Linkuri accesibilitate

Василе Бумаков: Политика, а не сельское хозяйство


Интервью с министром сельского хозяйства о новом российском эмбарго на импорт мяса из Республики Молдова

Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору Российской Федерации – Россельхознадзором – было принято решение о запрете импорта мяса и мясных продуктов из Республики Молдова с 27 октября, заявил руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт. «Это политика, а не сельское хозяйство», кратко прокомментировал это заявление для радио Свободная Европа молдавский министр сельского хозяйства Василе Бумаков.

Свободная Европа: Итак, согласно цитируемым в прессе заявлениям руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта, запрет на поставки мяса и мясных продуктов вступит в силу с 27 октября. Введение запрета последовало после проверки, осуществлённой российскими экспертами в Республике Молдова. Есть ли официальное подтверждение этого решения? Или общение ведётся через прессу?

Василе Бумаков: «В настоящее время мы общаемся через прессу. У нас нет официального взаимодействия. Однако я хотел бы ещё раз сказать, что это не имеет ничего общего с сельским хозяйством, ветеринарией, нашими предприятиями. Это политическое решение».

Свободная Европа: Насколько болезненным может быть для Республики Молдова ликвидация и этого сегмента экспорта?

Василе Бумаков: «Это затрагивает не столько экономику, сколько преследует иные цели. И даже если у нас не было массивных поставок в Российскую Федерацию – речь идёт о 2.000 тонн мяса – суть в другом. Я бы хотел объяснить эту ситуацию, если это возможно, в политических терминах. В настоящий момент у Российской Федерации внешняя политика такая, какая есть. Не стану комментировать, хороша она или плоха, ошибочна или нет – на этот вопрос ответит история.

Vasile Bumacov
Vasile Bumacov

Однако эти запреты затрагивают молдавское общество. Потому как, посмотрите сами, даже если в Российской Федерации сейчас кое-где не хватает продовольствия или удвоилась цена на фрукты, овощи и другие продукты, российское общество всё равно едино и считает, что всё это отвечает национальным интересам. Там нет раскола, протестов, специалисты не твердят с экранов телевизоров, насколько плохи местные товары и т.д..

А наше общество, как вам известно, разобщено. И это уже было проверено в случае с яблоками. Когда был введён тот запрет, никто не сказал: давайте искать решения, поскольку мы не ничего не сможем противопоставить этому внешнему фактору. Но многие тогда вышли на демонстрации, стали использовать ситуацию в политических целях.

Нынешний же запрет может ещё больше ухудшить политическую ситуацию. Я был удивлён, услышав вчера по телевизору оценки людей, которые, насколько я знаю, не владеют ситуацией, и говорят о том, что у нас нет лабораторий, или у нас другие проблемы… Но ведь это не правда. У нас есть лаборатории, есть всё, что нужно.

Мясо из Республики Молдова намного качественнее, чем из других стран. У нас нет африканской чумы свиней, которая есть в Российской Федерации и в других странах, импортирующих мясо в Российскую Федерацию. Поэтому, к большому сожалению, раскол в нашем обществе ведёт к экономическим потерям.

И последний пример: у Грузии были проблемы и по вопросу территории, и с эмбарго; однако, поскольку грузинское общество не отступило от курса, который отвечал национальному интересу, сегодня Грузия экспортирует в Российскую Федерацию и минеральные воды, и вино, и всё остальное. Вот в чём загвоздка. Если говорить с политической точки зрения, проблема в молдавском обществе, которое реагирует на эти эмбарго».

Свободная Европа: И всё таки, Сергей Данкверт, руководитель Россельхознадзора, аргументировал принятое решение тем, что у нас мясо якобы закупают «у крестьян или на сельских рынках», и «зачастую это мясо не соответствует стандартам безвредности…» Также упоминается фальсифицированная сертификация… Насколько аргументированы эти замечания?

Василе Бумаков: «Ещё раз хотел бы попросить Вас не ссылаться на эти вещи. Приведу пример: при наличии опытного и хорошо подготовленного ветеринара, заверяю Вас, в любой стране мира можно будет найти пять-десять поводов для запрета импорта мяса в данную страну…»

Свободная Европа: Стало быть, нужно понимать, что всё это ложные аргументы?

Василе Бумаков: «Всегда что-нибудь можно найти. Тем более, когда у нас есть «таланты», рассказывающие о том, как дети умерли, съев яблоки – подобные выдумки; конечно, такие вещи всегда можно использовать. А что, мало было случаев в других цивилизованных странах? Всё это случается. В этом нет ничего сверхъестественного. Но есть другой метод: если какой-нибудь экономический агент совершил это правонарушение или допустил ошибку, его жестоко наказывают. Вспомните о лошадином мясе в Европе… Компании, виновные в том происшествии, навсегда потеряли свой бизнес, а страна продолжала развивать свою торговлю. Мы не должны сами себе выдумывать, что в Молдове что-то там обнаружилось: всё это неправда».

Свободная Европа: То есть, в данном случае мусор, как говорится, не прячется под половицей, как намекают на это комментаторы, на которых Вы ссылались?

Василе Бумаков: «Но Вы посмотрите, с какой виртуозностью они используют всю эту глупость, будто бы кто-то отравился и прочее…! На самом деле эти эмбарго ударят по ним же. Потому что в Москве очень хорошо знают наш менталитет, наше общество и используют всё это, чтобы расколоть общество и создавать проблемы. Впрочем, всегда и во всём мире торговля была не только торговлей, но была, есть и будет политикой».

Свободная Европа: Помимо российских инспекторов в Республике Молдова побывали и белорусские, представлявшие службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору из Минска… Вышеупомянутый российский чиновник уточнил, что Белоруссия пока не ввела запрет на импорт молдавского мяса, но отметил, что если она этого не сделает, Россия приостановит белорусский импорт мяса… Как можно прокомментировать эту ситуацию и как могут развиваться события?

Василе Бумаков: «Думаю, в данной ситуации, если о говорить о мясе, мы должны сконцентрироваться на внутреннем рынке. Потому что у нас довольно массивный импорт мяса из-за рубежа, и иногда худшего качества. Да, это может немного отразится на ценах, но давайте используем это мясо внутри страны, и не будем делать из этого больших проблем. Тем более что есть и другие рынки, куда неплохо экспортируется наше мясо. Конечно же, мы должны искать решения. Все знали, что это может произойти, в этом нет ничего нового».

Свободная Европа: В итоге, какие продукты всё ещё принимаются нашим восточным «стратегическим партнёром», каковым он пока что является на бумаге?

Василе Бумаков: «Ну, я бы не хотел об этом говорить, ведь таким образом я мог бы подбросить кому-нибудь гениальную идею. У нас есть хорошо обученные «ребята», которые сегодня же позвонят в Москву и скажут: вы вот упустили ещё пару товаров из Республики Молдова. Было бы неплохо ввести эмбарго, потому что приближаются выборы…»

Свободная Европа: Могут ли экспортёры мяса рассчитывать на компенсации, как в случае с производителями яблок?

Василе Бумаков: «Не думаю, потому что в случае яблок ситуация была совершенно иной. Поскольку 93% яблок экспортировались в Российскую Федерацию, мы должны были предпринять какие-то меры, что-то сделать. В том, что касается мяса, российский рынок не является для нас основным, и этого не произойдёт».

Свободная Европа: На самом деле, я встречал людей, которые спрашивали, насколько оправданным является то, что Правительство выплачивает компенсации экспортёрам яблок? Почему одних производителей следует предпочитать другим, которые также страдают по разным причинам, включая эмбарго?

Василе Бумаков: «Если это происходит один раз, в форс-мажорных обстоятельствах, то в этом нет ничего сверхъестественного – то же самое происходит и в ЕС, и в других странах. Но если это войдёт в практику, это будет большой ошибкой».

Свободная Европа: Кому же будут направлены компенсации и как определяют добросовестность получателя? Ведь, теоретически, сейчас любой может назвать себя жертвой эмбарго, хотя в реальности – примем на себя роль адвоката дьявола – пальцем о палец не ударил и даже и не собирался экспортировать в Россию.

Василе Бумаков: «Хорошо. Невозможно предвидеть все ситуации, которые могут возникнуть, но идея была понятной: те, кто не сможет экспортировать ранние сорта яблок, предназначенные только для российского рынка и не годные для хранения в холодильных камерах, правительство предложило сдать продукцию на переработку, а со своей стороны покрыть разницу между затратами и закупочной ценой фабрик по переработке, которые тоже иногда пользуются ситуацией… Вот такой вот была идея и я считаю, что она была правильной, разумной. Понятно, что Агентство по выплатам в сельском хозяйстве должно будет произвести необходимый контроль, выяснить, всё ли в порядке… Однако я считаю, что в создавшейся ситуации было принято правильное решение. Но это не должно повторяться из года в год».

Свободная Европа: По Вашим сведениям, приходилось ли раньше какому-либо правительству выплачивать компенсации сельскохозяйственным производителям, которые несли потери в результате эмбарго или по иным причинам?

Василе Бумаков: «Нет. Не припомню, чтобы раньше это делали у нас, но в других странах такое случается».

Свободная Европа: В конце этой беседы, господин министр, сохраняется ли у Вас оптимизм относительно проблем в сельском хозяйстве в контексте такого потока бед?

Василе Бумаков: «У нас есть уже и положительные результаты создавшихся проблем, по поводу которых звучат одни политические спекуляции. Вот, посмотрите, те, кто пострадали от эмбарго, начинают объединяться. Даже вчера я вручил несколько грантов ассоциациям сельскохозяйственных производителей со стороны проекта Всемирного банка «Конкурентоспособное сельское хозяйство». Мы несколько лет настаивали и убеждали людей в том, что нет лучшего метода соперничать в экспорте, чем ассоциация, чтобы поднять не только качество, но и количество… И ничего не двигалось с места. На этот же раз, ассоциации становятся сильнее, организованнее, ищут рынки сбыта в других странах. В этом есть и позитивная сторона. Просто сейчас многие страдают, и эти страдания оттеняют хорошие стороны. Но пройдёт год-два и, вот увидите, положительного станет больше, а всё плохое забудется».

Война на Украине

XS
SM
MD
LG