После аннексии Россией Крыма было сложно поверить, что подобные действия возможны без предварительной подготовки. В пользу этого утверждения свидетельствует, кроме прочего, довольно обширная сеть пророссийских и сепаратистских организаций, действующих в Крыму с начала 2000-х годов. Схожие выводы можно сделать и после изучения различных политических организаций Донбасса.
Не будь, например, в Крыму партии "Русское единство", которую возглавляет нынешний глава крымского правительства Сергей Аксенов, России не на кого было бы опереться после принятия решения об аннексии. В данном случае было уже неважно, что эта партия набрала в 2010 году на выборах в Верховный Совет Крыма чуть более 4 процентов голосов.
История создания "Русского единства" начинается в 2008 году после слияния нескольких крымских пророссийских организаций. В эту партию вошли, например, представители Русской общины Крыма, которая включена в президиум Международного совета российских соотечественников, созданного в 2002 году при содействии правительства Москвы. Годом позже Русскую общину Крыма возглавил Сергей Цеков, который был назначен сначала заместителем Аксенова в самопровозглашенном крымском правительстве, а с недавнего времени еще и членом Совета Федерации. В партию "Русское единство" влились и члены организации "Севастополь-Крым-Россия", двух представителей которых, Валерия Подъячего и Семена Клюева, в 2011 году приговорили к трем годам условно за посягательство на территориальную целостность Украины – в связи с публичными призывами присоединить Крым к России. Осужденные в январе 2008 года требовали, чтобы Верховный Совет Крыма принял решение о присоединении полуострова к России.
Эти события перекликаются с историей еще одной сепаратистской организации, созданной в 2005 году в Донбассе. Сегодня ее название заставляет вспомнить о самопровозглашенной Донецкой народной республике. Но до недавнего времени словосочетание "Донецкая республика" ассоциировалось исключительно с действовавшей в Донбассе и впоследствии запрещенной общественной организацией. Ее основной целью было предоставление особого статуса восточным областям Украины, которые входили в состав Донецко-Криворожской советской республики, просуществовавшей два месяца и в апреле 1918 года ставшей частью УНР. Свои акции сторонники "Донецкой республики" проводили под флагом с двуглавым орлом, поэтому в 2007 году по решению суда деятельность организации была прекращена.
Тем не менее, через два года после судебного решения, активисты "ДР" организовали несколько митингов с требованием федерализации (они объявили "суверенным русским федеративным государством" Донецкую и Херсонскую области Украины). За это – по подозрению в свержении конституционного строя – в отношении нескольких членов "Донецкой республики" завели уголовные дела, но до суда дело не дошло. О причинах можно только догадываться. Члены запрещенной организации снова напомнили о себе летом 2012 года, после того как украинские СМИ сообщили, что в России начали выдавать паспорта так называемой "Донецкой республики": представительство организации открылось при Евразийском союзе молодежи в Москве. А недавно учредитель "Донецкой республики" Андрей Пургин стал вице-премьером самопровозглашенной ДНР. Со своими сторонниками Пургин присоединился к Павлу Губареву во время мартовского митинга, на котором впервые прозвучал призыв провести референдум об автономии Донецкой области. После этого обоих арестовала служба безопасности Украины, но впоследствии отпустила. Освобождения Губарева тогда добивался даже министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Кроме этой организации, сепаратистские митинги в Донецкой области не обходились без флагов партии "Русский блок". Решение о запрете этой политической организации было принято месяц назад окружным судом Киева "за призывы к нарушению территориальной целостности Украины". Несмотря на запрет, эта партия сохранила свое присутствие в Крыму, а на ее страницах указаны контакты активистов из разных городов Украины.
"Русский блок" создавался, вероятно, с той же целью, что и несколькими годами позже крымское "Русское единство", однако партия в середине 2000-х не набрала необходимого количества голосов на выборах в Верховный Совет Крыма и после этого отстранилась от дел полуострова. Среди членов партии "Русский блок" в прошлом был и один из членов нынешнего крымского сепаратистского правительства Сергей Цеков, а также львовский предприниматель Александр Свистунов, являющийся лидером Русского движения Украины и в последнее время регулярно дающий интервью информационному агентству, тесно связанному с донецкими сепаратистами. Свистунова в 2012 году арестовывали по подозрению в неуплате налогов.
Помимо запрещенных политических и общественных организаций, на Украине есть несколько легально существующих партий и политических объединений, выступающих за интеграцию с Россией и Белоруссией, за вступление в Таможенный союз или за предоставление особого статуса русскому языку. Их представители прямо или косвенно призывают к сепаратизму и присоединению к России. За федеративное устройство Украины и предоставление русскому языку статуса второго государственного выступает Славянская партия, что прописано в ее программе. В то же время в списке главных целей партии значатся "содействие преодолению тяжелейшего кризиса на Украине путем ее вхождения в Сообщество восточнославянских государств и их исторических союзников", а также "содействие созданию геополитической системы славянских государств". Блог лидера партии Александра Лузана в ЖЖ пестрит словами "хунта", требованиями немедленной отставки ряда украинских политиков, которых он называет "киевскими и западно-украинскими экстремистами", а непризнанному мировым сообществом референдуму в Крыму Лузан дает характеристику "оглушительная победа России".
Подобную лексику можно найти и на сайте харьковской организации "Оплот", чьи сторонники ныне контролируют здание СБУ в Донецке, а свое незаконное вооруженное формирование называют "Русской православной армией". О связях этой организации с активистами российского неонацистского движения "Русское национальное единство" (РНЕ), говорят не только украинские, но и российские эксперты. Среди членов РНЕ был и "народный губернатор" Донбасса Павел Губарев. "Оплот" принимал участие в создании "Украинского фронта", чье самое громкое заседание проходило в Харькове сразу после бегства из Киева экс-президента Украины Виктора Януковича. Ожидалось, что Янукович появится на этом съезде, даже что на нем будет объявлено об отделении юго-восточных областей Украины в автономное государственное образование, однако этого не произошло. По итогам съезда было принято довольно туманное заявление, общий смысл которого сводился к тому, что принятые 21 и 22 февраля Верховной Радой решения "вызывают сомнения в их легитимности и законности".
Хотя "Украинский фронт" официально является "добровольным гражданским объединением представителей народа Украины", в него входят российские организации: байкерский клуб "Ночные волки", общественное объединение донских казаков (один из атаманов Союза казаков Области Войска Донского Николай Козицин сейчас руководит вооруженными операциями на юго-востоке Украины). Даже входящая во "фронт" организация "Украинский выбор", по сообщениям СМИ, напрямую финансируется из России. Вероятно, свою роль в этом сыграл инициатор создания организации Виктор Медведчук: крестным отцом его дочери Дарьи является российский президент Владимир Путин.
Среди сочувствующих нынешним крымским и донбасским сепаратистам самая видная украинская сила – это Коммунистическая партия (КПУ), набравшая более 13 процентов голосов на последних парламентских выборах. Палатки коммунистов стоят на площади Ленина в Донецке, где регулярно проводятся сепаратистские митинги, а с трибуны Верховной Рады лидер коммунистов Петр Симоненко неоднократно заявлял, что поддерживает требования мятежников на востоке Украины. Более того, по результатам завершившегося расследования, некоторые депутаты Верховной Рады, избранные от коммунистов, помогают сепаратистам. Дать оценку, не является ли деятельность КПУ противоречащей конституции, ранее просили крайне правые украинские партии, призывавшие запретить деятельность КПУ. В то же время далеко не все коммунисты разделяют взгляды их лидера. Фракцию КПУ в Верховной раде покинула депутат Оксана Калетник, а один из активистов партии в Донецке на вопрос Радио Свобода, поддерживает ли он сепаратизм в Донбассе, сказал, что выступает за единство Украины. Но, вероятно, некоторым членам КПУ, особенно старшего возраста, симпатичны призывы лидеров самопровозглашенной Донецкой народной республики национализировать государственную собственность и собственность олигархов.
В отличие от большинства коммунистических партий стран Центральной Европы, которые после исчезновения соцлагеря эволюционировали в сторону социал-демократических ценностей, украинские коммунисты мечтают о реванше: восстановлении контроля государства над крупными предприятиями, которые были приватизированы в 90-х годах, и введении системы государственного регулирования цен. По этой причине сторонникам КПУ близка политика Владимира Путина, экспроприировавшего крупные активы у олигархов: например, у Михаила Ходорковского или Владимира Гусинского. (Иное дело, что на "дружественных" самому Путину олигархов эта политика не распространилась.) Повторить нечто подобное планируют в Донбассе лидеры непризнанной ДНР, о чем заявил один из них, Денис Пушилин, в конце мая. Несколькими днями позже "премьер-министр" ДНР Александр Бородай сказал, что активы самого крупного олигарха Донбасса Рината Ахметова трогать не будут, но даже если гипотетически представить себе национализацию имущества других крупных предпринимателей региона, то речь может идти о масштабном переделе собственности, в котором заинтересованы некоторые члены другой украинской партии – Партии регионов. По словам и.о. губернатора Луганской области Ирины Веригиной, депутаты ПР Александр Ефремов и Сергей Горохов, недавно ездившие в Москву и выступавшие перед депутатами Государственной думы России, могут быть причастны к финансированию сепаратистского движения. Видимо, они надеются, что потраченные средства могут окупиться в будущем, когда дойдет дело до возможности пересмотреть имущественные права на предприятия (в Крыму, например, этот процесс уже началася: Севастопольский морской завод, принадлежащий нынешнему президенту Украины Петру Порошенко сейчас проверяют на законность приватизации).
Не будь, например, в Крыму партии "Русское единство", которую возглавляет нынешний глава крымского правительства Сергей Аксенов, России не на кого было бы опереться после принятия решения об аннексии. В данном случае было уже неважно, что эта партия набрала в 2010 году на выборах в Верховный Совет Крыма чуть более 4 процентов голосов.
История создания "Русского единства" начинается в 2008 году после слияния нескольких крымских пророссийских организаций. В эту партию вошли, например, представители Русской общины Крыма, которая включена в президиум Международного совета российских соотечественников, созданного в 2002 году при содействии правительства Москвы. Годом позже Русскую общину Крыма возглавил Сергей Цеков, который был назначен сначала заместителем Аксенова в самопровозглашенном крымском правительстве, а с недавнего времени еще и членом Совета Федерации. В партию "Русское единство" влились и члены организации "Севастополь-Крым-Россия", двух представителей которых, Валерия Подъячего и Семена Клюева, в 2011 году приговорили к трем годам условно за посягательство на территориальную целостность Украины – в связи с публичными призывами присоединить Крым к России. Осужденные в январе 2008 года требовали, чтобы Верховный Совет Крыма принял решение о присоединении полуострова к России.
До недавнего времени словосочетание "Донецкая республика" ассоциировалось с действовавшей в Донбассе и впоследствии запрещенной общественной организацией
Тем не менее, через два года после судебного решения, активисты "ДР" организовали несколько митингов с требованием федерализации (они объявили "суверенным русским федеративным государством" Донецкую и Херсонскую области Украины). За это – по подозрению в свержении конституционного строя – в отношении нескольких членов "Донецкой республики" завели уголовные дела, но до суда дело не дошло. О причинах можно только догадываться. Члены запрещенной организации снова напомнили о себе летом 2012 года, после того как украинские СМИ сообщили, что в России начали выдавать паспорта так называемой "Донецкой республики": представительство организации открылось при Евразийском союзе молодежи в Москве. А недавно учредитель "Донецкой республики" Андрей Пургин стал вице-премьером самопровозглашенной ДНР. Со своими сторонниками Пургин присоединился к Павлу Губареву во время мартовского митинга, на котором впервые прозвучал призыв провести референдум об автономии Донецкой области. После этого обоих арестовала служба безопасности Украины, но впоследствии отпустила. Освобождения Губарева тогда добивался даже министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Кроме этой организации, сепаратистские митинги в Донецкой области не обходились без флагов партии "Русский блок". Решение о запрете этой политической организации было принято месяц назад окружным судом Киева "за призывы к нарушению территориальной целостности Украины". Несмотря на запрет, эта партия сохранила свое присутствие в Крыму, а на ее страницах указаны контакты активистов из разных городов Украины.
"Русский блок" создавался, вероятно, с той же целью, что и несколькими годами позже крымское "Русское единство", однако партия в середине 2000-х не набрала необходимого количества голосов на выборах в Верховный Совет Крыма и после этого отстранилась от дел полуострова. Среди членов партии "Русский блок" в прошлом был и один из членов нынешнего крымского сепаратистского правительства Сергей Цеков, а также львовский предприниматель Александр Свистунов, являющийся лидером Русского движения Украины и в последнее время регулярно дающий интервью информационному агентству, тесно связанному с донецкими сепаратистами. Свистунова в 2012 году арестовывали по подозрению в неуплате налогов.
Помимо запрещенных политических и общественных организаций, на Украине есть несколько легально существующих партий и политических объединений, выступающих за интеграцию с Россией и Белоруссией, за вступление в Таможенный союз или за предоставление особого статуса русскому языку. Их представители прямо или косвенно призывают к сепаратизму и присоединению к России. За федеративное устройство Украины и предоставление русскому языку статуса второго государственного выступает Славянская партия, что прописано в ее программе. В то же время в списке главных целей партии значатся "содействие преодолению тяжелейшего кризиса на Украине путем ее вхождения в Сообщество восточнославянских государств и их исторических союзников", а также "содействие созданию геополитической системы славянских государств". Блог лидера партии Александра Лузана в ЖЖ пестрит словами "хунта", требованиями немедленной отставки ряда украинских политиков, которых он называет "киевскими и западно-украинскими экстремистами", а непризнанному мировым сообществом референдуму в Крыму Лузан дает характеристику "оглушительная победа России".
Подобную лексику можно найти и на сайте харьковской организации "Оплот", чьи сторонники ныне контролируют здание СБУ в Донецке, а свое незаконное вооруженное формирование называют "Русской православной армией". О связях этой организации с активистами российского неонацистского движения "Русское национальное единство" (РНЕ), говорят не только украинские, но и российские эксперты. Среди членов РНЕ был и "народный губернатор" Донбасса Павел Губарев. "Оплот" принимал участие в создании "Украинского фронта", чье самое громкое заседание проходило в Харькове сразу после бегства из Киева экс-президента Украины Виктора Януковича. Ожидалось, что Янукович появится на этом съезде, даже что на нем будет объявлено об отделении юго-восточных областей Украины в автономное государственное образование, однако этого не произошло. По итогам съезда было принято довольно туманное заявление, общий смысл которого сводился к тому, что принятые 21 и 22 февраля Верховной Радой решения "вызывают сомнения в их легитимности и законности".
Хотя "Украинский фронт" официально является "добровольным гражданским объединением представителей народа Украины", в него входят российские организации: байкерский клуб "Ночные волки", общественное объединение донских казаков (один из атаманов Союза казаков Области Войска Донского Николай Козицин сейчас руководит вооруженными операциями на юго-востоке Украины). Даже входящая во "фронт" организация "Украинский выбор", по сообщениям СМИ, напрямую финансируется из России. Вероятно, свою роль в этом сыграл инициатор создания организации Виктор Медведчук: крестным отцом его дочери Дарьи является российский президент Владимир Путин.
Среди сочувствующих нынешним крымским и донбасским сепаратистам самая видная украинская сила – это Коммунистическая партия (КПУ), набравшая более 13 процентов голосов на последних парламентских выборах. Палатки коммунистов стоят на площади Ленина в Донецке, где регулярно проводятся сепаратистские митинги, а с трибуны Верховной Рады лидер коммунистов Петр Симоненко неоднократно заявлял, что поддерживает требования мятежников на востоке Украины. Более того, по результатам завершившегося расследования, некоторые депутаты Верховной Рады, избранные от коммунистов, помогают сепаратистам. Дать оценку, не является ли деятельность КПУ противоречащей конституции, ранее просили крайне правые украинские партии, призывавшие запретить деятельность КПУ. В то же время далеко не все коммунисты разделяют взгляды их лидера. Фракцию КПУ в Верховной раде покинула депутат Оксана Калетник, а один из активистов партии в Донецке на вопрос Радио Свобода, поддерживает ли он сепаратизм в Донбассе, сказал, что выступает за единство Украины. Но, вероятно, некоторым членам КПУ, особенно старшего возраста, симпатичны призывы лидеров самопровозглашенной Донецкой народной республики национализировать государственную собственность и собственность олигархов.
Украинские коммунисты мечтают о реванше: восстановлении контроля государства над крупными приватизированными предприятиями и введении государственного регулирования цен