Linkuri accesibilitate

Затяжной конфликт или скорый мир?


Беженцы из Донбасса
Беженцы из Донбасса

Военные эксперты – о различных вариантах развития событий в зоне конфликта на Украине

Украинские военные продолжают операцию против сепаратистов на юго-востоке Украины. Вытесненные в минувшие выходные из Славянска и Краматорска ополченцы обосновались в центре Донецка и заявляют о готовности масштабного наступления на военных. Перестрелки в зоне АТО продолжаются, есть сообщение о подрыве моста через реку Казенный Торец на автодороге Киев – Харьков – Должанский в Луганской области. За последние часы были обстреляны позиции и блокпосты украинских военнослужащих возле Луганска, Амвросиевки, Кременной, Должанского. Об этом сообщил представитель Информационного центра СНБО Украины Андрей Лысенко.

Эксперты считают, что украинский конфликт достиг поворотного момента. Прогнозируют как затяжную войну, когда сепаратисты передвигаются из города в город и прикрываются мирными жителями, так и новые переговоры с лидерами ополченцев самопровозглашенных республик, которые могут привести к подписанию мирных соглашений.

В минувшие выходные украинские силовики освободили четыре населенных пункта в Донецкой области: Дружовку, Константиновку, Краматорск и Славянск. Перестрелки и столкновения между сепаратистами и украинскими военными в Донбассе продолжаются. Вооруженные сторонники "Донецкой народной республики" пытаются закрепиться в Донецке, бывший министр обороны Украины Михаил Коваль говорит о возможной блокаде города. Как передает украинское агентство УНИАН, за сутки после освобождения Славянска от сепаратистов военные обезвредили там 700 мин и изъяли несколько десятков детонаторов.

О том, как будут развиваться события на юго-востоке Украины, говорит украинский военный эксперт, директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец:

– На данном этапе, по большому счету, идет реализация так называемого "плана Б", о котором Порошенко говорил в самом начале. "План А", который предусматривал достижение взаимопонимания между сепаратистами и официальным Киевом (из-за включения в процесс российских террористов и России), не достиг того, что ожидалось. Сейчас события развиваются де-факто в пользу силового рычага, чтобы обеспечить, с одной стороны, контроль на границе, а с другой стороны – уничтожить террористов, разоружить их и обеспечить спокойствие мирному населению. Это то, что реализуется с этой недели. Мне кажется, реализуется достаточно успешно.

Многое будет зависеть от позиции России и от готовности россиян и дальше поддерживать террористов оружием и финансовой помощью

Многое будет зависеть от позиции России, от готовности россиян и дальше поддерживать террористов оружием и финансовой помощью. Если это будет сохраняться и дальше, то, конечно, в короткий промежуток времени обеспечить спокойствие в этом регионе вряд ли удастся. Тем не менее, последние события свидетельствуют о том, что этот план вполне жизнеспособен. Я думаю, что при четком взаимодействии силовых ведомств удастся реализовать силовую составляющую этого плана. Что касается дальнейшей ситуации, связанной с изменением депрессивных настроений в регионе, с разрушениями и т.д., то я думаю, что это будет элементом общеполитического плана, который будет опираться на европейскую помощь. Как известно, ЕС пообещал 1,5 миллиарда евро на создание новых производств, для трансформации украинской экономики. Если их слова будут подкреплены реальными делами, то я думаю, что у официального Киева появится шанс подвести новую основу для возвращения жизни в эти регионы.

– Возможно ли подписание каких-то соглашений между Украиной и руководством самопровозглашенных республик?

– Я считаю, что подписание такого плана не рационально, потому что это, по большому счету, промосковский план, который напоминает приднестровскую кальку, которая предусматривала после конфликта создание марионеточного режима, за которым стоит официальная Москва. Это попытка столкнуть, условно говоря, официальный Киев и некую искусственно созданную сепаратистскую власть. А Москва будет стоять в стороне и управлять этой сепаратистской властью, учитывая свои интересы, выступая якобы миротворцем, как это происходит в Приднестровье. Поэтому думаю, что официальная позиция украинского правительства будет такая, что оно может вести переговоры с Россией только как со страной-агрессором, аннексировавшей часть украинской территории – Крым, продолжающей дестабилизировать ситуацию в Донбассе. Что касается террористов, они должны или уйти с территории Украины, или они будут уничтожены. С сепаратистами мы найдем общий язык, но без помощи России и, тем более, без придания этому процессу международного значения, иначе мы попадем в приднестровскую ловушку и будем иметь на своей территории управляемый очаг нестабильности. Я думаю, что власти в Киеве это понимают и найдут другой путь формирования модели, а не повторения приднестровского капкана.

Бывший и.о. министра обороны Украины Михаил Коваль заявил в воскресенье вечером в эфире украинского телеканала "Интер", что план президента Украины Петра Порошенко предусматривает полную блокаду Донецка и Луганска. В "ДНР" не оставляют надежд на мирные переговоры. Первый вице-премьер республики Андрей Пургин в интервью агентству "Интерфакс" отметил: "Следующий раунд консультаций, конечно, возможен, если на то будет инициатива от третьей или четвертой стороны".

Военный эксперт Александр Гольц
Военный эксперт Александр Гольц

Российский военный аналитик Александр Гольц полагает, что операция на юго-востоке Украины затянется на неопределенный срок:

– Я думаю, маловероятно, что события на Украине будут развиваться по сценарию, о котором сейчас много говорят украинские власти. Они полагают, что Славянск означает перелом в боевых действиях. На самом деле то, что мы наблюдаем, – это классический, виденный нами много раз до этого конфликт между регулярной армией и полувоенными формированиями. Здесь у полувоенных формирований есть значительное преимущество, которое заключается в том, что они, когда кольцо вокруг них сжимается, покидают один город, входят в другой, вывешивают свои флаги и точно так же превращают жителей этого города в свой живой щит.

Они, когда кольцо вокруг них сжимается, покидают один город, входят в другой, вывешивают свои флаги и точно так же превращают жителей этого города в свой живой щит

– Как вы думаете, на сколько затянется противостояние и как долго сепаратисты будут придерживаться такой тактики?

– Эта тактика естественна. И очень непохоже, что эти люди не собираются сдаваться. Безусловно, для них жизненно важна поддержка со стороны России, приток вооружения, приток людей.

– Они ее получат, эту помощь?

– Скорее всего – да. Я не вижу причин для того, чтобы Россия меняла свою политику в этом направлении. Более-менее понятно, что Москва не решается на введение войск, но такая поддержка, я думаю, сепаратистам гарантирована.

– Как вы оцениваете действия украинских военных в этом конфликте?

– Я не могу сказать, по одной простой причине, что эти действия очень хороши. Даже лучше подготовленная армия никогда не побеждает в таких битвах с сепаратистами. Понятно, что к руководству операцией пришли более решительные генералы, которые уже не испытывают сомнений, когда надо нанести артиллерийский удар по городу, например. Точно то же самое мы проходили во время войны в Чечне.

– Как вы думаете, как все это закончится?

– Это неизвестно никому. Слишком много факторов. Я думаю, что определяющим будет то, кого местные жители возненавидят раньше – боевиков, с появлением которых в город приходит война, или же военных, которые наносят удары тяжелым оружием по их городам.

По сообщению украинских СМИ, российско-украинская граница в понедельник закрыта огневым контролем. Об этом в Киеве заявил советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко. "Если со стороны России будет прорываться какая-то бронетехника или какие-то КамАЗы – она будет уничтожаться с воздуха или огнем артиллерии", – сказал представитель МВД.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG