Linkuri accesibilitate

Олимпийская ошибка Владимира Путина


Перед Олимпиадой чемпион по фигурному катанию Брайан Бойтано объявил о своей принадлежности к гей-сообществу
Перед Олимпиадой чемпион по фигурному катанию Брайан Бойтано объявил о своей принадлежности к гей-сообществу

Нарушение прав ЛГБТ-сообщества омрачает подготовку к Олимпиаде, а известных гомофобов предлагают включить в список Магнитского

Олимпийские игры в Сочи могут обернуться политическим конфузом для Владимира Путина. Не приедут на открытие игр президенты США, Франции, ФРГ, премьер-министр Великобритании. Администрация Барака Обамы публично акцентирует в своих отношениях с Кремлем проблему ущемления прав ЛГБТ-сообщества. В пятницу во время пресс-конференции президент Обама заявил о том, что состав американской официальной делегации в Сочи "говорит сам за себя".

Если у кого-либо оставались сомнения относительно того, почему в официальной американской делегации на Олимпийских играх в Сочи не будет никого из руководства государства, президент Обама в пятницу лично развеял их. Это произошло во время последней в нынешнем году пресс-конференции. "Тот факт, что мы включили в делегацию таких людей, как Билли Джин Кинг или Брайана Бойтано, атлетов мирового класса, известных своим спортивным мастерством, силой духа, атлетов, которые принадлежат к ЛГБТ-сообществу, говорит сам за себя", – ответил президент на вопрос о том, является ли состав американской делегации своеобразным жестом в адрес России.

Как правило, рутинный эпизод объявления официальных посланников США на открытие Олимпиады на этот раз был растянут на несколько дней, скорее всего, неприятных для российских властей. В начале нынешней недели было объявлено о том, что ни президент, ни вице-президент, на которого, как правило, возлагаются по должности подобные церемониальные миссии, ни министры не будут представлять Вашингтон в Сочи. Эта роль была возложена на бывшего министра внутренней безопасности Джанет Наполитано. Одновременно был сделан акцент на том, что в состав делегации войдут несколько спортсменов, известных своей нетрадиционной сексуальной ориентацией. Американская пресса принялась обсуждать мотивы президента, ситуацию с правами геев в России и американо-российские отношения. В четверг небольшую сенсацию произвел бывший олимпийский чемпион по фигурному катанию член американской делегации Брайан Бойтано, объявивший о своей принадлежности к гей-сообществу. 50-летний Бойтано, никогда не распространявшийся о своей личной жизни, "приурочил" свое появление в рядах "открытых" геев к сочинской Олимпиаде. Он воздержался, правда, от политических комментариев.
То, что проблема ущемления прав членов российского ЛГБТ-сообщества затмила информацию о подготовке Олимпиады, свидетельствует о том, что Олимпийские игры в Сочи могут принести российским властям немалые политические разочарования, считает вице-президент американской правозащитной организации Freedom House Арч Паддингтон. Он удивлен тем, что Владимир Путин не осознал, что, поддерживая антигейские настроения в России, он обретает в лице международного ЛГБТ-движения слишком серьезного и убежденного противника.

– Он восстановил против себя международное движение за права геев, которое доказало свою способность к стратегическому планированию. И я предполагаю, что оно готовит акции, манифестации, петиции во время Олимпиады, цель которых выразить протест против притеснения геев в России. У меня сильное ощущение, что Путин понесет политические потери, и ему некого винить в этом, кроме себя самого. Взять хотя бы Китай, где права человека нарушаются в значительно большей мере, чем в России. Получив возможность провести Олимпиаду, китайское руководство сделало все, чтобы не привлекать всеобщего внимания к вопросу о правах человека. Иными словами, Путин, я думаю, сильно просчитался, поддержав ущемление прав сексуальных меньшинств незадолго до Олимпиады, соблазнившись, видимо, тем, что эти меры популярны среди значительной части населения России, – говорит Арч Паддингтон.

Путин восстановил против себя международное движение за права геев, которое доказало свою способность к стратегическому планированию
Активисты гей-движения уже обратили свое внимания и на другой инструмент давления на Кремль – так называемый список Магнитского. Они дошли до сенатора Бена Кардина, одного из инициаторов списка Магнитского, убеждая его потребовать внесения в список имен главных идеологов ущемления прав геев в России. Их основной кандидат – Елена Мизулина, дополнительные – Виталий Милонов, инициатор петербургского запрета пропаганды гомосексуализма, Алексей Трифонов из нижегородского центра по борьбе с экстремизмом и Максим Марцинкевич, чье имя связано с различными акциями экстремистов. Согласно данным гей-издания Washington Blade, сенатор Кардин поддерживает расширение списка, он напомнил, что согласно Биллю Магнитского, американским санкциям могут быть подвергнуты не только те, кто преследовал Магнитского, но и другие нарушители прав человека в России.

Однако преследование преследователей геев в России едва ли будет простым делом. Стало известно о том, что администрация Обамы по неизвестной причине решила не вносить новые имена в список Магнитского. Крайний срок для очередного расширения списка, в котором сейчас находится 18 имен россиян, истек 14 декабря. Согласно разным заслуживающим доверия источникам, от десяти до двадцати человек были новыми кандидатами в список Магнитского, среди них Александр Бастрыкин. Почему министерство финансов СШАто ли отказалось от этого решения, то ли отложило его, неизвестно. Эксперты видят в этом прежде всего известное нежелание президента Обамы прибегать к такому инструменту в отношениях с Россией.

– Администрация Обамы пытается избежать серьезного столкновения с Россией, и она попросту делает минимум того, что она может сделать, – говорит Арч Паддингтон из организации Freedom House. – В случае с Олимпиадой она вынуждена действовать, потому что американцы требуют действий, потому что ЛГБТ-движение обладает политическим весом в США. В том, что касается Билля Магнитского, президент выступал против него, госсекретарь Джон Керри, будучи сенатором, был одним из ведущих противников этого Билля. Сейчас администрация точно следует букве закона, в котором не предусмотрено обязательных сроков для расширения списка. И она не делает ничего сверх этого.

Глава американской правозащитной группы Spectrum Human Rights Ларри Полтавцев считает, что расширение списка Магнитского за счет одиозных российских гомофобов – вполне осуществимая задача:

Ларри Полтавцев
Ларри Полтавцев
– В “законе Магнитского” есть такая вещь, как нарушение базовых прав человека и права на самовыражение. Если кто-то нарушает эти права, то они попадают под действие закона Магнитского. На основании этого мы подготовили досье на Мизулину, Милонова и ряд других российских гомофобов. Мы работали с представителями конгресса, госдепартамента и передали эти досье. Нам было сказано, что эти люди – по крайней мере, на первый взгляд, – соответствуют закону Магнитского и должны быть добавлены. Пока этого не произошло по неизвестным причинам. Я считаю, что дальше заигрывать с Россией невозможно. Сейчас Путин делает широкие жесты, выпускает политзаключенных, но надо понимать, что все эти люди не должны были находиться в тюрьме с самого начала. В стране произошел переворот, вводится цензура, нарушаются права и свободы человека. Сейчас проявить слабость и отказываться добавлять людей к “списку Магнитского” – это именно то, чего Путин добивается. Не поддержали Украину достаточным образом и провалили там дело. Теперь еще хотим ухудшить дело в России? Сейчас мы подготовили открытое письмо президенту от Speсtrum Human Rights, организаций Magnitsky Act, Rusa LGBT, Комитета российской экономической свободы и ведем переговоры, чтобы к нам присоединились Freedom House и другие организации. Мы набросали черновик письма президенту, в понедельник хотим отправить. Посыл такой, что в данный момент мы не можем позволить себе потакать нарушению прав человека в России и продолжать идти на уступки и молчать. Потому что ситуация будет только хуже и хуже.

– Вы довольны тем, как администрация США подготовилась к Олимпийским играм: то есть решением президента и вице-президента не ехать в Сочи, а в команду включить ЛГБТ-спортсменов, что тоже воспринимается как ясный знак?

Самый большой удар, который мы можем нанести по Путину – это указать ему на его настоящее место
– Да, безусловно. Мы говорили изначально, что было бы хорошо бойкотировать Олимпиаду именно таким образом с политической точки зрения, чтобы никто из видных политических деятелей рядом с Путиным не сидел. Потому что для него самое главное – это престиж, самоутвердиться и показать свою значимость среди мировых лидеров. Самый большой удар, который мы можем нанести по Путину – это указать ему на его настоящее место, что он диктатор, что он не пользуется ни малейшим доверием, а все его действия приводят к тому, что он только подрывает свой авторитет. Я считаю, что это очень грамотное поведение. Мы недовольны по-прежнему только корпоративными спонсорами. Они, безусловно, должны отказаться от финансирования этой Олимпиады.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG