Linkuri accesibilitate

Абстинентный синдром, или Есть ли жизнь после Вильнюса?


Moldova Blog Ernest Vardanean Audio Program banner
Moldova Blog Ernest Vardanean Audio Program banner

Отгремели фанфары саммита «Восточного партнерства» в литовской столице. Саммита, ставшего скандальным еще до его проведения. Решение руководства Украины о приостановлении процесса подписания Соглашения всего за неделю до важнейшего на постсоветском пространстве события внесло сумятицу в Брюсселе.

Становилось очевидным, что разворот Киева неизбежно привлечет больше внимания к Кишиневу. Делегации Молдовы и Грузии принимались в Вильнюсе с особым пиететом, ведь они твердо намеревались парафировать вожделенный документ. На Виктора Януковича смотрели косо, втайне лелея надежду, что он передумает, и даже были готовы простить ему сидящую Юлю. Президентов Армении и Азербайджана особо не жаловали, ибо каждый из них в силу своих причин отказался от Соглашения. А о белорусах и говорить нечего.

Словом, Юрий Лянкэ и Георгий Маргвелашвили были героями дня. Однако праздник закончился, пена от шампанского осела, и начались суровые трудовые будни. Вернее, должны бы, но всё никак не хотят начинаться. В лучших традициях авторитарной неосоветской традиции руководители РМ прямо из Вильнюса заказали к своему возвращению «обедню» на площади Великого национального собрания. Пусть, мол, и народ порадуется.

А народ долго упрашивать не надо – немногочисленные, но воодушевленные граждане наперебой рассказывали журналистам, как они счастливы оттого, что скоро в их карманы посыплются зарплаты в 4 тысячи евро (так и сказали). Отдельные индивиды порадовали уже меня шедевральными перлами про «ын Еуропа фэрэ загранпаспорт». Блажен кто верует.

Я тоже хочу верить в то, что заявление министра иностранных дел Молдовы Натальи Герман о возможности отмены виз в первом квартале (потом уточнили – в первом полугодии) в 2014 года – это нечто большее, чем просто желание Брюсселя предоставить нынешним молдавским властям шанс победить на предстоящих парламентских выборах. Можно очень ловко превратить первое полугодие 2014 года во второе полугодие и плавно подвести частичную или полную отмену виз к новому 2015 году – аккурат к выборам.

Но в этом случае меня удручает не только и не столько маячащий предвыборный характер визового вопроса, сколько его бессовестное искажение молдавской прессой. Наталья Герман использовала модальный глагол «ar putea», то есть некую возможность, но наши «свободные СМИ» очень свободно поменяли слово (граждане) «могут» на (граждане) «будут» путешествовать по Европе без виз, растиражировав это сообщение и даже затмив само парафирование Соглашения. Отсюда и «ын Еуропа фэрэ загранпаспорт».

Но не визой единой жив человек. И до, и после Вильнюса повышенное внимание в европейской прессе сыграло с Кишиневом злую шутку: то и дело напоминалось о проблемах с коррупцией. Например, издание EUobserver писало о сомнительных сделках с аэропортом и «Banca de Economii», о массовой миграции трудоспособного населения, о дороговизне жизни в молдавской столице.

Теперь мне хочется задать риторический вопрос, «в никуда». Господа, а с каких пор в европейскую орбиту входят страны, где слова «власть» и «коррупция» стали даже не синонимами, а сиамскими близнецами? где рейдерские атаки и олигархический беспредел стали нормой жизни, а само государство живет не по закону, а «по понятиям»?

Мы любим повторять, что Европейский Союз шел к объединению 50 лет и сейчас представляет собой сильный добровольный союз развитых государств с общими ценностными ориентирами и определенной историко-культурной парадигмой. Согласен. Но какое отношение к ЕС имеют бывшие советские республики, входящие в «Восточное партнерство»? Сколько лет на карте мира существовали независимая Украина или Молдова до 1991 года? А сколько лет (десятилетий) должно пройти, чтобы Украина и особенно Молдова начали понимать, что одного желания быть европейцем мало?

Надо быть европейцем, а не желать им быть! Надо не брать и не давать взяток, надо избавить органы власти и экономику от олигархов, надо прокладывать нормальные дороги, надо строить школы и больницы, а не закрывать их, надо назначать на должности специалистов, а не кумэтров. Готовы ли уважаемые читатели ответить самим себе (только самим себе, но честно!) на вопрос о том, являет ли собою Молдова пример именно такого государства?

Саммит в Вильнюсе совершенно ясно обнажил суть проекта «Восточное партнерство». Это геополитический проект. На 100% геополитический, а не культурно-ценностный и/или социально-экономический. Когда Януковичу готовы простить «избирательное правосудие» только ради его подписи под Соглашением, когда Молдове готовы списать все известные грехи, лишь бы она парафировала документ, - это, друзья мои, диверсия. Беспрецедентная диверсия, подрыв основы системы ценностей и идеалов, на которых строилась Единая Европа после опустошительной Второй Мировой войны. На наших глазах происходит эрозия европейской цивилизационной почвы.

…Будто насмешкой над вильнюсской истерией стало обнародование очередного рейтинга международной организации Transparency International. Выяснилось, что Молдова опустилась сразу на восемь строчек в «Индексе восприятия коррупции». В 2012 году страна занимала 94-е место (36 баллов), но в текущем году опустилась на 102-е (35 баллов). Молдова оказалась позади не только Армении, Грузии, Румынии, Турции и Кипра, но и умудрилась пропустить вперед далекую Монголию и совсем не европейскую Руанду. Картина маслом, как говорится. И даже комментировать нет сил.

Осталось для полного счастья добавить два характерных эпизода. Демократическая партия сразу после саммита в Вильнюсе обнародовала законопроект об изменении Избирательной системы на территории Гагаузской автономии. По замыслу спикера Народного собрания Гагаузии Дмитрия Константинова, который считается человеком Влада Плахотнюка, автономию следует разделить на 5 одномандатных округов, оставив основную территорию Молдовы единым партийным округом.

Не мытьем, так катаньем, называется. После нескольких напоминаний от европейских дипломатов и Венецианской комиссии по поводу неприемлемости изменений в Избирательный кодекс в предвыборный год главный демократ Молдовы решил обкатать soft-версию своей главной инициативы, призванной спасти катастрофическое положение «партии пяти процентов». Я много раз писал на эту тему, повторяться не буду. Посмотрим, удастся ли эта «реформа» господину кукловоду.

И последнее. 4 декабря Молдову посетил государственный секретарь США Джон Керри. Сразу замечу, что поездка была незапланированной, а на сайте Госдепа красовалась откровенное информационное сообщение о том, что госсекретарь отменил визит в Киев и предпочел ему Кишинев. Незримо присутствует «воспитательный момент» по отношению к Украине, но в Молдове его решили не заметить, сделав вид, что блиц-визит главы американской дипломатии – это нечто само собой разумеющееся, еще одно подтверждение «истории успеха». Кстати, некоторые молдавские телеканалы так сильно перестарались в славословии, что выдали откровенную глупость: мол, Керри – это самый высокопоставленный американский чиновник, посещающий Молдову. Коллеги, ну, нельзя так бить в штангу! Неужто вы забыли о визите вице-президента США Джо Байдена в марте 2011 года? Кстати, именно ему мы обязаны нашим главным пропагандистским брендом – «история успеха».

Возвращаясь к Джону Керри. Больше всего меня поразило то, что пребывание госсекретаря США в государственной резиденции было очень скоротечным. Едва пресса протрубила о приземлении самолета в аэропорту, а потом о прибытии кортежа на улицу Йорга, как я, решив выехать в центр Кишинева, застрял на 20 минут в пробке поскольку колонна из примерно 25 машин уже мчалась на всех парах в сторону Крикова.

Самое главное: какова была смысловая нагрузка визита? Разумеется, США поддержали европейский курс Молдовы. Ну, для этого необязательно приезжать в Кишинев. Другое дело, что представителям правящей коалиции страсть как хотелось сделать «семейное фото» с Джоном Керри (слушайте, а вдруг кто-то из них перепутал госсекретаря с замечательным комиком Джимом Керри?). Не сомневайтесь – в ходе предвыборной кампании наши правые партии не только растиражируют эти фотографии, но и еще будут драться за право «быть круче», потому что «а я стоял ближе к Джи… Джону Керри!».

Ладно, шутки в сторону. Вильнюс прошел, проблемы остались. Керри приехал и уехал, проблемы остались. Лозунги обесцениваются, проблемы остаются. На сколько времени хватит властям сил и дерзости, чтобы поить население новой порцией прокисшей бормотухи?
XS
SM
MD
LG