Linkuri accesibilitate

Моника Маковей: „Ответом на кризис должна стать перспектива европейской интеграции”


Моника Маковей
Моника Маковей

Диалог в Праге с европарламентарием от Румынии, возглавлявшем делегацию Европарламента в Комитете по сотрудничеству с Республикой Молдова.



Европарламентарий от Румынии Моника Маковей, которая возглавляла делегацию Европейского Парламента в Комитете по сотрудничеству с Республикой Молдова, надеется сохранить эту должность и в новом Парламенте, избранном в мае. Новый мандат в Европарламент правоцентристский политик получила по спискам Либерально-демократической партии Румынии. В интервью в пражском бюро Радиостанции Свободная Европа Моника Маковей сказала, что будет и впредь выступать за предоставление Республике Молдова четких перспектив вступления в ЕС в ответ на региональный кризис.

Моника Маковей: „Естественно, мне не хочется расставаться с должностью председателя делегации Европарламента в Комиссии по Республике Молдова. Для меня это была не просто работа, не просто занятие, это была страсть и любовь. Я это делала со всей душой, поэтому и получилось все хорошо. Молдова заметно продвинулась вперед по пути европейской интеграции, вот и визы отменены, а в конце этого месяца будет подписано Соглашение об ассоциации. И еще много чего хорошего произошло за последнее время.

К примеру, ЛДПМ приняли в политическую семью Европейской народной партии. Знаю, в обществе есть и недовольные тем, что законы медленно выполняются. Но всегда для начала разрабатывается законодательство, принимаются законы. Предъявляется список законов. И для виз был представлен целый перечень законов, которые необходимо было принять. Приняли. Сейчас работают над их претворением в жизнь.

Из опыта Румынии, Боснии, где я работала, Македонии, Болгарии, всех бывших коммунистических стран известно, что применение законов – самая тяжелая часть работы. Поэтому некорректно говорить, что с 2009 года, когда к власти пришла про-европейская, про-интеграционная коалиция, и до 2014 года, то есть всего лишь за пять лет страна должна выглядеть, как цветок. Нельзя за пять или за двадцать лет осуществить реформы, на которые другим понадобились сотни лет. Потому и говорю, что Республика Молдова взяла прекрасный старт на этом евроинтеграционном пути. Да, ей надо помочь с внедрением принятого законодательства и, конечно, придерживаться предельно четкой позиции.
Это маленькая страна, маленькое государство, которое должно договариваться и с Российской Федерацией. Потому что после Украины, после аннексии Крыма Россией следующей жертвой может стать Молдова. От Одессы до Тирасполя 108 километров. Румыны из Приднестровья, с которыми мне довелось беседовать, с тревогой говорили о том, что, ложась вечером спать, они не знают, что ждет их утром.”

Свободная Европа: Вы вскользь упомянули, что не все в Республике Молдова удовлетворены темпами реформ, их качеством. Как-то на пресс-конференции в Кишиневе вас спросили об этом, и вы сказали, что да, действительно, либерализацию виз следует ускорить, потому что на дворе кризис, а в кризисных ситуациях ответом могут стать только кризисные решения. Значит ли это, что не все было сделано со стороны молдавского правительства и решение было продиктовано кризисом, или же, по вашему мнению, молдавское правительство справилось с заданием?

Моника Маковей: „У правительства был план действий по отмене виз, по принятию законодательства. Все законы приняты. Значит, пришла пора либерализации. Разве что это произошло на месяц раньше запланированного – не более того. Поэтому нельзя сказать, что либерализация была ускорена. Кроме того, был еще один момента: истекал мандат Европарламента предыдущего созыва. Иными словами, вполне естественно было с либерализацией не тянуть. Мы все это учли, это вполне нормально, тем более, что такой прецедент у Европарламента уже был.

Что касается кризиса. Да, когда налицо политический кризис, необходимы кризисные решения, а не обычные, нормальные варианты. Визы – это на самом деле мелочь. Но, и я об этом уже говорила, молдавские власти долгие годы работали над достижением этой цели. Ответом на кризис должна стать европейская интеграция.

Я заявляла и на пленумах, заявляю и сейчас: Республику Молдова следует незамедлительно принять в Европейский Союз и тем самым вывести ее из сферы политического и экономического влияния Российской Федерации. Конечно же, она не готова к этому, ей еще многое предстоит сделать и в сельском хозяйстве, и на транспорте, и в системе правосудия, и в сфере управления, и в вопросах конкурентоспособности… Но налицо кризис. Чем бросить ее на откуп русским, откуда нет спасения, лучше взять ее к себе, разработать специальный механизм мониторинга по всем реформам, предоставить специальный статус в составе Евросоюза, чтобы она могла продолжить начатые реформы. Вот что я предлагаю. В этом смысле большинства нет...”
Monica Macovei: „R. Moldova trebuie luată imediat în Uniunea Europeană”
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:16:42 0:00


Свободная Европа: Более того, после выборов Европарламента большинство даже немного сдало свои позиции. А Европарламенту принадлежит веское слово при образовании Еврокомиссии...

Моника Маковей: „И причем тут Республика Молдова?”

Свободная Европа: Вы полагаете, позиция Евросоюза в вопросе сближения со странами Восточного партнерства останется столь же твердой?

Моника Маковей:
„Давайте посмотрим, кто будут комиссары. Я думаю, да, позиция ЕС останется столь же твердой. Нас 751 европарламентарий из 28 стран. Если внимательно проанализировать состав, то видно, что явных экстремистов наберется около 100. Значит, большинство за нами. Только у Европейской народной партии, Либералов и демократов, Социалистов и демократов, британских Консерваторов и реформаторов наберется более 550 голосов. А есть еще и Зеленые, есть и другие. Значит, есть четкое большинство для голосования.”

Свободная Европа: Что касается Республики Молдова, следующий шаг – это намеченное на 27 июня подписание Соглашения об ассоциации...

Моника Маковей:
„Здесь я немного сомневаюсь, уверена, что давление Российской Федерации на Республику Молдова усилится, потому что точно так произошло и с Украиной. Я всегда выступала за сокращение периода, призывала подписать как можно скорее, потому что, чем скорее подписываешь, тем меньше времени остается на всякого рода давлений. Давления неминуемы, но надо максимально сократить время..”

Свободная Европа: В Республике Молдова подписанное Соглашение должно быть ратифицировано Парламентом...
Моника Маковей: „Я могу сказать, какие шаги последуют, они мне снятся каждую ночь. Все схемы я уже просчитала, ознакомила с ними и молдаван...”

Свободная Европа: ... совпадает с избирательной кампанией...

Моника Маковей:
„Да, прекрасно. Так вот: подписывается Соглашение, затем следует ратификация Парламентом Республики Молдова. Не думаю, что эта процедура затянется. Я слышала о попытках подкупа депутатов, но будем надеяться, что до этого не дойдет. Затем остаются кое-какие мелкие формальности, бюрократического порядка, после чего соглашение вступит в силу.

Это отлично – совпадение с выборами, которые намечены на ноябрь, потому что люди увидят разницу. Здесь многое зависит от того, насколько хорошо подготовлена власть. Важной частью Соглашения об ассоциации является создание всеобъемлющей и углубленной зоны свободной торговли, назовем его торговым соглашением. Это значит, что Республика Молдова получает беспошлинный доступ на рынок Европейского Союза и сможет туда экспортировать свою продукцию – помидоры, перцы, огурцы…”

Свободная Европа: При условии соблюдения стандартов...

Моника Маковей:
„… определенных стандартов, над которыми идет работа. Ящики определенных размеров или упаковка соответствующая… Это не такая уж непреодолимая проблема, достаточно привлечь людей, дать им заработать и – всего делов-то.

В Генеральном департаменте Еврокомиссии по вопросам торговли уже подсчитали, что в первые годы это принесет дополнительно минимум три миллиарда евро, если применять соглашение в точности. Даже если оно не будет применяться стопроцентно, деньги все равно будут, жизнь начнет улучшаться с применением этого экономического соглашения.

