Linkuri accesibilitate

Дело – труба



Перед тем как начать изложение своих мыслей, хочу сделать важную оговорку: данный материал написан мною исключительно (подчеркиваю – всецело) на основе публикаций в румынской прессе. Делаю на этом особый акцент, дабы пресечь возможные спекуляции и кривотолки на тему якобы предвзятости.

Теперь к сути вопроса. Как известно, 27 августа, в день празднования 22-летия независимости Республики Молдова, состоялась торжественная церемония начала строительства газопровода Яссы – Унгены. Разговоры о необходимости прокладки трубы наконец-то перешли в фазу реализации. Вернее, еще не совсем.

Каково было удивление общественности, когда спустя всего два дня после помпезных речей на церемонии румынская пресса сообщила о том, что в месте, где проходила торжественная встреча с участием премьеров Румынии и РМ, а также комиссара ЕС по энергетике, остался… пустырь. Ни труб, ни техники, ни людей.

Журналисты с того берега Прута попытались узнать, что же все-таки случилось, их долго «футболили» от одного ведомства к другому, от чиновника к чиновнику, и в итоге коллективными усилиями выяснилось, что технику и трубы было решено перенести в более охраняемое место. А церемония в коммуне Редиу Ясского уезда проходила исключительно как символическое действие, приуроченное ко Дню независимости Республики Молдова. Так или иначе, выяснили румынские журналисты, строительство газопровода проходит в срок и закончится, как ожидается, через 17 месяцев.

Надеюсь, что процесс не застопорится, поскольку наличие альтернативного трубопровода (хотя слово «альтернатива» несколько преувеличено – об этом ниже) имеет большое значение для любой страны, вне зависимости от степени «родства» и дружбы с соседями и прочими партнерскими государствами. Напомню, что труба длиной 43,2 км (из них по территории Румынии – 32 км) свяжет две соседние страны, при этом 70% расходов возьмет на себя Бухарест. Как ожидается, Молдова сможет получать около 1,5 млрд. кубометров газа в год.

Теперь перейдем к менее приятной части вопроса. Румынский эксперт, ведущий программы «Час бизнеса» на канале TVR 1 Моисей Гуран, не умаляя значимости прокладываемого трубопровода, все же призывает не преувеличивать ее с точки зрения обеспечения энергетической безопасности и независимости Республики Молдова.

«Румыния и сама импортирует газ от «Газпрома», да и принцип «Дружба дружбой, а табачок врозь» никто не отменял, - говорит Гуран. – Стоимость газа, закупаемого (Молдовой) в Румынии, будет выше той, по которой Молдова сейчас покупает его у «Газпрома», и даже выше той цены, по которой русские поставляют топливо по эту (румынскую) сторону Прута».

Кроме того, полагает Моисей Гуран, «в следующие пять лет Румыния не будет иметь необходимого для Молдовы объема газа, и поставки будут ограниченными». Эксперт поясняет это двумя причинами: во-первых, Румынии в эти пять лет может не хватить «голубого топлива» для собственных нужд, а во-вторых, Бухарест не захочет «обижать» Россию. В то же время экономист сохраняет оптимизм по поводу значимости трубопровода как альтернативы для Молдовы в будущем.

Однако нам, жителям РМ, по всей видимости, придется пока мириться с тем, что страна всецело зависит от поставок российского газа, и в среднесрочной перспективе это положение не особо изменится. Может быть, именно поэтому российский посол в Кишиневе Фарит Мухаметшин был подчеркнуто спокоен, когда журналисты спросили его о том, может ли альтернативный трубопровод «рассердить Россию». «Москва совершенно спокойна, - заметил дипломат. – Труба не может повредить отношениям России и Молдовы в газовой сфере». «В первую очередь, это не та труба, которая может обеспечить Молдову газом, потому что должны быть построены газокомпрессорные станции, и это может занять много лет», - продолжил Мухаметшин. Он заметил, что в дальнейшем «это уже проблема румын, откуда они возьмут газ». Посол напомнил, что Бухарест и сам на 40% обеспечивает свои нужды за счет России.

И, возможно, на это намекал в Кишиневе вице-премьер Дмитрий Рогозин, в присущей ему манере «пожелав» жителям Молдовы «не замерзнуть этой зимой». Мол, альтернатива – дело неблизкого будущего, так что не забывай, Молдова, откуда газ идет. Не совсем понимаю, на основании чего «Газпром» может перекрыть поставки в РМ (текущие расчеты худо-бедно идут) или вдруг взвинтить цены – Молдова и так платит один из самых высоких тарифов в Европе, да и сами тарифы не из носа выковыриваются, как сказал однажды Путин. Так что, пожалуй, Рогозин несколько переиграл самого себя, погрозив Молдове тем, к чему на постсоветском пространстве с трудом, но привыкли.
XS
SM
MD
LG