В полдень 22 августа, колонна "КамАЗов" из состава российского "гуманитарного конвоя" пересекла украинскую границу в районе международного автомобильного пункта пропуска "Изварино", который контролируется донбасскими сепаратистами. Это произошло без разрешения пограничной службы Украины и вопреки позиции Международного комитета Красного Креста (МККК), который отказался санкционировать начало движения гуманитарного груза без подтверждения гарантий безопасности. Госпогранслужба заявила, что границу Украины пересекли 145 российской грузовиков. К вечеру грузовики прибыли в Луганск.
Глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко назвал вторжением движение российской гуманитарной колонны по территории страны. "Мы называем, что это прямое вторжение. Под циничным прикрытием Красного Креста это военные автомобили с документами прикрытия. Последние дни мы стали свидетелями четко спланированной и опасной рискованной провокации против Украины", - сказал Наливайченко. Схожее мнение высказывает глава министерства иностранных дел Швеции Карл Бильдт в своем микроблоге. "Похоже, "гуманитарный конвой" теперь проникнет в Украину в сопровождении 76-й воздушно-десантной дивизии", – пишет он.
"Выдвижение все новых искусственных требований и предлогов уже стало издевательским. Дальше терпеть подобный беспредел, откровенную ложь и недоговороспособность нельзя. Все предлоги для оттягивания доставки помощи людям в районе гуманитарной катастрофы исчерпаны. Российской стороной принято решение действовать. Наша колонна с гуманитарным грузом начинает движение в направлении Луганска", – говорится в заявлении, размещенном на сайте МИД России. В нем также отмечается, что российские власти предостерегают "от каких-либо попыток сорвать сугубо гуманитарную миссию, которая готовилась давно, в обстановке полной прозрачности и во взаимодействии с украинской стороной и МККК. Ответственность за возможные последствия провокаций против гуманитарного конвоя целиком и полностью ляжет на тех, кто готов и далее приносить человеческие судьбы в жертву своим амбициям и геополитическим замыслам, грубо попирая нормы и принципы международного гуманитарного права".
По мнению премьер-министра Украины Арсения Яценюка, Россия ожидает, что ее грузовики с так называемой "гуманитарной помощью" будут уничтожены.
"Сейчас они ожидают, что несколько машин этого так называемого конвоя будут разбомблены. Причем русскими же. Но мы не позволим этого", - сказал Яценюк. Он рассказал, что были осмотрены 34 российские грузовика, которые оказались более чем полупустыми. Так, в одном из КАМАЗов, который может провезти 25 тонн, нашли 800 кг чая – пару мешков. Остальные 33 грузовика, были загружены максимум на 8 тонн с 25 возможных.
Яценюк отметил, что с самого начала россияне не планировали осуществлять никакую гуманитарную миссию: Россия хотела провести конвой через Харьков на территорию, контролируемую украинским войсками, а затем расстрелять этот груз и показать на веcь мир, "что это же хунта". Однако эти планы, по словам Яценюка, были сорваны.
Ранее представители Международного комитета Красного Креста потребовали подтверждения гарантий безопасности перед началом движения "гуманитарного конвоя" для тех его сотрудников, которые будут сопровождать российскую гуманитарную помощь. Как заявила в интервью агентству "Интерфакс" начальник отдела по связям с общественностью делегации МККК в России, Белоруссии и Молдавии Виктория Зотикова, отсутствие гарантий безопасности для сотрудников МККК является ключевым препятствием для начала движения конвоя. "Эта часть грузовиков, которая была проверена и опломбирована, они готовы ехать, и наша команда готова, но это (подтверждение гарантий безопасности) – ключевой вопрос, который еще не решен".
Комментируя сделанные накануне заявления МККК о том, что все условия, необходимые для движения конвоя, выполнены, В. Зотикова пояснила, что гарантии безопасности должны подтверждаться постоянно. "Если нам дали гарантии безопасности позавчера, это не значит, что они действуют сегодня и мы ими удовлетворены. Пока что у нас нет полного подтверждения, чтобы мы могли двигаться", – пояснила она.
Киев заявил, что не отвечает за безопасность "гуманитарного конвоя". "Подчеркиваем, что ответственность за безопасное движение российской колонны по территории, которая временно не контролируется украинскими силами, лежит исключительно на России", - заявил представитель информационно-аналитического центра Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Лысенко.
Колонна из 280 автомашин с российской гуманитарной помощью отправилась на Украину из подмосковного Наро-Фоминска еще 12 августа, прибыв на границу в районе пропускного пункта "Донецк" – "Изварино" через два дня. Во второй половине дня 21 августа украинские пограничники и таможенники после долгих согласований приступили к оформлению гуманитарного груза в сервисной зоне российского пограничного перехода "Донецк". Часть автомобилей такую проверку прошла, но украинскую границу не пересекала.
Президент Украины Петр Порошенко отметил, что Украина обеспокоена безопасностью конвоя, за которую взялись отвечать Российская Федерация и террористы. "Мы сделаем все возможное для того, чтобы это не привело к более тяжелым последствиям", – сказал он. Президент подчеркнул, что Украина выполнила все взятые на себя обязательства, 35 российских машин были оформлены, а мешали Красному Кресту выполнять гуманитарную миссию только обстрелы дорог со стороны террористов.
Российская колонна из 280 грузовиков, как сообщается, везет продовольствие, детское питание, медикаменты, спальные мешки и электростанции различной мощности. Неделю российские КамАЗы, некоторые из них оказались полупустыми, простояли недалеко от границы с Украиной. Все это время Международный комитет Красного Креста (он взял на себя ответственность за маршрут транспортировки, хранения и распределения помощи на украинской территории) не мог получить гарантии безопасности для персонала и груза. Только 21 августа такие гарантии Красному Кресту, очевидно, были предоставлены со стороны представителей самопровозглашенных Луганской и Донецкой народных республик.
Во второй половине дня 21 августа украинские пограничники и таможенники приступили к оформлению гуманитарного груза в сервисной зоне российского пограничного перехода "Донецк"
До этого миссия Международного Красного Креста заявляла, что предложенный маршрут для “гуманитарного конвоя” нельзя считать безопасным и по этой причине украинские власти отказывались оформлять российский груз.
Кореспондент РС Жанна Безпятчук, находящаяся в поселке Счастье (это в черте города Луганск) рассказывает:
– Боевики, которые все еще контролируют значительную часть Луганска, принципиально не пропускают внутрь города никаких гуманитарных грузов с Украины. Получается, что несмотря на то, что с каждым днем гуманитарная ситуация ухудшается, и потребность в таких грузах просто уже крайняя, они не идут на компромиссы и не пропускают ни в больших машинах, ни в маленьких. Эти машины или расстреливаются, или подлежат конфискации. Об этом нам говорили в Луганской госадминистрации, потому что были попытки отправить туда гуманитарный груз. По сути, на сегодняшний день этот русский гуманитарный груз является единственным шансом для жителей Луганска, которые все еще находятся в городе, получить хоть какие-то продукты, медикаменты, помощь. Но вины Украины в том, что до этого момента такой помощи не было им предоставлено, нету, потому что попыток было много. А люди гуманитарную помощь ждут, и не только в Луганске, где фактически близкая к трагической ситуация, ждут и в Счастье, она необходима сегодня очень многим людям на территории Луганской с Донецкой области.
Директор киевского Института глобальных стратегий Вадим Карасев оценивает ситуацию так:
– Видимо, надо было придать этой полускандальной ситуации вокруг гуманитарного конвоя полномасштабную скандальную форму и таким образом сыграть на дискредитации украинских властей. Очевидно, Россия считает, что нужно действовать, как действуют американцы в Ираке, которые, не согласовывая ни с кем, осуществляют гуманитарную помощь . Очевидно, Россия считает, что в часть Донбасса – это тоже некий такой околороссийский Ирак, поэтому тут церемониться с процедурами и регламент со стороны украинской власти и Красного Креста не стоит. Идти на прямое столкновение с Россией украинская власть не желает, потому что это фактически будет война России с Украиной. Она и идет, она не объявленная, вроде бы ее нет, но в то же время она есть. А это дает маневр, дипломатический и политический, президенту Порошенко и сторонникам, я бы сказал, умеренной партии войны. Поэтому, несмотря на громкие заявления председателя СБУ Наливайченко, тем не менее, пока официальное политическое руководство Украины хранит молчание. Очевидно, сейчас определяют, как поступить, какая должна быть реакция, чтобы не сорвать переговоры в Минске 26-го числа. А они нужны Порошенко хотя бы как начало мирного процесса.