И здесь мне бы хотелось возразить вам, потому что в Кишиневе я бывала не раз и всегда слышала пропаганду Партии коммунистов и со стороны про-российски настроенных сил, а именно: что Соглашение принесет один только вред, что в результате молдаване вынуждены будут покупать некачественные товары из ЕС и т.д. и т.п. Нет и еще раз нет, все как раз наоборот. Молдаванам ничего не придется покупать из ЕС, напротив, мы, Евросоюз, будем покупать у Республики Молдова.

Молдаване, если захотят, в первые годы только экспортируют – ведь производят же они продукцию, отправляют ее за пределы страны, во всех 28-ми странах Евросоюза, и за поставляемый товар получают деньги. Также говорят, что Молдова станет рынка сбыта европейской продукции. Бога ради, ведь в ЕС 500 миллионов человек, а сколько их в Республике Молдова? Три с половиной миллиона? Зачем, спрашивается, этим 500 миллионам еще три миллиона, без них что, невозможно сбыт продукции организовать? Подобные утверждения – пугало для малосведущих, ложь и ничего более.”

Свободная Европа: Другая полемика в Республике Молдова, более серьезная, ведется вокруг того, что придется приложить огромные усилия для улучшения стандартов, довести их до уровня Евросоюза. Соглашение об ассоциации предусматривает, в том числе, что Европейский Союз будет способствовать, помогать, поддерживать Республику Молдова и в этом смысле?

Моника Маковей:
„Несомненно. Европейский Союз ничего не требует без того, чтобы помочь, поддержать. Помогать техническими экспертизами, благо есть люди, которые разбираются в этом. Помогать деньгами, финансами. Все идет рука об руку. Вы должны знать, что Евросоюз хочет видеть Молдову в своем составе не ради себя, а ради самой Республики Молдова. Скажу еще раз: нас 500 миллионов человек и нам действительно ни к чему лишние два-три миллиона, которым якобы будем продавать свои товары. Вступление выгодно в первую очередь не нам, а Республике Молдова.”

Свободная Европа: И в этой избирательной кампании в Республике Молдова, вы полагаете, будут чисто технически обсуждаться все детали, о которых вы сейчас говорите, или же все сведется к банальной дилемме: идем в Европейский союз или предпочитаем остаться на месте ради дешевого газа из Российской Федерации?

Моника Маковей:
„Лично для меня все предельно ясно: про-европейское правительство Республики Молдова сделало свой выбор в пользу Европейского Союза, заявив, что обратной дороги нет. Ведутся переговоры и с русскими, ведь Молдова маленькая страна, если напасть на нее – и дня не продержится… ”
Свободная Европа: Допускаете подобные сценарии?

Моника Маковей:
„Не знаю, что происходит. Может, сейчас просто затишье и одному Богу известно, чего выжидает Российская Федерация. Не заставляйте меня думать за них. Но знаю, что им ничего не стоит нарушить данное слово, подписанный контракт, обещание и так далее. И что хотят возродить Советский Союз, как уже не раз намекал Путин. Возможно, ничего плохого не случится, но, повторю еще раз, кабинет Юрие Лянкэ ясно и четко заявил, чтоб выбор сделан, что страна идет в Евросоюз. Разумеется, Союз им помогает. И нам хочется расширить границы безопасности, и мы не хотим повторения того, что случилось с Арменией, которой Россия массированными поставками вооружения к ее границам помешала подписать соглашение. Мы не хотим потерять Молдову, хотим, чтобы она разделила с нами это пространство благосостояния, равноправия, свободы и мира.”

Свободная Европа: Помимо того, что вы известны как человек, который активно помогал Республике Молдова в последние годы, вы часто бывали и в Приднестровье, каждый раз, когда приезжали в Кишинев…

Моника Маковей:
„Каждый раз, когда мне позволяли это. Если пытались запретить, я шла на шантаж, говорила: я подожду на границе два часа, и если вы не позволите мне пройти мимо этих солдат с автоматами Калашникова, ведь граница эта незаконная, вся кишиневская пресса будет здесь. И в конечном итоге разрешали пройти даже тогда, когда не собирались меня пропускать. Вы правы, в Приднестровье я бывала неоднократно.”

Свободная Европа: Приднестровские власти говорят, что к переговорам их не допустили, что Соглашение об ассоциации и о создании зоны свободной торговли принесут предприятиям Левобережья одни убытки…

Моника Маковей:
„Неправда. Лично я беседовала с представителями Еврокомиссии, Департамента по торговле, которые пригласили их в качестве наблюдателей. Пригласили их в качестве одной из сторон, но они отказались, сказали, что это другая страна. Тогда их пригласили в качестве наблюдателей присутствовать на всех переговорах. Рассчитали по фирмам, кто сколько выиграет конкретно. Еврокомиссия сделала это. Так что эти утверждения не соответствуют действительности.

Соглашение обсуждению уже не подлежит. Соглашение об ассоциации имеет определенную форму, одинаковую для всех стран-членов. Соглашение о свободной торговле, которое входит в Соглашение об ассоциации, также одинаково для всех, потому что нужны определенные стандарты качества для того, чтобы выйти на рынок Евросоюза. Это ложь, что говорит Тирасполь. Представителей приднестровских бизнес-кругов пригласили на переговоры.

Но есть одно правило. Соглашение об ассоциации, в том числе о свободной торговле, подлежат применению на всей территории Республики Молдова, где работают законы, необходимые для внедрения Соглашения. Например, любое коммерческое предприятие должно быть занесено в Торговый регистр. Это правило действует во всем мире. Торговый регистр находится в Кишиневе. Если какое-либо торговое предприятие из Приднестровья не желает зарегистрироваться в Кишиневе, значит, оно не сможет пользоваться правом беспошлинной поставки товаров в Евросоюз.

У меня было много встреч. Но с президентом Шевчуком не встречалась ни разу, он дважды отказывался. Я побывала в школах с преподаванием на румынском языке, тех восьми школах на румынском. Встречалась с приднестровскими парламентариями, например, с председателем комиссии по народному образованию, которого настойчиво призывала посодействовать тому, чтобы директору тираспольского лицея имени Лучиана Благи Иону Йовчеву вернули печать и деньги. К этому вопросу я упорно возвращалась раз 25 в течение двухчасовой встречи, и печати были возвращены.

Ситуация там очень серьезная, и эти люди настоящие герои. Преподаватели и родители, которые отдают своих детей в эти школы, а также сами дети – ведь отношение к ним более чем враждебное. Как говорила Мария Ройбу (директор бендерского лицея «Alexandru cel Bun» - прим. ред.): мы больше патриоты, чем вы; мы здесь умираем во имя того, чтобы жил румынский язык». И это так.”

Свободная Европа: Обращаясь к кому? Больше патриоты, чем вы – кому именно адресованы были эти слова?

Моника Маковей:
„Я привезла их в Брюссель, привезла и учителей из Румынии, из Бухареста и Сибиу, которые не знали о том, что происходит в Приднестровье. Например, они получают из Кишинева учебники на румынском языке, но перевезти их в Приднестровье не могут – запрещено. Если откроют багажник – конфискуют все. И тогда я спросила: как же вы их провозите? Знаете, что они ответили?”

Свободная Европа: Нет, поделитесь с нами...

Моника Маковей:
„Тропками. Другие окольными путями провозят наркотики, сигареты на продажу, а они перевозят книги, чтобы учить детишек румынскому языку, а не положить выручку в карман. И рискуют жизнью. Если тот с автоматом Калашникова увидит их, откроет огонь. Я преклоняюсь перед этими людьми, каждый день говорю с ними, тревожусь за них.”

Свободная Европа: Чуть раньше вы говорили, что в условиях регионального кризиса кризисным решением для Республики Молдова является европейская перспектива. Приднестровский вопрос обязательно встанет в случае ассоциации...

Моника Маковей:
„В политическом кризисе, подобном этому, у Республики Молдова два варианта: Униря (объединение) или интеграция. Не думаю, что первый вариант может сейчас сработать. Когда президент Бэсеску сказал, что следующей целью Румынии является объединение, это вызвало бурю возмущения. Это заявление было связано с Вильнюсом, где сполна проявилась вся слабость Евросоюза. Украина в Вильнюсе не подписала, и Евросоюз ничего не смог сделать. И тогда он выступил с этим заявлением.

Но, по моему мнению, он обращался к Российской Федерации и сказал: дорогая Российская Федерация, в отличие от Украины или Армении, которым вы помешали подписать и у которых нет другого пути в ЕС, у Молдовы есть альтернативный путь, это объединение с Румынией. Иными словами, это было предостережение в адрес Российской Федерации: оставьте Республику Молдова в покое, не пытайтесь свернуть ее с европейского пути. Конечно, лично я считаю, что он мечтает об объединении. Но это был дипломатический посыл, которого многие не поняли.”

Свободная Европа: А в Москве его поняли, или Российская Федерация решит вмешаться?

Моника Маковей:
„Она может вмешаться в любой момент, хотя посыл прекрасно там поняли.”

Свободная Европа: Лидер коммунистов Владимир Воронин немного смягчил свои позиции по отношению к Евросоюзу в последние дни и недели. Вы считаете, что с Партией коммунистов можно сотрудничать?

Моника Маковей:
„Нет. Эта партия была у власти столько лет, но страна стагнировала. В Европарламенте о Республике Молдова говорили реже, чем раз в два года. Заговорили в 2009 году, когда те прекрасные молодые люди спасли страну, некоторые из них ценой собственной жизни, а другие претерпев унижения и пытки. С тех дней, с прихода про-европейской коалиции к власти, о Республике Молдова в Европарламенте постоянно говорят.

И скажу еще одну вещь. Не следует верить словам Воронина, когда он говорит: надо подписать, но изменить. До 27 июня ничего изменить нельзя, документ уже парафирован, никаких изменений быть не может. После того, как соглашение будет подписано, его тем более нельзя будет изменить. Так что в его словах сплошная ложь, одно противоречие.

Во-вторых, это Соглашение об ассоциации является типовым договором Евросоюза с любым государством, не являющемся членом ЕС. В нем содержатся определенные положения касательно прав человека, реформирования системы управления, судебной системы, правил конкуренции, правил Евросоюза, принципов торговли. Они не подлежат изменению. Соглашение об ассоциации останется без изменений. Это прекрасный документ, выверенный жизнью и подготовленный, повторюсь еще раз, с участием всех сторон. А официальный Кишинев достаточно широко обнародовал этот документ после его парафирования, ежедневно опубликовывая на своем сайте целые фрагменты и разъясняя его положения по телевизору.”

Свободная Европа: Значит, вы не считаете, что коммунист Владимир Воронин пересмотрел свои взгляды?

Моника Маковей:
„Нет, конечно. Он сам себе противоречит, говоря: да, документ хороший, надо подписать, но с изменениями. Когда менять, до 27 июня? Он просто не знает европейских правил. Соглашение об ассоциации с Евросоюзом не подлежит изменению.”
  • 16x9 Image

    Alexandru Eftode

    Fac jurnalism din 1997, specializat la început în crimă, apoi în politică - o evoluție, ar spune unii, în firea lucrurilor... Am condus biroul din Chișinău al Europei Libere când R. Moldova apărea lumii ca prima țară post-comunistă unde la putere erau aleși democratic ... comuniștii. Din management, m-am întors în jurnalismul pur, apoi iar în management, dar nu m-am despărțit o zi de Europa Liberă. Conduc redacția pentru R. Moldova, incluzând biroul din Chișinău, într-o altă perioadă de zbucium post-sovietic. Și atunci, și acum integritatea jurnalistică este mai importantă ca oricând.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG