова отмечалось, что „перевод на правый берег Днестра "центральных структур" самопровозглашенного режима призван изменить в одностороннем порядке местные реалии” и „негативно скажется на договоренностях, достигнутых в соглашении 1992 года”, которое положило конец войне на Днестре.

Оазу Нантой
Оазу Нантой
Официальный Кишинев обратился к Украине, которая председательствует в ОБСЕ, и другим международным партнерам. Посол Украины в Кишиневе Сергей Пирожков выразил обеспокоенность тем, что решение Шевчука может еще больше обострить ситуацию в Зоне безопасности, так как город Бендеры пользуется особым статусом и решения о размещении новых учреждений могут быть приняты только с согласия всех причастных сторон.

Какие цели преследует Тирасполь переводом Верховного совета в Бендеры? Политический аналитик из Кишинева Оазу Нантой видит в этом очередное посягательство на суверенитет Республики Молдова:

„Этот шаг меняет статус муниципия Бендеры и является прямой угрозой стабильности, которая имеется на данный момент в Зоне безопасности. Даже посол Украины г-н Пирожков отметил, что это влечет значительные риски. В этой ситуации я могу предположить, что существуют, по меньшей мере, два сценария. Первый сценарий – что эти инициативы возникли в Тирасполе, второй – что Москва не в восторге от партнерства Молдовы и ЕС, несмотря на политические турбулентности, которые наблюдаются сейчас в Кишиневе, и готовит почву для дестабилизации ситуации путем развязывания каких-то провокаций в муниципии Бендеры.”

И политолог из Тирасполя Андрей Сафонов считает, что Россия все больше укрепляет свои позиции в Приднестровье, но, по его мнению, эпизод с перемещением Верховного совета в Бендеры является результатом исключительно внутренней политической борьбы между лидером региона Евгением Шевчуком и местным парламентом, в котором доминирует оппозиция:

Андрей Сафонов
Андрей Сафонов
„Здесь надо сказать то, что официальное объяснение, конечно, не выдерживает никакой критики. Я имею в виду то, что переселение Верховного совета должно якобы бы подчеркнуть принадлежность Бендер Приднестровью. На самом деле подчеркивать не надо, потому что по приднестровской конституции Бендеры и так входят в состав Приднестровья, ну а выше конституции документа мы не найдем. На самом деле – это мое мнение – речь идет о том, что все это укладывается в цепь шагов действующего президента по установлению режима своей личной власти. Исходя из этого, он предпринял шаг, который можно разделить на две части Первый – это попытка подчинения через демонстративное унижение Верховного Совета. Суть простая: хотя вы все здесь люди выборные, но ваш реальный вес равен нулю и я могу прогнать вас туда, куда захочу, и когда захочу. Это первое. И второй момент, конечно же, это стремление, по сути дела, дезорганизовать работу Верховного совета и тем самым убрать его с политической арены”.

Если же абстрагироваться от внутренней борьбы за власть в Тирасполе, которая длится уже более полутора лет, с тех самых пор, как Шевчук возглавил администрацию, то почему именно сейчас принимаются подобные решения? Политический аналитик Александр Сушко из Киева заметил, что для Тирасполя вошло в привычку прибегать к односторонним действиям и нагнетать обстановку накануне важнейших раундов переговоров. Миссия Украины как действующего председателя в ОБСЕ, говорит он, осложняется и тем, что Россия не хочет уступить роль первой скрипки в урегулировании приднестровского конфликта.

Александр Сушко
Александр Сушко
„На сегодняшний день здесь серьезная проблема для украинской внешней политики, поскольку был расчет на определенный прогресс в приднестровских вопросах в контексте украинского председательствования в ОБСЕ. И это было заявлено как один из официальных приоритетов Киева в ОБСЕ в этом году. И теперь, когда мы видим, что ситуация только обостряется и никаких оснований ожидать прогресса у нас нет, то очевидно, что Киев таким образом понимает, что это обострение – уже не случайность, Потому что ни для кого не секрет, что именно с начала этого года были российской стороной сделаны шаги в отношении руководства Тирасполя, которые подтолкнули Тирасполь к более жесткой позиции. Одной из косвенных целей этого было торпедирование украинской повестки председательствования в ОБСЕ с тем, чтобы сделать невозможным какой-либо прогресс в этом вопросе”.

Украинский эксперт скептически оценивает наличие у Киева достаточной политической силы для того, чтобы навязать свою линию Москве, о чем свидетельствует и тот факт, что до настоящего момента этого не произошло.

Провал очередного раунда переговоров в формате 5+2, состоявшегося на прошлой неделе в Одессе, подтверждает, на первый взгляд, это мнение. Это был трудный раунд, как становится ясно из интервью, подготовленном нашей коллегой Валентиной Урсу с молдавским вице-премьером по реинтеграции Еудженом Карповым:

Свободная Европа: Г-н Карпов, прошел второй в этом году раунд переговоров под мандатом украинского председательства ОБСЕ. И этот раунд, одесский, также оказался практически безрезультатным?

Еуджен Карпов
Еуджен Карпов
Еуджен Карпов: „Действительно, это был не простой раунд и особых результатов от него никто не ждал, но, тем не менее, по некоторым элементам удалось достичь взаимопонимания, что является шагом вперед. Я имею в виду, прежде всего, решение о демонтаже подвесной канатной дороги через реку Днестр между городами Рыбница и Резина. Этот объект, построенный в 1962 году, связывал две части предприятия по производству цемента и служил для транспортировки грузов через Днестр. Я надеюсь, что в дальнейшем украинские партнеры, которые исполняют мандат председателя ОБСЕ, придут с конкретными предложениями и найдут иностранную компанию, специализирующуюся в таких работах. Мы обсуждали также вывоз из Приднестровья на правый берег радиоактивных отходов для их хранения в надлежащих условиях и дальнейшей утилизации. В частности, специализированное кишиневское агентство проинспектировало около 700 единиц таких элементов, и сейчас готовится процедура их транспортировки, вывоза и надлежащего складирования”.


