Linkuri accesibilitate

Корнел Чуря: „Запад настаивает - реинтеграция Молдовы первична и должна опережать процесс евроинтеграции”


Центральная площадь Тирасполя
Центральная площадь Тирасполя

Интервью эксперта Института развития и социальных инициатив „Viitorul”.

Чего хочет Кишинев от непризнанного Приднестровья и что, по мнению партнеров по развитию, должен еще сделать, чтобы изменить ситуацию, неменяющуюся уже два с лишним десятилетия? Своим мнением на этот счет делится эксперт Института развития и социальных инициатив „Viitorul” Корнел Чуря.

Свободная Европа: Г-н Чуря, во внушительном пакете рекомендаций, врученном партнерами по развитию правительству Габурича, есть и предложения по урегулированию приднестровского конфликта. С вашей точки зрения, почему именно сейчас необходимы, как вытекает из этого документа, какие-то дополнительные усилия в этом направлении?

Корнел Чуря: Нет никакой надобности именно сейчас в таких усилиях. Я думаю, внешние доноры, наши партнеры по развитию, просто решили воспользоваться моментом и напомнить правительству Республики Молдова, независимо от того, кто его возглавляет, о важности этого вопроса и посоветовать слегка поменять приоритеты, сделать акцент на процессе урегулирования. К сожалению, прежние правительства, включая предыдущий кабинет Юрия Лянкэ, обделяли вниманием приднестровскую проблематику и именно поэтому в этих рекомендациях настойчиво звучит предложение – провозгласить процесс урегулирования абсолютным национальным приоритетом Республики Молдова.

Свободная Европа: То же самое сказали премьеру Габуричу в Брюсселе, где в очередной раз сделали акцент на этом вопросе. В целом же, если внешние доноры ставят под сомнение готовность кабинета Габурича решать приднестровскую проблему, значит, они исходят из того, что прежде в Молдове было правительство, власть, которая лишь симулировала озабоченность приднестровским урегулированием?

Корнел Чуря: Да, согласен, официальному Кишиневу это присуще – изображать важность этого процесса, хотя сам давно уже поглощен, скорее, сохранением этого конфликта, а не его реальным разрешением. Это уже начинает раздражать Европейский Союз, который, таким образом, подчеркивает крайне неприятный для Кишинева момент, который власти предпочитают избегать: процесс европейской интеграции зависит от процесса урегулирования.

Это отношение зависимости всегда отрицал Кишинев, который нередко даже просил европейских чиновников открыто заявить, что евроинтеграция не зависит от реинтеграции. К сожалению, для Кишинева, а может, и для всей страны, европейцы, Запад, начинают все более ясно и все более отчетливо акцентировать, что реинтеграция страны первична и должна идти впереди процесса европейской интеграции.

Свободная Европа: Партнеры по развитию рекомендуют выработать четкую концепцию будущего статуса Приднестровья с ясными предложениями по полномочиям региона, с учетом прежних предложений, при соблюдении территориальной целостности и суверенитета Республики Молдова... Как следует понять, г-н Чуря, эту задачу? Что до сих пор ничего не было сделано в этом плане? В том числе ничего не было сделано посредством законов, принятых в парламенте? И вообще, не смахивает ли все это на призыв попытаться и яйца целые сохранить, и омлет приготовить?

Корнел Чуря: Сделать-то сделали, но то, что имеют в виду партнеры по развитию, связано со временем. Во-первых, предлагается выработать план урегулирования на пять лет. Во-вторых, партнеры обращают внимание, что Молдова не мыслила стратегически и не разрабатывала таких планов примерно с 2008 года.

Последними, кто действительно вникал в процесс урегулирования и предлагал решения, были коммунисты и, в частности, Василий Шова. После их ухода Республика Молдова предельно ясно заявила, что мы хотим интегрироваться в Европейский Союз, а реинтеграция последует за этим процессом, но не было предложено, не было вынесено на обсуждение никакого реального плана урегулирования. Партнеры советуют вновь начать мыслить стратегически и постоянно выходить с предложениями для того, чтобы этот конфликт был улажен полностью.

Свободная Европа: Вы сказали, что официальный Кишинев настаивал на том, чтобы Запад не увязывал допуск в Евросоюз с приднестровским урегулированием (хотя трудно понять, как можно заставить европейских чиновников говорить то, что противоречит их позиции). Так или иначе, сейчас все заметнее продвигают попытки некой инклюзии на базе компромисса населения Приднестровья. Но найдутся те, кто спросит, многие уже задаются вопросом – о каком включении может идти речь в условиях хладнокровного, трезвого и расчетливого, скажем так, российского сценария, аналогичного операции на востоке Украины? Насколько эффективной может быть инклюзия ценой компромисса со стороны тех, кто существуют, созданы для того, чтобы бороться с этим и не допустить сближения с Евросоюзом?

Корнел Чуря: С точки зрения партнеров и ряда молдавских экспертов, есть некое „открытое окошко” для такого включения Приднестровья. Это углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли.

Приднестровье кровно заинтересовано участвовать, в той или иной форме, в этом экономическом договоре, который Молдова заключила с Европейским Союзом. Не зря среди рекомендаций особое место занимает идея о необходимости создания трехстороннего формата по обсуждению включения Приднестровья в Зону свободной торговли.

Кишинев затянул с началом переговоров с Приднестровьем, тем не менее, партнеры по развитию считают, что если мы начнем переговоры по включению Приднестровья в Зону свободной торговли, это может стать первым шагом на пути размораживания отношений между Тирасполем и Кишиневом и, в перспективе, объединения – для начала экономически, а со временем, политически, образно говоря по „закону эффекта” (law of effect) – и в единое государство.

Свободная Европа: Кстати, как вы считаете, оттепель уже началась? Можно так расценить недавние встречи между представителями обоих берегов Днестра, сделанные ими заявления?

Корнел Чуря: Да, встречи состоялись, но это лишь прощупывание почвы, не более того. Прозвучали обнадеживающие заявления, но процесс включения Приднестровья в Зону свободной торговли с места еще не сдвинулся, к сожалению. Всем прекрасно известно, что предельный срок – 2015 год.

Свободная Европа: Но когда говорят о согласовании порядка применения Соглашения о Зоне свободной торговли в Приднестровье, возможно ли, чтобы непризнанная ПМР сохранила свой политический статус-кво, сепаратистский, и при этом получила каким-то образом возможность участвовать в этом Соглашении?

Корнел Чуря: Этот момент нужно учесть. Для Приднестровья предлагается, пока неофициально, возможность поэтапной интеграции. Проблема не в том, что и как реально будет обсуждаться, потому что, как я уже сказал, этот вариант пока прорабатывается.

Проблема в создании переговорного формата для этих обсуждений, которого пока нет, потому что Приднестровье не желает обсуждать вопрос о своем присоединении к Договору об ассоциации. Они добиваются отдельного формата с правом подписи. Кишинев пока с таким подходом не согласен.

Свободная Европа: С вашей точки зрения, г-н Чуря – и здесь я снова выражаю мнение многих скептиков – а не приведет ли это к ситуации, при которой хвост виляет собакой, как говорится, то есть к включению в демократический ареал и в демократическое пространство некоей „малюсенькой России”, со своим менталитетом, своим выбором, своим пониманием западной демократии и т.д. и т.п.? Ситуации, которая поставит под угрозу европейский характер и демократические устремления остальной Республики Молдова?

Корнел Чуря: Я думаю, опасения такого рода будут всегда. Но, так или иначе, процесс нужно привести в действие, и я говорил раньше: включение Приднестровья в Зону свободной торговли не предполагает пока политической составляющей. Следовательно, включение придется сделать лишь частично, что проблематично и для Брюсселя, так как перед Кишиневом были поставлены очень жесткие условия для подписания Соглашения об ассоциации.

Интересно, в какой степени Брюссель пойдет на уступки Приднестровью, дав добро на частичное включение региона без полного его присоединения. Это первый вопрос, который я бы поднял. Кишинев пострадает политически в результате этого включения? Это, я бы сказал, второстепенный вопрос. Потому что Приднестровье политически не хочет пока быть частью Молдовы. Мы говорим, скорее, о техническом, экономическом включении Приднестровье, а не о политическом.

Свободная Европа: Многие эксперты считают – и эту точку зрения, похоже, разделяет значительная часть населения – что Москва не вернет Приднестровье, разве что с российской военной базой в придачу. Видите ли вы, в этом смысле, какую-то возможность для этого правительства или для другого правительства, которое подталкивают сегодня решать на основе компромисса, видите ли вы какие-то перспективы в обозримом будущем?

Корнел Чуря: Да, я вижу такую перспективу. Вы и эксперты, о которых вы говорите, мыслите широкими категориями, взирая на все с высоты полета орла. Мы стоим на земле, смотрим на вещи реально и оцениваем их реально. Приднестровье реально заинтересовано экспортировать в Европейский Союз, именно из этого первичного принципа и следует исходить для того, чтобы восстановить отношения между Кишиневом и Тирасполем, учитывая общие выгоды и общие интересы. Если пойдем по этому пути, новые возможности не заставят себя долго ждать и этот процесс будет доведен до конца.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG