Linkuri accesibilitate

Друзья Царнаева пойдут под суд


Зарисовка из суда Бостона: Джохар Царнаев (в центре) вместе со своими адвокатами
Зарисовка из суда Бостона: Джохар Царнаев (в центре) вместе со своими адвокатами

По делу о теракте в Бостоне официальные обвинения предъявлены двум друзьям Джохара Царнаева, приехавшим в США из Казахстана

В США в четверг двум гражданам Казахстана, друзьям Джохара Царнаева, обвиняемого в организации террористической акции во время Бостонского марафона, были предъявлены обвинения в создании препятствий правосудию. Прокуратура утверждает, что Диас Кадырбаев и Азамат Тажаяков пытались скрыть от следствия важные улики.

Кадырбаев и Тажаяков приехали в Соединенные Штаты два года назад по студенческой визе. Они были однокурсниками Джохара Царнаева в Массачусетском университете, дружили с ним, вместе проводили время, постоянно обменивались электронными сообщениями. Девятнадцатилетние граждане Казахстана и еще один их приятель Робел Филипос были задержаны через несколько дней после ареста Джохара Царнаева. Выяснилось, что друзья по просьбе Царнаева зашли в его комнату в общежитии и вынесли оттуда несколько предметов. Это произошло в тот самый день, когда ФБР обнародовало фотографии двух подозреваемых в организации терактов на финишной линии Бостонского марафона. Их имена тогда еще не были известны.
Американский гражданин Филипос был вскоре выпущен до суда под стотысячный залог, а двое иностранных граждан остаются под стражей. Обвиняемым грозит до 25 лет заключения.

Согласно данным прокуратуры, Тамерлан и Джохар Царнаев, организовавшие 15 апреля два взрыва во время Бостонского марафона, вели себя почти беззаботно в первые два дня после террористических акций. У них якобы не было плана побега, они не пытались скрыться, следовали обычному распорядку и даже не потрудились уничтожить важные улики, указывавшие на их вину. Царнаевы запаниковали, когда поняли, что их личности вскоре могут установить: 18 апреля ФБР обнародовало снимки с камер видеонаблюдения, сделанные в момент закладки взрывных устройств. У младшего Царнаева, скорее всего, не было возможности вернуться в общежитие, и он отправляет Кадырбаеву электронное сообщение с просьбой забрать его вещи из комнаты.

Друзья отправились в общежитие вечером 18 апреля, уже после того как в СМИ появились фотографии Царнаевых как подозреваемых в организации терактов. В комнате Царнаева Кадырбаев находит рюкзак, в котором хранятся заряды от петард. Взрывчатка, используемая для фейерверка, была одним из компонентов взрывных устройств. Они находят банку с вазелином, и Кадырбаев якобы говорит Тажаякову, что эта мазь используется в изготовлении взрывных устройств. Они забирают ноутбук и, сложив все это в мешок для отходов, выбрасывают улики в мусорный бак. На следующее утро мусор был вывезен на свалку. Еще через день агенты ФБР отыскивают мешок с содержимым.

Обвиняемым инкриминируется сговор с целью помешать работе следствия. Защита считает, что дело сфабриковано. "Это пример охоты на ведьм!" – говорит адвокат Тажаякова Аркадий Бух. Защитник Диаса Кадырбаева не столь эмоционален: "Мой юный клиент испытал шок, ужас, узнав, что люди, с которыми он был знаком, могут иметь отношение к этой атаке". Он заявляет, что Кадырбаев не пытался умышленно уничтожить улики.

Дата суда над друзьями Царнаева пока не назначена. Неизвестно и когда начнется суд над Джохаром Царнаевым. Подготовка к нему проходит под покровом секретности, хотя некоторые эксперты в последние дни говорят о том, не сыграет ли в пользу Джохара Царнаева, которому предъявлено несколько десятков обвинений, недавний эпизод с публикацией его фотографии на обложке журнала The Rolling Stone. Этот снимок, где Царнаев выглядит как рок-звезда, вызвал негодование пострадавших от теракта. Скандал привел к тому, что чуть позже прессе были переданы далеко не гламурные фотографии, сделанные во время ареста Царнаева. Некоторых юристов встревожило то, что умелые адвокаты Царнаева могут использовать этот факт как доказательство попыток властей повлиять на потенциальных присяжных.

"Хорошо известно, насколько важно для организации беспристрастного расследования следование правилам, запрещающим подобный вброс информации, – говорит бывший прокурор Артур Айдала. – Такие эпизоды должны быть исключены из процесса дознания и полицейской практики. Да, в деле Царнаева доказательства вины выглядят убедительными, этот эпизод вряд ли поможет его защитникам, но что, если подобное произойдет в более сложном деле с меньшим количеством улик? Адвокаты могут нанять группу экспертов и аналитиков, которые докажут серьезность такой утечки информации".

Джохар Царнаев отрицает свою вину. Неизвестно, отвечает ли он на вопросы следователей.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG