В Нидерландах растет недоверие к правительству в связи с расследованием катастрофы самолета "Малазийских авиалиний" под Донецком, жертвами которой стали 196 граждан страны. Новым поводом для заявлений о том, что власти Нидерландов скрывают от общества важную информацию об обстоятельствах трагедии, стала публикация в немецком журнале Der Spiegel материала о спутниковых снимках, якобы доказывающих, что самолет был сбит сепаратистами из ракетной установки "Бук", похищенной с украинской военной базы. Один из родственников погибших, отчаявшись узнать что-то из официальных источников, даже отправился на место крушения сам - и чудом остался в живых.
Адвокат родственников погибших при крушении малайзийского "Боинга" граждан Нидерландов Вееру Мева заявил, что его подзащитные шокированы воскресной публикацией в Der Spiegel. Он считает неприемлемым, что его клиенты уже второй раз узнают о важных обстоятельствах трагедии из СМИ, а не от правительства своей страны. Впрочем, две недели назад голландские власти, напротив, подверглись критике за обнародование информации: министр иностранных дел Нидерландов Франс Тиммерманс в развернутом телеинтервью в вечернем эфире нидерландского телевидения, приуроченном к его переходу на пост заместителя председателя Еврокомиссии, заявил, что одно из тел пассажиров рокового рейса было найдено с кислородной маской на шее. Этот факт до тех пор не разглашался и может означать, что для части пассажиров смерть наступила не мгновенно.
Сенсационное заявление Тиммерманса многие истолковали как безответственный самопиар. Из-за разгоревшегося скандала переезд Тиммерманса из Гааги в Брюссель прошел максимально тихо, несмотря на то, что еще несколько месяцев назад все отмечали его заслуги в непростой ситуации после крушения Боинга. Экс-министр впоследствии заявил, что сожалеет о своем решении поделиться информацией о кислородной маске, не дождавшись окончания расследования. По его словам, о маске пока ничего не говорилось потому, что остается неясным, как она оказалась на жертве. Как правило, кислородные маски выскакивают над головами всех пассажиров автоматически при разгерметизации салона, однако на месте крушения пока было обнаружено лишь одно тело с маской.
Материал в Der Spiegel вызвал новую волну негодования. По словам Вееру Мева, ему стали приходить возмущенные письма родственников:
"Нам остается ждать развития событий. Непонятно, каковы источники материала в Der Spiegel. Судя по всему, это снимки со спутника, и похоже на то, что нидерландское правительство их или не хочет обнародовать, или не располагает ими. Если оно ими не располагает, то это вызывает беспокойство, потому что тогда получается, что другие страны дальше продвинулись в расследовании, чем мы. Мы можем лишь требовать от своего правительства, чтобы оно делилось с нами важной информацией, больше мы ничего поделать не можем. Ждать до конца лета следующего года, до окончания итогового расследования Совета Безопасности — это очень долго. Совет Безопасности работает в наивысшей степени осторожно, это естественно, учитывая, что они ответственны за расследование.
По закону информация первостепенной важности может быть опубликована и до окончания расследования
Однако, по закону информация первостепенной важности может быть опубликована и до окончания расследования. Все время держаться только за дедлайн лета 2015 года - это значит слишком сильно осторожничать. Во всяком случае, нужно постараться избежать того, чтобы источником очередной порции важных данных становились СМИ. Растет ощущение того, что от нас что-то скрывают. Заявление Тиммерманса о кислородной маске было очень неудачным, теперь еще эта утечка из германских спецслужб и неизвестность вокруг того, известно ли это голландской стороне. Правительство обязано сделать какой-то жест. Премьер Рютте не раз говорил, что перевернет последний камень, чтобы добраться до истины, обещал не делать ни из чего тайны. Теперь недосказанность способствует растущему недоверию к правительству, - сказал адвокат родственников погибших в катастрофе "Боинга" Малазийских авиалиний Вееру Мева в интервью нидерландскому радио BNR.
Еще один вопрос, которым задаются жители Нидерландов - правильно ли вообще было передавать руководство расследованием причин катастрофы и поиском виновников трагедии наиболее пострадавшему государству, которое одновременно возглавляет миссию по репатриации останков и, само собой, придает этой миссии основное значение? Операция по возвращению на родину тел погибших, прерванная в конце лета из-за боев на месте падения обломков самолета, ставит голландцев в непосредственную зависимость от восточно-украинских повстанцев и, следовательно, в косвенную зависимость от России. В то время как в Америке, а теперь и в Германии не стесняются называть вещи своими именами, голландские политики из-за этой ситуации гораздо сильнее ограничены в своих маневрах. Совет Безопасности Нидерландов в сентябре опубликовал предварительный отчет, согласно которому самолет развалился на части в результате того, что его извне пробурили мелкие осколки. Кабинет министров не решается произнести ни слова больше, не прозвучало даже слова "ракета". А ведь 24 июля в первом официальном заявлении о случившемся премьер писал: "Наше негодование тем более велико, что очень многие обстоятельства указывают на то, что самолет был сбит ракетой". Еще тремя днями ранее нидерландский премьер прямо сказал, что у спецслужб страны имеются "серьезные доказательства причины трагедии".
На сегодняшний день опознаны 278 из 298 жертв катастрофы. Как отмечает в своей колонке редактор телекомпании RTL Питер Кляйн, близится горький момент, когда правительству придется проинформировать нескольких родственников, что останки их родных не обнаружены и это вряд ли когда-либо произойдет. Таким образом, основной аргумент кабинета Марка Рютте в пользу заискивания перед сепаратистами и Россией отпадет, и нидерландская оппозиция еще более жестко поставит свои вопросы перед руководством страны. Он мог бы звучать так: что на самом деле известно нидерландскому правительству? Располагают ли спецслужбы Нидерландов той же информацией, что и германская BND, и делают ли на ее основании те же выводы? Если да, то проинформирован ли об этом Совет Безопасности королевства и прокуратура? Никто не хочет политизировать трагедию рейса MH17, но если страна в ближайшее время не услышит квинтэссенцию правды, политический кризис назреет быстро, заключает Питер Кляйн.
По словам представителей нидерландской оппозиции, правящая коалиция неоднократно уходила от ответа на вопрос, располагают ли Нидерланды американскими спутниковыми снимками момента крушения "Боинга". В прошедшие выходные Национальный координатор по борьбе с терроризмом в интервью телекомпании NOS косвенно подтвердил, что Нидерланды располагают всеми данными и предоставляют их Совету Безопасности. При этом в нидерландской прокуратуре говорят, что у них спутниковых снимков нет. Совет Безопасности этот вопрос не комментирует. В понедельник вечером в правящей коалиции ответили отказом на запрос оппозиции о проведении публичных слушаний на основании опубликованных в Der Spiegel данных. Официальная Гаага считает, что такие слушания помешают основательному расследованию причин катастрофы. Оппозиция отмечает, что в такой же ситуации германские спецслужбы со своим парламентом информацией поделились. В ответ на эти претензии член нидерландского парламента от правящей Народной партии за свободу и демократию (VVD) Ингрид де Калюве в интервью радиостанции BNR заявила, что немцы обсуждали лишь версии, из которых не следует "абсолютно никакого вывода": "Я понятия не имею, с какой целью на это пошли немецкие спецслужбы. Спецслужбы каждой страны имеют право информировать парламент о деталях конкретного дела, однако в данном случае имело место просто заседание, на котором обсуждались возможные варианты произошедшего, не более того. Нидерланды являются локомотивом независимого расследования. Для нашей партии важно, чтобы независимый Совет Безопасности рассмотрел всю имеющеюся на сегодня информации в совокупности, и только тогда публиковал выводы, а не делал это на основании частичной информации, слухов или утечек".
Марк Рютте во время встречи с Владимиром Путиным в Милане на прошлой неделе сравнил "Боинг" с подлодкой "Курск". Рютте отметил, что сейчас самое главное – обеспечить вывоз останков тел с места трагедии и напомнил российскому лидеру, что после трагедии "Курска" именно Нидерланды помогли России поднять затонувшую подлодку со дня моря. Пока на Украине сейчас остаются лишь четверо представителей голландской миссии, которым местные жители время от времени сдают обнаруженные личные вещи пассажиров. Так на этой неделе были переданы еще два чемодана, которые местные жители нашли, когда ходили в лес за дровами.
Певец Робби Улерс потерял в катастрофе под Донецком любимую племянницу Дейзи. Двадцатилетняя Дейзи летела на Бали вместе со своим женихом Брюсом. От Брюса осталась одна ступня. Дейзи долгое время не могли идентифицировать, и Робби Улерс решил больше не ждать правды от государства. Купив билеты в Киев, он затем добрался до Донецка и договорился с сепаратистами, чтобы его за деньги отвезли на место крушения. Корреспондент телекомпании NOS снимал Улерса на фоне черно-белого апокалиптического ландшафта в полной тишине. Лишь изредка Улерс произносит несколько слов. В долгих паузах воет ветер и изредка раздаются залпы снарядов вдали. В одном из кадров Улерс забирается в котлован — огромную воронку от снаряда, который разорвался прямо среди обломков Боинга:
"Эти... кто это сделал... (долгая пауза, под свист ветра). Я пытаюсь представить себе, что бы я с ними сделал. Но у меня даже слов для этого не хватает. Нет наказания, которое было бы слишком жестоким для таких, как они. (слышно, как разрываются снаряды). Вот этот был совсем близко, слышали? Задерживаться здесь не стоит. Больше всего мне хотелось бы здесь поставить палатку, разжечь костер и спокойно начать искать. Но нет, мне не справиться, обломкам нет ни конца, ни края. Территория слишком большая".
Эти кадры показали в эфире в воскресенье. В понедельник Улерс сам чудом не погиб, когда перед соседним с его отелем разорвалась бомба. Во всех зданиях по периметру вылетели окна, в том числе в автобусе с журналистами - сообщил Улерс в своем твиттере. Супруга в комментариях к этому твиту умоляет Улерса вернуться, чтобы не делать из нее очередную "родственницу погибшего". В среду в Твиттере Улерса появилась запись о том, что дело его племянницы Дейзи наконец-то было индентифицировано.