Свободная Европа: Г-н Карпов, при обсуждении повестки становится очевидным, что приоритеты Тирасполя не совпадают с приоритетами Кишинева. Почему так происходит и как удается прийти к согласию, ведь, если я правильно поняла г-жу Штански, для Тирасполя первостепенными являются социально-экономические вопросы, тогда как для Кишинева приоритеты несколько иные?

Еуджен Карпов: „
Действительно, Тирасполь отдает предпочтение социально-экономическому направлению, а Кишинев выступает за рассмотрение вопросов из всех „корзин”, включенных в повестку переговоров. Это и социально-экономические аспекты, и гуманитарные, и права человека, а также проблемы институциональные и политические, вопросы безопасности, связанные с окончательным урегулированием приднестровского конфликта. Все это напрямую связано, в частности, с определением статуса приднестровского региона как составной части Республики Молдова. Если посмотреть на процедуры составления повестки того или иного заседания, существующие правила и документы предписывают, что действующий председатель ОБСЕ собирает все предложения сторон, затем предлагает проект повестки. Именно так и было сделано, украинские партнеры представили предложение, которое включало как проблемы, сформулированные приднестровской стороной, так и предложенные Кишиневом вопросы. Но в ходе вчерашних дискуссий Тирасполь и Москва категорически высказались против включения в повестку переговоров вопросов из третьей корзины и предложенного нами отдельного вопроса – о последних событиях в зоне безопасности, об инцидентах, которые происходят там регулярно...”

Свободная Европа: Тем не менее, г-н Карпов, складывается впечатление, что г-жа Штански озвучивает то, что говорит и приднестровский лидер Евгений Шевчук, а заодно устраивает и Москву. В частности, приднестровская сторона настаивает на социально-экономических вопросах, таких, как свободное передвижение граждан и товаров, взаимодействие между Кишиневом и Тирасполем, и их не интересует, вернее, они говорят, что не следует включать в рабочую повестку вопросы безопасности, политического статуса…

Еуджен Карпов:
„Могу констатировать совпадение позиций представителей Тирасполя и Москвы в вопросах, обозначенных выше. Нежелание, подкрепленное жесткими, односторонними заявлениями о готовности покинуть заседание, если такие вопросы будут приняты к рассмотрению; а по другую сторону была позиция практически всех остальных партнеров, т.е. Кишинева и международных субъектов, входящих в формат 5+2. Но в конечном итоге украинское председательство предложило проект, который посчитала нужным представить на стол переговоров. Этот проект включает вопросы из всех трех корзин, и Украина предложила вопросы, связанные с зоной безопасности, обсудить для начала в формате 1+1, т.е. между политическими представителями Кишинева и Тирасполя. Мы согласились с таким подходом и договорились встретиться на следующей неделе в Кишиневе; детали этой встречи будут уточнены и согласованы”.

Свободная Европа: Проблема перевода Верхового совета из Тирасполя в Бендеры остается в тени?

Еуджен Карпов:
„Эта проблема была освещена, в том числе в пресс-релизе правительства, в котором была выражена не только обеспокоенность, но прозвучал и призыв к посредникам, наблюдателям приложить все усилия по недопущению подобных кренов. Эти попытки способны нарушить равновесие, установленное механизмами и документами по регулированию ситуации в зоне безопасности. А Бендеры – город с особым статусом в зоне безопасности, и все вопросы безопасности в этом городе решаются через Объединенную контрольную комиссию с помощью органов полиции и милиции Кишинева и Тирасполя. Этот вопрос остается в повестке дискуссий, прежде всего на уровне Кишинев-Тирасполь, с участием посредников и наблюдателей”.

Свободная Европа: Если вспомнить, г-н Милошевич на Балканах поступал аналогичным образом – накануне любых международных переговоров делал заведомо неприемлемый шаг и затем, добившись чего-то, шел на попятную… Как вы считаете, эта практика повторяется и на переговорах по Приднестровью?

Еуджен Карпов:
„Не могу утверждать, что, следуя этой практике в формате 5+2, те или иные его участники добились каких-то результатов, но этот напряженный вчерашний диалог удалось преодолеть не жесткими заявлениями и односторонними позициями, а политической волей, диалогом, аргументами и желанием, в том числе украинского председателя, способствовать преодолению ситуации. И мы ее преодолели, аргументы каждого были выслушаны, Украина представила ту повестку переговоров, которую посчитало наиболее соответствующей потребностям как Кишинева, так и Тирасполя. Повторяю, повестка включает вопросы из всех корзин, и проблемы безопасности будут для начала обсуждаться отдельно”.

Свободная Европа: В середине июля вы встретитесь в том же формате в столице Австрии – Вене. Повестка уже оговорена или ее еще предстоит обсудить?

Еуджен Карпов:
„Сроки обозначены, а повестка, которая является результатом консультаций сторон, распространяется минимум за две недели до заседания. Значит, мы получим ее, скорее всего, в конце июня”.

Свободная Европа: На вопросы Валентины Урсу отвечал вице-премьер по реинтеграции Еуджен Карпов.

Дамы и господа, наша передача подошла к концу. Александр Фрумусаки благодарит вас за внимание и прощается до следующей встречи. Вы слушали Радио Свободная Европа.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG