Linkuri accesibilitate

Призыв Коцабы


Отказ оппозиционного журналиста от мобилизации оживил на Украине дискуссию о патриотизме и свободе слова

На Украине живо обсуждают решение суда в Ивано-Франковске об аресте на два месяца блогера и корреспондента украинского оппозиционного телеканала Руслана Коцабы. Этот журналист в минувшем году освещал из Луганской области события на востоке Украины. Коцаба считает конфликт в Донбассе “братоубийственной войной”, отказывается от мобилизации в украинскую армию и призывает отказаться от мобилизации других.

8 февраля Коцабу задержали сотрудники Службы безопасности Украины по подозрению в государственной измене и шпионаже. Соответствующая статья Уголовного кодекса Украины предусматривает лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. В январе в интернете появилась видеозапись, на которой Коцаба заявил о том, что отказывается от мобилизации в ряды национальной армии, пока президент Петр Порошенко не объявит в стране военное положение. При этом журналист призвал “всех адекватных людей” последовать своему примеру. На Украине продолжается очередной этап мобилизации, до лета в армию должны быть призваны 50 тысяч резервистов и срочников. Украинские власти ранее заявляли, что в январе российские спецслужбы начали кампанию по срыву мобилизации.

Руслан Коцаба – журналист украинского “112-го” телеканала. В минувшем году он работал в Луганске и Донецке в качестве специального корреспондента, оказавшись фактически единственным украинским журналистом, получившим аккредитацию от представителей так называемых ЛНР и ДНР.

Почему такое серьезное обвинение предъявляется именно журналисту? Возможно, это обвинение обосновано, но пока доказательства публично не представлены

– Эта история у нас активно обсуждается, и мнения звучат самые разнообразные, рассказала Радио Свобода – журналист “Громадського радiо” (“Общественного радио”), активистка партии “Демократический альянс” Наталья Соколенко. – Я, например, как журналист не могу поехать в так называемые ЛНР и ДНР, там меня стопроцентно арестуют. Когда Руслан Коцаба и другие коллеги, которые работают в Донецке и Луганске, пишут в Facebook – мол, что ж вы не приезжаете и не работаете на территории оккупированных республик? – я это расцениваю как провокацию. Киевский журналист Дмитрий Потехин, например, поехал – и просидел в подвале 49 дней. И таких историй очень много. Если украинские журналисты попадают в ДНР и ЛНР, то только благодаря договоренностям с боевиками. Наверное, здесь есть вопросы к Руслану Коцабе, но у меня в связи с этой историей еще больше вопросов к СБУ. Почему такое серьезное обвинение предъявляется именно журналисту? Возможно, это обвинение обосновано, но пока доказательства публично не представлены. Заявление Коцабы о мобилизации можно расценивать как его личное мнение; к тому же Коцаба говорит: если бы президент объявил в стране военное положение, то с юридической стороны тогда указ главы государства о мобилизации был бы более логичен. Мобилизация на войну – это одно, а в зону АТО – совершенно другое. У меня такой вопрос к СБУ: почему до сих пор не предъявлено обвинение в государственной измене, например, бывшему мэру Луганска Сергею Кравченко? Он в свое время организовывал референдум по созданию непризнанной ЛНР, при попытке выехать из Луганска был задержан бойцами батальона “Айдар” с большой суммой долларов. Кравченко публично признался: Александр Ефремов, один из лидеров бывшей правящей Партии регионов, организовывал сепаратистов и финансировал их. И это только один пример. Почему СБУ позволяет себе ударить по журналисту, но при этом не обвиняет в госизмене и отправляет за решетку других персонажей, чья вина очевидна для каждого?

Наталья Соколенко
Наталья Соколенко

“Возможно, Коцаба и провокатор, но зачем же его сажать? Мы же не Россия все-таки. А так его еще могут и героем сделать”, – цитирует сайт “Телекритика” генерального директора холдинга "1+1 медиа" Александра Ткаченко. “Бороться за мир Коцабе надо на Красной площади не менее яростно и последовательно, чем на Украине, и не забывать и не врать про отсутствие российских войск в нашей стране”, – заявил в интервью “Телекритике” главный редактор сайта “Цензор.нет” Юрий Бутусов. Он надеется, что задержание Коцабы станет только началом кампании по борьбе с пророссийскими пропагандистами, которые, маскируясь под журналистов, работают против Украины в Киеве и в других городах страны.

Хотя Коцаба “очень часто переступал грань между профессиональной деятельностью и политической активностью”, тем не менее, обвинения против него Независимый медиапрофсоюз Украины считает необоснованными. “Подозрения в государственной измене и препятствовании законной деятельности Вооруженных сил Украины не содержит в себе доказательств, получения журналистом заданий на проведение информационно-подрывной деятельности, а также наличия в его действиях умысла с целью нанесения ущерба информационной безопасности Украины”, подчеркивается в заявлении НМПУ.

На вопросы Радио Свобода отвечает депутат Верховной Рады Украины Андрей Левус. После смены власти в Киеве он несколько месяцев занимал пост заместителя главы Службы национальной безопасности.

Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:05:51 0:00
Link direct
После революции прошлого года у нас просто так журналиста никто не посадит за решетку

– У нас в стране сложилась такая ситуация, что мягкие меры противодействия пропаганде могут привести к катастрофе. Я не знаю, какими будут последствия для журналиста, но в последнее время Руслан Коцаба выступал в роли кремлевского агента. Фактически он занимался осуществлением информационных вбросов. Работал как часть слаженной системы, которая, по всей видимости, курируется ГРУ РФ, чтобы дестабилизировать ситуацию в Украине на предмет бойкота мобилизации. Его мысли о том, что мобилизация незаконна, не соответствует истине, поскольку закон об обороне Украины гласит: если есть угроза суверенитету страны, то мобилизация вполне законна. Коцаба широко популяризировал мысль о том, что мобилизация – это нарушение закона, он часто выступал гостем российских телевизионных и радиоэфиров, где эту мысль всячески поддерживал. Виновен он или нет – должны разобраться правоохранительные органы. Я думаю, будет проведена экспертиза его слов, чтобы точно установить – имеют ли действия Коцабы признаки госизмены или других нарушений закона. Думаю, что здесь неуместно полагать, что в Украине идет наступление на свободу слова или на права журналистов. Это не тот вариант.

– Почему же вы так думаете? Человек высказал собственное мнение. Он – журналист, действовал в рамках своей профессии. Почему вы считаете, что тут нет даже элемента гонения на профессию или нарушения принципов свободы слова?

– Есть прямая юридическая норма, которая говорит о том, что действия, направленные на срыв мобилизации, являются нарушением закона. Тут правоохранительные органы должны разобраться – либо речь идет о свободе слова, либо о статье Уголовного кодекса.

– А вы уверены, что при этом нужно на два месяца человека сажать под замок, что недостаточно другой меры воздействия – подписки о невыезде, домашнего ареста?

– Я не вправе сейчас оценивать действия правоохранительных органов. Ситуация очень сложная. Возможно, есть какие-то другие причины действий СБУ по делу Коцабы. Это не первое подобное уголовное дело, но это первое подобное дело в отношении журналиста. Есть некая система срыва мобилизации, Россия вкладывает в этот процесс большие деньги. Если есть доказательства, что Коцаба участник этого процесса, если правоохранительные органы могут это доказать, если в его действиях есть угроза государству, то, я считаю, профессия не очень важна. Я понимаю: может сложиться мнение об Украине как о стране, в которой притесняется свобода слова, но, поверьте, после революции прошлого года у нас просто так журналиста никто не посадит за решетку.

– Дело Коцабы активно используется российской пропагандой – как раз ровно то, чего вы опасаетесь, и происходит. Только что в России активно обсуждалось дело Светланы Давыдовой, совершенно рядовой женщины, которая позвонила в украинское посольство, чтобы предупредить о том, что в Донбассе могут быть российские войска. Давыдову обвинили в государственной измене. Есть и такая точка зрения: эти два случая зеркально показывают, как в России и на Украине борются с проявлениями инакомыслия. Вы считаете, что пользы от ареста Коцабы все равно будет больше, чем вреда?

Добровольцы составляют приблизительно 10-15% от общего числа украинских военных. Мобилизованные год назад тоже хотят вернуться к своим семьям

– Я бы не ставил знак равенства в этих двух делах. Поймите нас: мы столкнулись с агрессией чужой страны. Условные действия Давыдовой и реальные действия, которые имеют целью сорвать мобилизацию – это две большие разницы. Я верю в то, что правоохранительные органы Украины недаром совершили этот непопулярный шаг. Понимаю, что ставки в информационной войне высоки, что здесь нельзя ошибаться, нельзя "давать пас Кремлю", нельзя давать повод, чтобы нас критиковали на Западе, особенно в преддверии мирных переговоров. Но по той информации, которая есть, – хотя я не могу ее полностью подтвердить, поскольку этим занимаются СБУ, милиция и прокуратура, – Руслан Коцаба входил в сеть, которая координировалась из России.

– Вы считаете неизбежным проведение мобилизации на Украине? Понятно, когда в зоне боевых действий воюют добровольцы или контрактники, получающие за это деньги. Украина должна мобилизовывать людей вне зависимости от того, хотят или не хотят они рисковать своей жизнью на востоке страны?

Андрей Левус, теперь уже бывший активист самообороны Майдана
Андрей Левус, теперь уже бывший активист самообороны Майдана

– Солдаты, которые сейчас находятся на фронте, также были мобилизованы. Им надо вернуться домой. Нужна ротация. Если не будет проведена мобилизация сейчас, то получится, что люди, отвоевавшие свое, должны воевать снова. Добровольцы составляют приблизительно 10-15% от общего числа украинских военных. Мобилизованные год назад тоже хотят вернуться к своим семьям. Это нормальный процесс замены, он в рамках закона. Это обязанность каждого гражданина, указанная в Конституции, – защищать свою родину, – рассказал Радио Свобода депутат Верховной Рады Украины Андрей Левус.

До трагических событий на Майдане в 2014-м собственником канала “112”, где работает Руслан Коцаба, называли тогдашнего министра внутренних дел Виталия Захарченко. Сразу после революции он бежал в Москву. Кто сейчас собственник “112-го”, неизвестно, говорит Наталья Соколенко:

– Я считаю, что этот канал – очень манипулятивный и опасный. Мне очень жаль, что коллеги-журналисты, эксперты, политики сотрудничают с этим каналом. К сожалению, они раскрутили рейтинг “112-го”, сегодня он уже выше, чем даже у президентского “5-го” канала. Все, что происходит в эфире этого канала, по моему мнению, не имеет отношения к журналистике. Вот звонит мне гостевой редактор “112-го” и приглашает в эфир, а я спрашиваю: а кто ваш собственник? Мне отвечают: мы не знаем, информация о том, что Захарченко был собственником с 2013-го, – якобы фейковая, а кто хозяин сейчас, неизвестно. И я им говорю: приду к вам на канал, когда вы выясните, кто собственник. Я с большим подозрением отношусь к журналистам, которые работают на “112-м” канале и сотрудничают с ним.

Советник главы СБУ Маркиян Лубкивский сообщил, что в действиях Руслана Коцабы обнаружены признаки преступления, предусмотренного частью 1 статьи 111 ("Государственная измена") и части 1 статьи 114 Уголовного кодекса Украины ("Шпионаж"): "Во время задержания в квартире журналиста изъяты материалы, которые могут указывать на совершение преступлений".

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"

Война на Украине

XS
SM
MD
LG