Linkuri accesibilitate

Кровавый февраль в Киеве. Где выход?


В.Портников, В.Чалый и А.Пионтковский о Путине и Януковиче
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:54:07 0:00

В.Портников, В.Чалый и А.Пионтковский о Путине и Януковиче

Кризис в Украине обсуждают обозреватель Радио Свобода Виталий Портников, политологи Андрей Пионтковский и Валерий Чалый.

Майдан становится площадью Тяньаньмэнь?
Трагические события Кровавого Февраля в Киеве 2014 года обсуждают:
обозреватель Радио Свобода Виталий Портников, член Комитета солидарности с Майданом, политолог Андрей Пионтковский, заместитель директора Центра Разумкова, политолог, бывший зам министра иностранных дел Украины Валерий Чалый.

Вел передачу Михаил Соколов.

Михаил Соколов: Со мной в московской студии Радио Свобода Андрей Пионтковский, член Комитета солидарности с Майданом, политолог, с нами по телефону из Киева будет заместитель директора Центра Разумкова, политолог и бывший заместитель министра иностранных дел Украины Валерий Чалый, и с нами должен быть по Скайпу Виталий Портников, обозреватель Радио Свобода.

Мы должны обсудить то, что происходило в Киеве, все эти трагические события 18-19 февраля и понять, что будет дальше, как это повлияет на события в Европе, в мире, да и в России.

Андрей Андреевич, ваше видение, что же все-таки происходило в эти сутки буквально, которые следовали за 17 числом, когда в Украине казалось, что все будет достаточно спокойно, будет политическое урегулирование, все ждали заседания Верховной Рады и рассчитывали на то, что, в конце концов, амнистия изменит ситуацию, началось разблокирование зданий, которое произошло.
Так что давайте мы начнем с вас, ваша оценка?

Андрей Пионтковский
Андрей Пионтковский
Андрей Пионтковский: Мне кажется, что мы не сможем ответить на вопрос, что происходило за последние сутки, если мы сначала не попытаемся понять, что происходило последние месяцы. С моей точки зрения, то, что происходило — это начиналось как мирная антикриминальная революция против режима клептократии Януковича, достаточно характерного для постсоветского пространства.

Собственно, уже четверть века прошло, как коммунистическая номенклатура, конвертировав свою абсолютную политическую власть в крупную финансовую власть своих талантливых представителей, установила во всех республиках очень близкие режимы, начиная с России и далее по списку, о прибалтийских странах мы не говорим. Подчеркиваю — как совершенно мирная антикриминальная революция. То, что мы видим сейчас, слово «мирная» звучит довольно странно. Но я хочу напомнить, что каждый шаг по эскалации насилия совершался властью.

Прежде всего, 30 ноября — избиение студентов, оставшихся ночью на Майдане, безумные законы 17 декабря и наконец совершенно неожиданная эскалация, о которой вы говорите, в тот момент, когда оппозиция пошла на серьезные материальные и физические уступки, освободив ряд зданий. Каждый шаг, начиная с избиения студентов, казался серьезной ошибкой власти. Сейчас, если посмотреть все в ретроспективе, то создается впечатление, что это были сознательные провокации, которые должны были этой мирной антикриминальной революции придать совершенно другой облик, довести людей до ненависти и отчаяния и приклеить им один за другим самые одиозные ярлыки. Последнее заявление господина Лукашевича, пресс-секретаря МИДа РФ, что это фашистская революция и фашистский переворот.


Михаил Соколов: Кремль говорит, что ответственность полностью лежит на «экстремистских элементах». Российская сторона требует, чтобы лидеры площади «остановили кровопролитие, восстановили диалог с законной властью без ультиматумов» и так далее. То есть Россия все время давит на оппозицию.

К нам присоединился господин Чалый, политолог из Киева. Валерий, скажите, каково ваше видение сегодняшний ситуации, вот этого трагического раскола в обществе?

Валерий Чалый
Валерий Чалый
Валерий Чалый: Во-первых, я считаю, что действительно, я согласен, тот диагноз, который ставится Кремлем, МИДом Российской Федерации, мягко говоря, не отвечает действительности. Конечно, ни о какой, как заявляет МИД России «коричневой революции», речи не идет.


Я могу согласиться, что события развивались и развиваются в направлении по сути раскола страны. Этот сценарий мы слышали, но никогда не могли представить, что он настолько может быть реализуем в Украине.

Нет раскола на самом деле по языковому принципу, по религиозному. На Майдане и Русская православная церковь, на Майдане говорят на разных языках, на русском не реже, чем на украинском. Поэтому раскол между той командой, которая пришла к власти в Украине в 2010 году, наращивали концентрацию своих возможностей, сейчас их стиль правления и желание построить модель, которая здесь неприемлема обществом — это модель полицейского государства авторитарного с жесткой системой контроля, она не срабатывает в Украине. Во всяком случае, люди отдают жизни сейчас для того, чтобы не допустить такого развития событий.

Михаил Соколов: Люди отдают жизни, но тут стоит такой вопрос: пойдет ли власть дальше в своих силовых действиях? Мы слышим о том, что введены в действие две силовые операции, потом в Киев перебрасываются воинские части. И наконец, буквально недавно, до нашего эфира было заявление Службы безопасности Украины, что она начинает некую «антитеррористическую операцию» на территории страны. Как вы эти события оцениваете?

Валерий Чалый: Очевидно, что силовой сценарий развивается, ясно, что силы не равны. Конечно, вся машина государственная, все силовые структуры, если подключается армия, то сдержать это на Майдане практически невозможно. Но дальше власть натолкнется на партизанские действия, по крайней мере, в Западной Украине, в которой уже в 9 областях забрали власть, там оппозиция очень консолидированная.

Так же если людей уберут с площадей, введут комендантский час, у нас уже чрезвычайное положение введено в Киеве, все блокируется, транспортные коммуникации, метро не работает — все это брутально, антизаконно, использование боеприпасов антизаконно. Мы уже даже не говорим о нарушениях — это все подпадает под категорию преступлений против человечества.

Единственное, что Украина не подписала и, возможно, поэтому не подписывали соглашение об ассоциации, что там есть обязательство присоединиться к Римскому статуту, который дает возможность рассматривать в Гааге такие криминальные нарушения. Но в любом случае силовая операция, антитеррористическая в наших условиях абсолютно неадекватна. Террористами признаются граждане Украины, которые просят только одного — досрочные выборы президента.

Валерий Чалый
Валерий Чалый
Конечно, жертв будет много — это будет не десятки. И конечно, не простят никому, ни президенту. Народ Украины, история показывает, таких вещей не забывает. Если они собираются уезжать куда-то за рубеж, все равно рано или поздно справедливость наступит.

Поэтому уже и сейчас есть в силовых структурах колебание, в партии власти. Поэтому в принципе теоретически шанс небольшой буквально в ближайшие часы остается для того, чтобы решить иным способом. Иначе это будет попытка присоединить Украину в евразийское пространство, очевидно, что это расколет страну и ни по тем линиям, на которые рассчитывают некоторые политтехнологи, которые сидят за компьютерами, а бросают людей в мясорубку войны.
Полный текст передачи будет опубликован 19 февраля.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG